Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наблюдатель состоит из того же вещества, что и наблюдаемое



 

Чтобы переживать на опыте проблемное состояние, нужно воображать и делать вид, что есть отличие между наблюдателем и тем переживанием, которое наблюдатель создает. Например, если наблюдатель создает переживание: “Я люблю себя”, он должен делать вид, что состоит из другого вещества, чем наблюдаемое. Если наблюдатель не играет в эту игру, и вещества рассматриваются как одно и то же, то не может быть контрастов, и следовательно не может быть переживания.

Проблемы могут возникать только при наличии “я”, отдельного от проблемы. Когда вещество, то есть наблюдатель и наблюдаемое, рассматриваются как одно и то же, проблема и испытывающий проблему сливаются и исчезают.

Квантовое упражнение 58

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

“В квантовой физике ученые входят в состав сложной системы без четко определенных границ, и ученому не обязательно описывать экспериментальную установку как изолированный физический объект, чтобы включить её в научный эксперимент. Говоря другими словами, субъект и объект объединяются ... или субъект и объект существуют только вместе.” (Капра, 1976:121)

Шаг I: Заметьте, когда у вас происходит переживание (например, “Я люблю себя”, злость, и тому подобное).

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и наблюдателем, спрашивая себя: “В чем отличие между мной и наблюдателем?”

Шаг IV: Рассмотрите наблюдателя и его объект (наблюдаемое переживание) как одно и то же вещество.

Шаг V: Заметьте, что происходит.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Принцип: Каждый раз, когда появляется проблема, заметьте, что у проблемного состояния, испытывающего проблему, и проблемы, нет присущей им собственной природы, то есть они неотделимы друг от друга.

 

В буддийской литературе часто используется термин “собственная природа” и говорится, что у личности нет внутренне присущей собственной природы. Это можно истолковать так, что наблюдатель, наблюдаемое и окружающее пустое пространство—все состоит из одного и того же квантового поля, пустоты. Чтобы иметь отдельное “я”, нужно чтобы вещи состояли из разных материалов.

Другими словами, воспримите наблюдателя проблемы и проблему как одно целое. Позвольте им быть одним целым. Когда они рассматриваются как одно целое, все сливается и утрачивает свою контрастность.

Поскольку все взаимозависимо и взаимо-проникает все остальное, нет независимой природы. Когда это замечено, проблема демонтируется, потому что нет контрастов.

 

Принцип: Наблюдатель и наблюдаемое состоят из одного и того же квантового поля, пустоты. Наблюдатель появляется одновременно с наблюдаемым, и одновременно исчезает.

Квантовое упражнение 59

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Наблюдатель и наблюдаемое появляются и исчезают вместе.

Шаг I: Заметьте переживание.

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и наблюдателем.

Шаг IV: Позвольте наблюдателю и объекту (наблюдаемому) вместе появляться и исчезать.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Нет какого-то единого наблюдателя

Чтобы выйти за пределы наблюдателя и наблюдаемого, нам нужно понять, что у каждой я-роли есть наблюдатель и наблюдаемое—одна единица. Кажется, что каждое “я” появляется независимо от наблюдателя и что один и тот же наблюдатель наблюдает все эти “я”. На самом деле у каждого “я” есть свой собственный наблюдатель. Что у нас остается, когда наблюдатель-наблюдаемое рассматриваются как состоящие из одного и того же вещества? Нам остается то, что известный индийский учитель Рамана Махариши назвал “я-я”. В традиции четвертого пути Г. И. Гурджиева оно называется “настоящим я”. В квантовой психологии мы называем это состоянием без состояния, в котором есть знание без познающего, или осознание без осознаваемого объекта.

Квантовое упражнение проще некуда

1. Заметьте я-роль, часть(ицу), или происходящее переживание.

2. Заметьте наблюдателя, наблюдающего “я”.

3. Спросите себя: “Что за наблюдатель наблюдает эту я-роль, частицу или переживание?”

