Следует отметить, что основным инструментом привлечения ресурсов в госпрограмме определен механизм финансирования за счет госгарантий, которому в документе отводится одна из ключевых ролей (подробнее — в материале А.Дубинского "Возобновление кредитования: запустить нельзя отложить").
Тем временем, по словам старшего советника "Альфа-Банка" (Украина) Романа Шпека, краеугольным камнем для госпрограммы должна быть ее корреляция с реальными возможностями экономики и госбюджета. "Документ не должен разделить судьбу многих государственных целевых программ, которые хронически финансируются недостаточно, — отмечает финансист. — Ожидания по темпам роста ВВП на 2013 г. в документе несколько оптимистичны, исходя из текущего состояния экономики. В программе нет привязки к госбюджету и четкого определения источников финансирования. Если мы будем увеличивать расходы бюджета, то должны четко понимать, откуда возьмутся дополнительные доходы. И здесь важно, чтобы объективным был и прогноз макроэкономического роста, и оценка со стороны МВФ".
Мнения специалистов по поводу обеспечения финансированием госпрограммы отличаются. О.Устенко надеется на выполнение плана, в частности, по небюджетным источникам. "Выход для Кабмина — более активная реализация всех инициатив, которые называют государственно-частным партнерством. Тогда можно решить вопросы, связанные в том числе с инфраструктурой", — отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера. Экономист полагает, что несогласие в МВФ может вызвать попытка правительства слишком активно раздавать госгарантии. Тем более что их объем может превысить 50 млрд грн, заложенных в бюджете на 2013 г. Здесь можно разве что напомнить заверения директора департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галины Пахачук, что госгарантии будут предоставляться только под самоокупаемые, рентабельные, эффективные проекты, поэтому они не должны нести непосредственной нагрузки на бюджет.
В свою очередь, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский склоняется к тому, что планы по финансированию госпрограммы более-менее реалистичные. "У нас есть большие резервы. Это и привлечение частных средств, и преодоление коррупционных схем", — отмечает директор Института экономических исследований и политических консультаций. Как и О.Устенко, эксперт видит значительный потенциал в государственно-частном партнерстве. "Это могут быть совершенно разные форматы партнерства — и совместное инвестирование, и концессия функций, которые могут непосредственно выполнять частники. Но это все будет работать только тогда, когда государство будет прозрачным, когда ему будут верить", — подчеркивает экономист.
В отношении дальнейшего будущего программы также нельзя забывать, что если ей все-таки"суждено" быть не только написанной, но и реализованной, ее авторам непременно понадобится поддержка парламента — для принятия соответствующих изменений в законодательство, в т.ч. бюджетное. А здесь не все однозначно — уже начатые активные "торги" вокруг документа продемонстрировали неопределенность его окончательной судьбы. Впрочем, жалеть, похоже, особенно уже и не о чем.
Комментарии экспертов
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
— Помощь отдельным отраслям в целом как принцип — это всегда коррупция. Даже если те, кто планирует такую поддержку, не имеют в виду помочь каким-то конкретным людям, в процессе предоставления этой помощи коррупция обязательно срабатывает. При этом выбор отраслей в программе свидетельствует об ориентации на поддержку бизнеса, приближенного к власти. Даже в агросекторе основная масса денег пойдет, скорее всего, крупным производителям.
Правительственная программа, по сути, нацелена, прежде всего, на поддержку традиционных отраслей. А это все равно, что идти на войну с оружием прошлой войны. Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли не являются высокотехнологичными. Конечно, они более высокотехнологичны, чем добыча угля, но все равно они достаточно традиционные. Это не новое слово, не новые технические решения. Поддерживать нужно точки роста в новых отраслях.
И делать это правильнее всего, в первую очередь, за счет создания благоприятного инвестиционного климата — это определяющая вещь для развития экономики, и именно она должна быть приоритетом программы. Приходится в очередной раз повторять, что главная задача — сделать государство максимально "дешевым", т.е. таким, в котором чиновники не мешают предпринимателям работать.
Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— Любую программу можно раскритиковать, и нет какого-то единого стандарта для подготовки соответствующих документов. Но по содержанию и по структуре документа можно сделать несколько замечаний.
Программа предусматривает активное участие государства в поддержке тех или иных предприятий либо секторов экономики. С моей точки зрения, большой угрозой здесь является отсутствие закона о государственной помощи. Если государство собирается всем помогать, то должен быть закон, четко формулирующий принципы этой помощи и систему ответственности сторон. Просто так помощь, которая регулируется подзаконными актами, имеет большие шансы быть использованной не по назначению
Также в преамбуле документа хотелось бы видеть краткое описание того, что уже было сделано и что не сработало. Фиксация наших проблем на сегодняшний день не является чем-то новым: все, что там написано, — это абсолютно правильно, мы об этом говорим очень много времени. Очевидно, если мы не можем решить старые проблемы, тогда есть какие-то фундаментальные причины этого, и о них нужно говорить. При этом программа должна быть направлена на устранение этих причин для того, чтобы мы получили соответствующий результат.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор "CASE Украина":
— По поводу определенных проблем и выписанных направлений решений ничего плохого сказать нельзя, поскольку это уже стало очевидными истинами. Программа просто их повторяет.
