Запишите в молекулярном, ионно-молекулярном и кратком (сокращенном) ионно-молекулярном виде предложенные реакции, сделайте обоснованный вывод об обратимости (необратимости) процессов
Молекулярные уравнения
Ионно-молекулярные уравнения
Краткие ионно-молекулярные уравнения
Вывод об обратимости процессов
Хлорид меди(II) + гидроксид калия
Карбонат калия + хлороводородная кислота
серная кислота + гидроксид калия
Сульфат калия + нитрат натрия
Гидроксид хрома(III) + хлороводородная кислота
Гидроксид хрома(III) + гидроксид натрия
II. Выполнение работы
Цель работы:
Опыт 1. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов
Опыт 1а
На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2н растворов соляной и уксусной кислот. Определите рН растворов. Почему они различаются? Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 1б
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну налейте приблизительно 1 мл уксусной кислоты, в другую – столько же соляной кислоты. Что Вы наблюдаете? В какой пробирке реакция идет интенсивнее? Напишите уравнения соответствующих реакций и объясните, почему в одной пробирке скорость реакции больше, чем в другой. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 1в
На универсальную индикаторную бумагу нанесите по 1 капле 2н растворов гидроксида натрия и гидроксида аммония. Определите рН растворов. Почему они различаются? Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения наблюдаемых Вами процессов. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 1г
В две пробирки налейте приблизительно по 1 мл 2н раствора хлорида кальция. В одну пробирку прилейте столько же 2н раствора гидроксида натрия, в другую – гидроксида аммония. Что Вы наблюдаете? Объясните причину различного воздействия на хлорид кальция взятых оснований. Напишите в молекулярной и ионно-молекулярной форме уравнения наблюдаемых Вами процессов. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 1д
В две пробирки поместите приблизительно равные кусочки мрамора (карбоната кальция). В одну пробирку прилейте 1 мл 2н раствора уксусной кислоты, в другую – столько же 2н раствора соляной кислоты. В какой пробирке реакция идет быстрее? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций и объясните разницу в скоростях реакций. Данные занесите в таблицу результатов.
реактивы
наблюдения
уравнения
выводы
Опыт 2. Условия протекания ионно-обменных реакций до конца
Опыт 2а
В две пробирки налейте примерно одинаковые объёмы (по 0,5 мл) объемы разбавленной соляной кислоты и по одной капле индикатора метилрота.
В первую пробирку добавьте по каплям раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора, во вторую – раствор гидроксида аммония той же молярной концентрации тоже до изменения окраски раствора. Почему происходит изменение окраски? В каком случае на реакцию понадобилось большее количество основания? Почему? Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций и объясните, почему рН растворов различаются. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 2б
В пробирке слейте одинаковые объемы сульфата меди и гидроксида натрия. Что Вы наблюдаете? Напишите уравнение прошедшей реакции в молекулярной и ионно-молекулярной форме. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 2в
В пробирке к небольшому количеству порошка карбоната кальция добавьте 1 мл 2н азотной кислоты. Что Вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной форме. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 2г
Углекислым газом, получаемым в аппарате Киппа, постепенно насыщайте раствор гидроксида кальция. Что Вы наблюдаете? Почему полученный осадок постепенно растворяется? Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной форме. Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 2д
В одной пробирке к 2н раствору сульфата цинка прилейте по каплям 2н раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. В другую пробирку к 2н раствору сульфата никеля (II) прилейте также по каплям 2н раствор гидроксида натрия. Отметьте цвет выпавших осадков. Затем продолжайте приливать гидроксид натрия в обе пробирки. Почему гидроксид цинка растворяется в избытке щелочи, а гидроксид никеля не растворяется?
В двух пробирках снова получите осадки гидроксидов цинка и никеля (II). К полученным осадкам по каплям добавляйте 2н растворы соляной кислоты. Что Вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать о химических свойствах полученных гидроксидов? Данные занесите в таблицу результатов.
Опыт 3. Влияние на равновесие в растворе электролита добавление вещества, содержащего одноименный ион
Налейте в пробирку 1 – 2 мл уксусной кислоты. Стеклянной палочкой, смоченной в растворе уксусной кислоты, нанесите каплю раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора. Затем в пробирку добавьте небольшое количество (на кончике шпателя) ацетата натрия. Тщательно перемешайте до полного растворения внесенного порошка и стеклянной палочкой перенесите каплю полученного раствора на универсальную индикаторную бумагу. Определите рН раствора.
Аналогичный опыт проведите с раствором гидроксида аммония, определяя рН раствора до и после растворения в нем небольшого количества хлорида аммония. 5
Объясните причины изменения рН растворов при добавлении в них солей. Данные занесите в таблицу результатов.