Кинематика деталей ГРМ зависит от профиля кулачка и схемы механизма ГРМ.
На рис. 6.1 показана схема толкателя с выпуклым кулачком, образованным тремя дугами окружностей двух радиусов. Законы изменения перемещения, скорости и ускорения толкателя будут состоять из двух участков.
Перемещения, скорости и ускорения толкателя при выпуклом кулачке на участке I
;
на участке II
,
где .
Зависимости перемещения, скорости и ускорения толкателя представлены на рис 6.2.
Рис. 6.2.
Безударные кулачки, построенные по методу "полидайн", обеспечивают движение толкателя по закону
,
где aр – угол поворота, отсчитываемый от вершины кулачка;
С – постоянные коэффициенты;
g – угол профиля кулачка от h = 0 до h = hmax;
p, q, r, s – постоянные числа, подчиняющиеся закону арифметической прогрессии (p = 6-14, q = 10-26, r = 14-38, s = 18-50).
Коэффициенты С определяются по уравнениям
C2=(-pqrs)/[(p-2)(q-2)(r-2)(s-2)],
Cp=2qrs/[(p-2)(q-p)(r-p)(s-p)],
Cq=(-2prs)/[(q-2)(q-p)(r-q)(s-q)],
Cr=2pqs/[(r-2)(r-p)(r-q)(s-r)],
Cs=(-2pqr)/[(s-2)(s-p)(s-q)(s-r)].
Ускорение толкателя
При совпадении частоты вынуждающих сил mв с собственной частотой колебаний клапанных пружин возникают резонансные колебания.
Собственная частота колебаний пружины
,
где g – плотность материала; G – модуль упругости второго рода.
При проектировании пружин стараются выполнить условие mс >10mв.
При расчете динамики клапанного механизма учитывают силы давления газов, силы инерции движущихся деталей, усилия от клапанных пружин. Все силы приводятся к оси клапана или оси толкателя.
Газовая сила, действующая на выпускной клапан
,
где pц – давление газа в цилиндре двигателя;
pвып – давление газа в выпускном трубопроводе за клапаном;
d – диаметр клапана;
dст – диаметр стержня клапана.
Газовая сила, действующая на впускной клапан
,
где pвп – давление газа во выпускном трубопроводе перед клапаном.
Силы инерции
,
где mS – приведенная масса всех движущихся деталей;
j – ускорение клапана или толкателя.
Усилие от цилиндрической клапанной пружины
,
где d – диаметр проволоки;
nрв = (n0 – 2) – число рабочих витков;
n0 – общее количество витков;
f – прогиб пружины;
D – средний диаметр пружины.
Вертикальная составляющая силы давления кулачка на толкатель
.
Боковое давление на втулку толкателя (горизонтальная составляющая)
P1 = mP2,
где m – коэффициент трения.
В случае роликового толкателя
,
где a – угол между вектором силы, действующей на ролик и вектором вертикальной составляющей силы.
Приведенные к оси толкателя газовая сила и сила сжатия пружины для схемы ГРМ, представленной на рис. 6.3
.
Приведенные к оси толкателя массы клапана и пружины при угле между осью толкателя и радиусом коромысла »90°
.
Приведенная масса коромысла
,
где Jкор – момент инерции коромысла.
Масса всех движущихся деталей, приведенная к оси толкателя
,
где mтш – суммарная масса толкателя и штанги.
Задачи
Задача 6.1. Определить собственную частоту колебаний пружины механизма ГРМ. Диаметр пружины 30 мм, диаметр проволоки 3 мм, количество рабочих витков 8.
Задача 6.2. Определить максимальную нагрузку на толкатель ГРМ (рис. 6.3) с выпуклым кулачком, схема которого представлена на рис. 6.1 при частоте вращения распределительного вала 300 1/с. Размеры кулачка: R = 0,065 м; rн= 0,02 м; r = 0,003 м; а = 0,03 м; g= 140°. Размеры пружины: диаметр пружины 40 мм, диаметр проволоки 4 мм, количество рабочих витков 8, высота пружины в свободном состоянии 70 мм, предварительное сжатие пружины 30 мм. Масса клапана 80 г, масса штанги 100 г, масса толкателя 50 г, момент инерции коромысла 0,0003 кг×м2.
Рис. 6.3.
Задача 6.3. Определить, не произойдет ли разрыв кинематической связи в ГРМ по условиям задачи 6.2.
Задача 6.4. Определить максимальную нагрузку на толкатель ГРМ (рис. 6.4) с выпуклым кулачком, схема которого представлена на рис. 6.1, при частоте вращения распределительного вала 300 1/с. Размеры кулачка: R= 0,065 м; rн= 0,02 м; r = 0,003 м; а = 0,03 м; g= 140°. Размеры пружины: диаметр пружины 40 мм, диаметр проволоки 4 мм, количество рабочих витков 8, высота пружины в свободном состоянии 70 мм, предварительное сжатие пружины 30 мм. Масса клапана 80 г, масса толкателя 50 г.
Задача 6.5. Определить максимальное ускорение толкателя при двух профилях кулачка: выпуклом и безударном ("полидайн") при частоте вращения распределительного вала 400 1/с. Размеры выпуклого кулачка: R= 0,07 м; rн= 0,025 м; r = 0,006 м; а = 0,033 м; g= 140°. Параметры кулачка "полидайн": угол профиля g= 140°, максимальный подъем толкателя hmax= 14 мм, постоянные для расчета кулачка p=6, q=10, r=14, s=18.
Задача 6.6. Сравнить время-сечение клапанов, открываемых выпуклым кулачком и безударным кулачком по условиям задачи 6.5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Луканин, В. Н. Двигатели внутреннего сгорания: учебник для вузов в 3 т. Т.2: Динамика и конструирование / В. Н. Луканин [и др.]; под ред. В. Н. Луканина, М. Г. Шатрова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2009 – 400 с.
2. Яманин, А.И. Динамика поршневых двигателей: Учебное пособие /Яманин А.И., Жаров А.В. – М.: Машиностроение, 2003. – 464 с.
3. Чистяков, В. К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие для машиностроительных вузов по специальности "Двигатели внутреннего сгорания". – М.: Машиностроение, 1989. – 256 с.
4. Дьяченко, Н.Х. Конструирование и расчет двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов / Н.Х. Дьяченко, Б.А. Харитонов, В.М. Петров и др.; Под ред. Дьяченко Н.Х. – Л.: Машиностроение, 1979. – 392 с.
5. Сборник задач по курсу "Динамика ДВС" / Составитель: Ю.Р. Вахитов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2002. – 31 с.
6. Контрольные вопросы по курсу "Динамика ДВС" для студентов направления 552700 – "Энергомашиностроение" и специальности 101200 – "Двигатели внутреннего сгорания" / Составитель: Ю.Р. Вахитов; Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1998. – 9 с.