По моему мнению, основным инструментом усиления экспорта и конкурентного вытеснения импорта должно быть создание равных условий для всех игроков на внутреннем рынке. И это та задача, которую для украинского правительства легче озвучить, чем выполнить.
По определению, импортный товар дороже, чем отечественный аналог, поскольку включает в цену стоимость транспортировки и импортную пошлину. Поэтому нормальный производитель с удовольствием будет переносить производство поближе к рынкам сбыта. Однако нет смысла это делать, если в стране непонятный и непредсказуемый президент, когда происходят рейдерские захваты успешного бизнеса и права собственности ничем не гарантированы, кроме размера неформального платежа.
Предложенный план — интересное упражнение по переписыванию и планированию, однако он не содержит тех базовых вещей, которые декларировались еще в 2010 г., поэтому имеет мизерный шанс на успех.
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
— Госпрограмма — нужный документ. Она необходима, прежде всего, для того, чтобы можно было пересмотреть бюджет уже по итогам первого квартала 2013 г. и готовить бюджет на 2014 г., т.е. вписывать экономическую политику правительства в одну концепцию.
Хорошо, что в Кабмине вроде бы есть понимание того, что можно сколько угодно биться по разным секторальным направлениям, но без решения проблем, связанных с либерализацией экономики, с улучшением бизнес-климата, инвестиционного климата, все равно не добьешься желаемого эффекта. С другой стороны, несмотря на наличие такого понимания, четко прописанного механизма, каким образом будут пытаться улучшать бизнес-климат, я не увидел.
Что касается отдельных механизмов поддержки, то можно положительно оценить попытку Кабмина концептуально сдвинуться в сторону того, что кредиты или любой другой ресурс, выделяемый в реальный сектор экономики, нужно возвращать. Это шаг, который должен приветствоваться налогоплательщиками, потому что это уже не простая раздача денег.
Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине:
— Государственная программа нужна, учитывая текущую динамику экономического развития Украины, а также глобальные экономические риски. Другой вопрос, что она должна быть максимально адаптирована к экономическим вызовам. На этапе обсуждения Советом предпринимателей при КМУ в Минэкономразвития (как главному разработчику программы) были направлены замечания и предложения. К сожалению, многие дельные инициативы так и не были учтены в последней редакции документа.
Основным риском реализации программы является вопрос ее финансирования, учитывая растущий дефицит государственного бюджета, пиковые выплаты по госдолгу, ограничения лимитов МФО по кредитованию Украины. В этих условиях формат государственно-частного партнерства по участию в финансировании может стать едва ли не единственным надежным источником финансирования, но в условиях солидарного распределения рисков и ответственности между государством и инвесторами.
Роман Шпек, старший советник "Альфа-Банка" (Украина):
— Одобренный правительством вариант госпрограммы значительно лучше, чем предыдущие ее версии, которые премьер-министр обсуждал с представителями бизнес-среды.
По поводу непосредственно развития отечественного производства считаю, что одна из первоочередных задач — побороть теневой импорт, потому что это нарушает принципы здоровой конкуренции. Эта составляющая должна привлекать больше внимания правительства, чем отражено в программе.
Стоит помнить и о том, что мы еще недостаточно научились защищать интересы наших производителей в рамках ВТО, и это должно быть одной из задач Кабмина в дальнейшем.
Сейчас у отечественных предприятий довольно слабое финансовое состояние. И кредитовать нужно не украинских производителей, а потребителей их продукции — покупателей самолетов, поездов, вагонов, нового оборудования. Потому что, кредитуя производителя, мы возлагаем на него дополнительную нагрузку. В то же время важным является развитие лизинговых операций и других инструментов, благодаря которым покупатель будет способен приобрести товар и своевременно выполнить свои обязательства.
Есть желание, чтобы стоял вопрос санации производства, оздоровления корпоративного сектора. В Украине более 40% предприятий длительное время работают убыточно (согласно официальным данным правительства), потери убыточных предприятий растут, доходы прибыльных сокращаются, санация в корпоративном секторе не происходит, и механизм банкротства работает неэффективно.
Исполнителям этой программы хотел бы пожелать решительности и достаточной политической воли в возобновлении программы сотрудничества с МВФ, чтобы необходимые реформы происходили в ЖКХ, нефтегазовом секторе, что позволит укрепить государственные финансы и государственный бюджет.