Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитательные функции детского коллектива

Понятие «детский коллектив»

Основополагающим в советской теории воспитания являлось положение о воспитании в коллективе, для коллектива и через коллектив. В настоящее время, когда не только провозглашает­ся, но и делается попытка реализации идей личностно ориенти­рованной педагогики, многие педагоги или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту «проблему, используя термины: «об­щность», «группа», «ассоциация», «кооперация» и т.п. Конечно, сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни назы­вали). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и-больше делается акцент на социально-психологи­ческие аспекты внутригрупповых отношений. В советское вре­мя упор делался на идейно-политическое воздействие коллек­тива на личность, его корректирующее-контролирующую функцию, что в настоящее время неактуально.

Человек — существо социальное, и, начиная с малых лет, он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно на­учиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

Воспитательная значимость коллективного, группового вза­имодействия задолго до советского времени была осознана как необходимость. В XVIII веке идею совместной коллективной жизни реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци.Не­мецкий педагог В А. Лай(1862—1926) уделял большое внимание вопросу школьных общин, в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые скла­дываются между детьми в групповом общении, можно найти в русской художественной и педагогической публицистике вто­рой половины XIX в. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддер­живать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах воз­можный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «дет­ская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте первых школ-коммун. Од­ной из таких школ в составе Первой опытной станции по народ­ному образованию руководил СТ. Шацкий. Он на практике до­казал возможность эффективной организации школьного коллектива как педагогически целесообразной воспитывающей жизни детей.

Значительный вклад в разработку теории и методики воспи­тательного коллектива внес А.С. Макаренко. Прежде всего была принципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспи­тании детей, который в его педагогической практике превратил­ся в субъект воспитательного воздействия, влияющий на каж­дого члена коллектива. По его мнению, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллек­тива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистических отношений он все больше уходит на задний план. Идеи А.С. Ма­каренко были развиты в педагогической деятельности В.А. Су-хомлинского в Павлышской школе.

Коллектив дает личностиследующее:

■ удовлетворяет потребности личности в общении и самоут­верждении;

■ является сферой ее жизнедеятельности (человек постоян­но находится в каких-то объединениях, группах, вступая
в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения
с другими людьми);

■ богатый эмоциональный опыт;

■ поведенческий опыт, социальная ценность которого очень
значима в последующей жизни человека;

■ создает условия, чтобы через общение и взаимодействие
с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;

■ предоставляет возможность проявить свою индивидуаль­ность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответ­ствует силам и способностям.

 

Так что же такое коллектив?

Коллектив— группа людей, взаимно влияющих друг на дру­га и связанных между собой общностью социально значи­мых целей, интересов, потребностей, норм и правил пове­дения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности и характеризующаяся высоким нрав­ственным уровнем развития.

Есть и такое определение коллектива — группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности.

Детский коллектив— детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитыва­ющих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию ин­дивидуальности каждого его члена.

К числу признаков коллектива относятся:

■ сознательный характер объединения людей;

■ единство общей и личных целей членов коллектива;

■ относительная устойчивость и длительность функциониро­вания;

■ четкая организационная структура внешних и внутренних

связей и взаимоотношений;

■ наличие органов координации деятельности (органов са­моуправления) ;

■ общепринятые нормы поведения и общие ценностные ори­ентации (ценностно-ориентационное единство);

 

■ благоприятная интеллектуально-моральная атмосфера;

■ защищенность каждого члена коллектива и чувство эмо­ционального комфорта;

■ сплоченность;

■ коллективная деятельность, единый результат которой до­стигается усилиями каждого члена группы;

■ основа межличностных отношений — коллективизм (см. да­лее).

В коллективе высокого уровня развития положение лично­сти устойчиво, определено, поэтому человек свободен в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или всеми уважаемое лицо с социально-ценностной ориентаци­ей. Характерно отношение к делу как к личностно значимому для каждого члена или для большинства. Отношение к руководи­телю — как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями. Отношение члена к группе — от­крытое, товарищеское, к себе — свободное проявление «Я», ини­циативность; по отношению к членам коллектива — ответствен­ная зависимость (смена выполняемых функций), дружба.

В сформированном коллективе создаются всесторонние воз­можности для проявления и развития каждой личности. Подав­ление и нивелировка личности происходят в плохо организован­ных группах, не доросших до уровня коллектива.

Назовем функциидетского коллектива.

Регулятивная— носитель и пропагандист высоких мировоз­зренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная— основная форма организации детской жизнедеятельности.

Консолидационная (объединяющая)— форма объединения, сплочения, кооперации.