4. Заметьте, что происходит.

 

Видимость наблюдателя

Другими словами, кажется, что есть только один устойчивый наблюдатель, наблюдающий, как все приходит и уходит. Действительно есть наблюдатель, который появляется с каждым событием. Наблюдатель и наблюдаемое появляются и исчезают вместе. Это тонкое понимание и опыт выводят нас за рамки пары наблюдатель-наблюдаемое к “я-я”, настоящему “я”, или состоянию без состояния.

На этом уровне мы можем начать понимать и знать, что наблюдатель и наблюдение не только являются одним целым, они состоят из сгущенной пустоты. Наблюдатель, настолько важный во многих традициях, на самом деле является частицей, я-ролью. Хотя можно спорить, что это более высокая я-роль, чем обычная, это все равно я-роль.

Прослеживая наш путь с первого уровня, мы можем заметить необходимость разделить личность на наблюдателя и наблюдаемое. Но на этом уровне мы видим, что осознавание наблюдателя, или осознание осознания, выводит нас за пределы обычной реальности наблюдатель-наблюдаемое. Еще раз цитируя Бентова,

“Наша объективная реальность состоит из пустоты, наполненной пульсирующими полями. Когда мы останавливаем пульсацию полей, мы возвращаемся к абсолюту.” (Бентов, 1977:67)

Бентов говорит здесь о том, что этот процесс похож на маятник. Наблюдатель и его переживание переходят из пустоты максимального отклонения маятника в сгущенную пустоту движения. Маятник движется, затем останавливается и рассеивается, чтобы потом снова уплотниться в движении. Бентов высказывает предположение, что этот цикл происходит до 14 раз в секунду.

Иллюстрация 13

Заметьте, что пустота сгущается и рассеивается, как движение маятника. Это можно сравнить со “спандой”, божественной пульсацией, которая обсуждалась в третьей главе. Форма становится пустотой, пустота становится формой. Понимание этого—“Сутра сердца”, сердце Буддизма.

маятник

пустота пустота

пустота пустота

Это значит, что знаем мы это или нет, мы 14 раз в секунду переживаем на опыте отсутствие контрастов и квантовое сознание. Почему мы об этом не знаем? Потому что без контраста в пустоте при максимальном отклонении маятника, нет “я”, которое бы это наблюдало.

Квантовый скачок

В предыдущих главах мы обсудили, что “наблюдение создает реальность”. Здесь мы сосредоточимся на еще одном аспекте квантовой реальности: “Когда нет наблюдения, нет и реальности.” (Герберт, 1985:17)

Квантовое упражнение 60

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Это упражнение относится к предыдущей главе о времени. Одна из основных иллюзий—что наблюдатель был “здесь” и наблюдал до появления наблюдаемого или объекта (чувства, мысли, и т. д.). Многие сторонники новой эры (Нью-Эйджеры) и последователи восточных религий говорят о том, что наблюдатель создает или всегда присутствует, и “как бы сам являешься наблюдателем”.

В главах 3, 4 и 5 нас просят быть свидетелем или наблюдателем. Заметьте, как наблюдатель создает реальность с помощью наблюдения. А здесь нас просят совершить “квантовый скачок”, как прыгун с шестом, и оставить эту ступеньку позади. Раньше нас просили проникнуть сквозь другую иллюзию времени, и осознать что вы как наблюдатель присутствовали до наблюдаемого. В этом квантовом скачке мы углубляемся еще дальше в наблюдаемое и наблюдателя, что они не только являются одним и тем же веществом, но и появляются и исчезают вместе.

Шаг I: Заметьте переживание.

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и наблюдателем.

Шаг IV: Позвольте наблюдателю и объекту (наблюдаемому) (мысли, эмоции и т. д.) вместе появляться и исчезать.

Шаг V: Заметьте “не-я”—я, которое присутствует во время появления и исчезновения.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовое созерцание

Если бы не было вашего “я”, которое наблюдает, знали бы вы, что есть проблема?

