Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наследие аль-Идриси: Книга Рожера

В данной статье речь пойдет о труде выдающегося арабского географа Средневековья Мухаммада аль-Идриси – Книге Рожера, написанной по настоянию сицилийского короля Рожера II, и, представляющей собой карту известного в то время мира, с подробными комментариями к ней, а также о попытках ее интерпретации. Карта арабского ученого превосходила по точности все средневековые аналоги, существовавшие в ту эпоху, а комментарии, составленные к ней, достаточно детально отображали особенности описываемой местности и обычаи проживаемых на ней народов. Согласно подсчетам немецкого картографа Конрада Миллера, в тексте упомянуто более 6000 наименований, около 2500 из них нанесены на карту. Сверху вниз карта поделена на семь климатов (широтных зон), каждый из которых, в свою очередь, делится на десять секций. Таким образом, семидесяти секциям соответствуют семьдесят отрезков карт. Отличительной особенностью карты, помимо ее уникальности в плане точности, является обратная ориентация мира, т.е. Юг на карте аль-Идриси находился сверху, а Север, соответственно, снизу. Подобное изображение мира было свойственно всем арабским географам.

Арабская географическая традиция отличалась двумя основными направлениями – математическим и описательным, слияние которых привело к новым типам сочинений: небольшие содержательные таблицы (зидж) с координатами географических объектов; методичное описание путей, стран, торговых маршрутов; описание конкретных путешествий и др. Свои знания арабские ученые черпали у Птолемея и в индийских таблицах, именуемых сиддхантами. Однако, с течением времени, ученые Халифата смогли значительно усовершенствовать уже имеющиеся знания и продвинуться вперед в области географии. Труды арабских ученых сочетали в себе емкость приведенных фактов, точность и информативность теоретического и практического материалов, лаконичность таблиц и рисунков, привлекая при этом своего читателя не только содержанием, но и формой. По этому поводу, академик И.Ю. Крачковский писал: «Сухое и строгое изложение сменяется в произведениях, ставящих задачей популяризацию, живым и занимательным, в котором арабы могли проявить свое искусство рассказчиков…Богатая и разнообразная, то научная, то популярная, и техническая и легендарная, увлекательная и поучительная – она дает такой комплекс материала, подобного которому в эту эпоху нигде найти нельзя.»

Следуя данным тенденциям и зову искусства, аль-Идриси оформляет Книгу Рожера в виде сказа путешественника, не скупясь на стилистические приемы при описании различных стран и земель, и, используя при этом образные выражения. В предисловии к своему труду аль-Идриси рассказывает об огромной любви короля Рожера II к географии и о его приказе создать книгу, которая вбирала в себя все географические знания эпохи. Книга обобщала знания греческих и арабских ученых, которые в ту эпоху занимали лидирующие позиции в данной области. Вместе с тем, в труде были использованы не только сторонние сведения, но и знания самого аль-Идриси, которые еще до того, как начать служить при дворе короля Рожера II, много путешествовал, посетив, согласно И.Ю. Крачковскому, Англию, Францию, Испанию, Марокко, Малую Азию и др. Использование нескольких источников информации позволило аль-Идриси провести сравнительный анализ трудов нескольких ученых и увеличить тем самым точность своей собственной работы. Однако, многие предшественники аль-Идриси использовали такую же тактику при написании своих трудов – использовали сведения сторонних ученных, что, безусловно, могло создать неверные представления о тех землях, в которых они никогда не бывали. Отсюда, соответственно, возникают споры по поводу интерпретации различных трудов и относительно достоверности приведенных фактов. Тем не менее, некоторые события описаны арабским ученым с большой точностью. Так, например, аль-Идриси пишет о двух городах, расположенных близ моря: «От города Матраха до города Русиййа двадцать семь миль. Между жителями Матрахи и жителями Русиййа идет постоянная война». Труд арабского географа увидел свет в 1154 году (XII век), и непосредственно в этот период времени город Русийа (Корчев, Керчь) подвергался частым набегам половцев, участвовавших в междоусобицах русских князей и поддерживавших князя Олега Святославовича в борьбе за Черниговское наследство. Набеги зачастую осуществлялись из города Матрахи (Тмутаракань, Тамань), который после взятия Русийи стал частью Черниговского княжества и перешел в сферу влияния Византийской Империи. Таким образом, очевидно, что информация, приведенная в работе аль-Идриси, отличалась высокой точностью на момент появления книги.