Стимулирующая— побуждение личности к нравственно цен­
ной деятельности и торможение негативных намерений и по­
ступков. ,

Воспитательная— целенаправленное воздействие на каж­дую личность членов коллектива и воспитателя и формирующее взаимодействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установ­ки, уважение к другим людям, способность активно откликать­ся на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется соци­ально-психологическим климатом коллектива. Социально-пси­хологический климат коллектива— эмоциональная атмосфе­ра, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем; он способствует постоянно­му воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъек­тами проявляемых отношений.

Социально-психологический климат зависит от степени спло­ченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплочен­ность детского коллектива— степень его единства, проявляю­щаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере меж­личностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

Сплоченность детского коллектива проявляется в появлении коллективизма.

Коллективизм— нравственное качество личности, прояв­ляющееся в способности индивида активно откликаться на нужды другого человека, жить общественными интересами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удовлетворе­нии потребностей коллектива, общества, самой личности.

*

Признакиколлективизма:

открытость— способность устанавливать и поддерживать
строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения
с другими коллективами или их представителями, а также
с новичками в своем коллективе. Оказание разносторонней
помощи другим коллективам и не членам коллектива;

контактность— хорошие личные, эмоционально благопри­ятные дружеские, доверительные взаимоотношения чле­
нов коллектива, включающие внимание друг к другу, доб­рожелательность, уважение и тактичность;

организованность— умелое взаимодействие членов кол­лектива, бесконфликтное распределение обязанностей
между ними, хорошая взаимозаменяемость. Способность
коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять не­достатки, предупреждать и оперативно решать возника­ющие проблемы.

Типы и структура детских коллективов

Коллективы по степени сложности структуры и опосредо-ванности межличностных отношенийбывают первичными и вторичными. Первичные коллективы — те, в которых наблю­дается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов. В него вхо­дят разнообразные по характеру деятельности, организации, от­ношениям, интересам, содержанию общения, составу первич ные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, от­ряды, бригады, команды. В школе таким коллективом является общешкольный.

Сущность жизни общешкольного коллектива заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровнях. А.С. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным и вто­ричным (контактным) и общим коллективом. В качестве первич­ного коллектива им был создан разновозрастной отряд,члены которого учились в разных классах, но на производстве работа­ли вместе. В таком отряде создавались взаимоотношения, напо­минающие отношения между старшими и младшими детьми в нормальной семье. На старших лежала забота о младших, от­ветственность за них. Младшие учились уважать старших, под­ражая им и усваивая полезные привычки поведения, накапли­вая личный опыт. Во главе отряда находился командир, который организовывал определенный участок работы и отвечал за дея­тельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда, счи­тал Макаренко, может колебаться от 10 до 15 человек, но не бо­лее. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состоянии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватывающий 25— 30 человек, громоздок для управления. Этот недостаток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.

Каждый формирующийся или уже созданный коллектив име­ет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициа­тивной группы), различных подвижных микрогрупп и череду­ющихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

По содержанию деятельностиколлективы могут быть учеб­ными, трудовыми, научными, общественно-политическими, ху­дожественно-творческими, клубными, спортивными и др.

По заданной функциипроизводственными, воспитатель­ными (детский и педагогический коллективы учебно-воспита­тельных учреждений).

По социально фиксированному положениюформальные (юридически фиксированный статус, социально заданная дея­тельность); неформальные (добровольные объединения по инте­ресам, симпатиям и др.). По длительности функционированияпостоянные, вре-1енные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады 1т.п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения опреде­ленной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).

Виды (уровни) отношений в детском коллективе

Коллективное самоопределение является психическим меха­низмом обретения личностями свободы в коллективе, когда раз­личные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляют­ся механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существова­ния, когда каждый член коллектива сознательно выбирает свою позицию. Но такие отношения складываются постепенно и име­ют многоуровневую структуру. Первый уровень (вид)образует­ся совокупностью межличностных отношений непосредствен­ной зависимости (персональных (личностных) отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипа­тичности, совместности, затруднительности или легкости кон­тактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или мень­шей внушаемости.

Второй уровень (вид)образуется совокупностью межлично­стных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). На этом уровне отношения между членами коллек­тива проявляются как отношения между участниками совмест­ной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровеньобразуется системой связей, выражающих от­ношение к предмету коллективной деятельности (мотивационныеотношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отноше­ние к объекту деятельности, социальный смысл коллективной

деятельности.

На самой высокой стадии развития коллектива происходит коллективистская идентификацияформа гуманных отноше­ний, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других: у нашего товарища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувствовать и т.п.).

