На тему «Значение социально-психологических аспектов в профессии юриста»
Структура психики человека
В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:
1. Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т д)..
2. Психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (при каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно).
3.Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека, например: жизненную позицию, темперамент, способности, характер.
Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом.
Указав подобные психологические явления и связывая с деятельностью юриста, можно сказать, что профессиональный юрист должен быть хорошо подкован, как психолог, который может «прочитать» собеседника и, в идеале, сразу понять, кто перед ним находится.
Как известно, профессия юриста с древнейших времён была публичной профессией (например, в Древнем Риме, судебные разбирательства проводились на площадях), а это значит, что юрист должен обладать достаточно хорошей устойчивостью, чтобы выдержать давление со стороны и не прогнуться под заведомо ложными показаниями, в том числе и против себя.
Психологические знания помогут юристу повлиять на собеседника, чтобы и его по началу успокоить, а далее придать уверенности в том, что его права будут защищены.
Юрист должен относиться к своим клиентам, как к людям «на миллион». Нуждающийся в профессиональной и квалифицированной помощи должен совершенно точно и ясно понимать, что он с одной стороны сотрудничает с профессионалом, который помог не одному десятку, а может и сотне человек, а с другой стороны, что этот человек уделяет 100% своего внимания именно ему, чтобы по возможности быстро и самое главное качественно выполнить свою работу. Известно ведь, что юридические услуги стоят недёшево, а поэтому мало кому из клиентов захочется просто так терять свои собственные деньги.
Что же необходимо юристу:
- иметь профильное образование (не купленное, а реально изученное);
- аналитический склад ума, позволяющий найти верный выход из сложившейся ситуации с плюсом для клиента, либо единственно верный выход, позволяющий минимизировать расходы данного конкретного клиента (группы клиентов, если они, например, с одной организации пишут жалобу или претензию на работодателя, который не выплачивает заработную плату, когда им профессионал скажет, что за это положена мало того, что собственно выплата, так ещё и уголовное наказание, если выплата не будет совершена);
- широкий кругозор во многих отраслях права (например, есть юрист с профилем «Трудовое право», но если он знает хотя бы средне допустим положения об интеллектуальной собственности или наследстве, то он будет цениться гораздо больше, чем, если бы он знал исключительно положения о принятии на работу, испытание при приёме на работу и увольнение);
- умение вести переговоры, отстаивать законные права и интересы клиентов;
- умение говорить с клиентом на «одном языке» (подросток 18-ти лет, желающий начать собственное дело, должен однозначно понять юриста, который ясно видит, что данный подросток не сможет (боится, неуверен в себе), по крайней мере сегодня (в этом месяце), начать своё дело и аргументировано помочь, как ему стать лучше, какие развить качества;
- положительная репутация;
- оперативное мышление – т.е. по словам клиента сразу понять, какая ситуация, к какой отрасли права относится, в какой, извините, книге искать И – дать точное опредёленное понимание для клиента, что его дело выигрышно и оно законно, и такие дела уже разрешались в пользу клиента;
- желание профессионально развиваться, а именно изучать новые положения, изменения в законодательстве, чтобы расширять свой кругозор.