Основное внимание хотелось бы уделить тем частям карты и отрывкам книги, где речь идет о башкирах, так как мы живем все-таки на территории Республики Башкортостан, и было бы интересно знать историю своих краев. «Земли басджиртов» обозначены в 7 секции VI и VII климатов. На севере живут внешние басджирты, на юге – внутренние. Тем не менее, в некоторых изданиях труда термины «внутренний» и «внешний» часто перепутаны местами, из-за чего постоянно возникают споры относительно правдоподобности написанного арабским ученым. Будучи несведущим в картографии, мне было трудно ориентироваться в записях к карте. Кроме того, большой трудностью для меня при исследовании труда также стала разрозненность во мнениях специалистов по поводу интересуемой меня информации. Прочитав множество статей и отрывков из научных работ, посетив несколько тематических форумов и сайтов, я пришел к выводу, что так я ничего не достигну. Сначала статья задумывалась, как попытка интерпретировать те участки карты, где упоминаются «земли басджиртов», однако потом я передумал. Причиной тому был тот факт, что большая часть людей, пишущая по данной тематике, старалась склонить чашу весов в пользу своей теории, порой подгоняя, как мне показалось, факты под свои рассуждения. Впоследствии их теории вызывали споры на форумах среди сторонников и противников этих самых теорий, и каждый из участников этой «битвы умов» старался перетянуть одеяло на свою сторону. В конечном счете я отчаялся и не стал пытаться интерпретировать труд аль-Идриси, ведь я в этом деле толком ничего не смыслю, а, следовательно, мне нужна была хоть какой-то база, на основе которой я строил бы свои рассуждения. Ее я, к сожалению, для себя не нашел.

Все споры, в большинстве своем, шли о принадлежности некоторых городов к тем или иным государствам. Аль-Идриси пишет следующее о городах басджиртов: «Что же до страны внешних басджиртов, то к ней относятся Карукийа, Намджан и Гурхан. Это населенные города, жители которых живут своим трудом, занимаясь торговлей и ремеслами лишь с тем, чтобы обеспечить себя. Эти народы постоянно вторгаются во владения других и забирают их добро. Эти страны плодородны, с обильной растительностью и стадами скота» (пер. И.Г. Коновалова). В комментариях к тексту аль-Идриси И.Г. Коновалова говорит, что данные города вряд ли могли принадлежать басджиртам, ссылаясь на несоответствие в расстоянии между городами и землями басджиртов, которое следовало из последующих записей ученого. Кроме того, описанные города, по мнению Коноваловой, отличали своих жителей оседлым образом жизни, в то время как башкиры известны всем, как кочевой народ. Исследователи из нашей республики, в отличие от Коноваловой, были довольны текстом аль-Идриси и утверждали, что все, что написано – самая что ни на есть правда, и по-другому быть не может.

Что же получается в конечном итоге?

Получается так, что постоянно разрабатываются какие-то теории, которые, тем не менее, слабо подкреплены аргументацией. Дело усугубляется тем, что современное расположение городов, описанных арабским географом, неизвестно, а значит отсутствует возможность подтвердить чью-либо теорию. Однако это не мешает исследователям «с пеной у рта» доказывать, что их теория абсолютно верна. При прочтении некоторых теорий вообще было трудно поверить, что их допускают к печати: в одних случаях башкиры уподобляются чуть ли не пещерным людям, которые вообще не знали о существовании цивилизации, в других – они, наоборот, ставились в центр нашего мироздания. Как говорится, из крайности в крайность. Подытоживая, остается лишь с досадой заявить о том, что в подобных случаях, как этот, исследователи перестали искать какую-то «общую» правду и начали гнаться лишь за своей – «собственной», забыв о том, что наука должна быть, прежде всего, беспристрастной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.