 

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и кол­лектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочета­ния всех видов отношений в детском коллективе сложно: изби­рательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Будут существовать избирательные отно­шения к различным видам деятельности, к их содержанию, сред­ствам и методам достижения цели. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные дей­ствия, нанесенные обиды, быть толерантным, учит сотрудниче­ству и кооперации.

Этапы развития коллектива

Процесс формирования коллектива проходит несколько ста­дий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагоги­ческого процесса. Задача воспитателя — понять психолого-педагогические основы происходящих изменений в коллекти­ве и в каждом воспитаннике на каждом этапе формирования коллектива. Есть разное определение этих этапов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).

А.С. Макаренко выделил стадии развития коллектива по харак­теру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.

Субъект воспитания — воспитатель.На первой стадии пе­дагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решитель­ные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоя­тельности членов актива очень низкий. Преобладают развива­ющиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, не­редко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формировани­ем актива.

Субъект воспитания — актив.На второй стадии, когда тре­бования педагога поддерживаются активом, эта наиболее созна­тельная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению.Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем членам коллектива на деле участвовать в уп­равлении своей жизнью, усложняется практическая деятель­ность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планирова­нии и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив становит­ся опорой педагога, превращается в авторитетный. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность. Педагог способствует укреп­лению позиций актива и расширению его состава, вовлекая со­вместно с активом всех детей в совместную деятельность, конк­ретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому; функция его коммуникативная — организация и на­лаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения вза­имной ответственности. Деловые отношения развиваются. За­рождаются мотивационные и гуманистические отношения. Фор­мируется коллективное самосознание: «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллекти­вами.

Субъект воспитания — коллектив.На третьем этапе раз­вития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать раз­витие каждого. Требованияпредъявляет коллектив в форме об­щественного мнения.

Общественное коллективное мнение представляет собой со­вокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллек­тива (или его значительной части) к различным событиям и явле­ниям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к формированию обществен­ного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внут-риколлективных отношений и о превращении группы в коллек­тив.

Формируются мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе складывается благоприятный социаль­но-психологический климат эмоционального комфорта и защи­щенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. В нем существует полная самоуправляемость и самоуправ­ление.

Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он фор­мирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального разви­тия каждого из его членов. Общий позитивный нравственный опыт, оценки событий — основной признак и наиболее харак­терная черта коллектива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.

Субъект воспитания — личность.На четвертом этапе раз­вития коллектива происходит побуждение всех членов коллек­тива к самовоспитанию, создаются условия для развития твор­ческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение каждой личности высокое, статус ее высок, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совер­шенствуются, деятельность коллектива все больше носит просо-циальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно ус­военному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм ста­новится его потребностью, процесс воспитания переходит в про­цесс самовоспитания.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мне­ние детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимули­рует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.

Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. В развитии коллектива не­избежны скачки, остановки, движение вспять. Между этапами нет четких границ — возможности для перехода к последующе­му этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последу­ющий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останав­ливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А.С. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни детского коллектива, остановка — смерть.

Динамика формирования коллектива обобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков: щ общие социально значимые цели;

■ совместная организованная деятельность;

■ отношения ответственной зависимости;

■ рациональное распределение социальных ролей;

■ равенство прав и обязанностей членов коллектива;

■ активная организаторская роль органов самоуправления;

■ устойчивые позитивные взаимоотношения;

■ сплоченность, взаимопонимание, коллективистское само­
определение членов, коллективистская идентификация;

■ высокий уровень референтности (отношений значимости;
связывающих субъекта с другим человеком или группой
лиц);

■ возможность обособления личности в группе.

Показательным является в зависимости от уровня ее разви­тия поведение группы в стрессовой ситуации (по Л.И. Уманско-му). Группы низкого уровня развития обнаруживают безразли­чие, апатию, дезорганизуются. Взаимообщение приобретает конфликтный характер. Результативность работы резко снижа­ется. Группы среднего уровня развития в тех же условиях харак­теризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность дея­тельности не снижается. Группы высокого уровня развития наиболее стрессоустойчивы. На стрессовые ситуации отвечают возрастанием активности. Эффективность их деятельности не только не снижается, но даже повышается.

Вопросы и задания

1. Объясните, чем коллектив отличается от обычной группы.
На примере своей учебной группы определите уровень развития
в ней коллективистических отношений. Под влиянием каких фак­торов (или их отсутствия) коллектив вашей группы находится на
данном уровне развития?

2. Проведите социометрию в одном из классов и определите сте­пень сплоченности детского коллектива. В зависимости от полу­ченных результатов дайте прогноз развития детского коллекти­ва и педагогические рекомендации по его дальнейшему
формированию.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.