Обдумайте: Если бы не было “я”, которое может наблюдать проблему, то не было того, кто бы знал, что это проблема.

 

В книге Кена Уилбера “Нет границы” он утверждает: “Нет границы между субъектом и объектом, собой и не-собой, видящим и видимым.” (Уилбер, 1981:40)

Здесь Уилбер говорит именно о том, что просят вас пережить в данном упражнении: что наблюдатель и наблюдаемое—одно и то же; между ними нет границы. Многие дисциплины предложили множество способов уничтожить или избавиться от этой границы наблюдатель/наблюдаемое.

Уилбер утверждает:

“Нам на самом деле не нужно тратить силы на попытки уничтожить первичную границу, и по очень простой причине: первичной границы вообще нет.” (Уилбер, 1981:47)

Позвольте мне вспомнить по этому поводу случай в Санта-Розе в Калифорнии в 1988 году. Сидя в моей комнате для медитаций, я решил поискать того, кто читал квантовую физику и занимался так много лет этими психологическими и духовными практиками. Когда я обратил внимание вокруг и попытался найти “я”, которое делало это, я не нашел его. Ничего не оказалось. Искателя не оказалось. Я осознал, что искатель и искомое состоят из одного и того же вещества.

 

Принцип: Мыслящего нет, есть только мышление.

Квантовое упражнение 61

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте проходящую мысль.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто думает эту мысль, и заметьте, что такого нет.

Шаг III: Заметьте, что нет мыслящего—только мышление. Мыслящий является мышлением.

Шаг IV: Мыслящий и мыслимое являются одним целым, значит, мыслящего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Чувствующего нет.

Квантовое упражнение 62

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте чувство.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто чувствует чувство, и заметьте, что есть только чувство без чувствующего.

Шаг III: Заметьте, что нет “я”, которое чувствует, а есть только чувство.

Шаг IV: Чувствующий является чувством, значит, чувствующего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Ощущающего нет.

Квантовое упражнение 63

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте ощущение.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто ощущает ощущение, и заметьте, что ощущающий является ощущением.

Шаг III: Заметьте, что нет ощущающего “я”, а только ощущающееся ощущение.

Шаг IV: Ощущающий является ощущением, значит, ощущающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Квантовое упражнение 64

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте эмоцию.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, у кого эта эмоция, и заметьте, что есть просто эмоции, и нет того, кто имеет эмоции.

Шаг III: Заметьте, что нет “я”, имеющего эмоции.

Шаг IV: “Эмоцирующий” является эмоцией, значит, эмоцирующего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Принцип: Нет того, у кого есть ассоциации; а есть просто ассоциации.

 

Принцип: Нет слушающего, есть просто слышание.

Квантовое упражнение 65

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Заметьте слышание.

Шаг II: Обратите внимание вокруг, попробуйте найти, кто слышит, и заметьте, что есть просто слышание без слушающего.

Шаг III: Заметьте, что слышание и слушающий—одно целое, значит, слушающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Становится вполне очевидно, что нет отдельного “я”, а просто чувствование, слышание, мышление.

 

Принцип: Когда демонтируются умозрительные идеи и убеждения, остается “есть-ность”.

Квантовое упражнение 66

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Шаг I: Посмотрите на какой-нибудь предмет. Отведите свое внимание от объекта, идя внутрь за рамки представлений и знаний об объекте.

Шаг II: Заметьте пустоту до появлений идеи об объекте.

Шаг III: Обратите внимание вокруг и попробуйте найти воспринимающего.

Шаг IV: Заметьте, что нет воспринимающего объект, просто восприятие, значит, воспринимающего нет.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Принцип: “В любое время, когда вы готовы переживать на опыте пустоту, она здесь.” (Уилбер, 1981:50)

“Невозможно услышать слушающего, потому что его нет. То, что вы называете слушающим—на самом деле просто переживание слышания, вы не слышите слышания.” “Чем больше я стараюсь увидеть видящего, тем больше меня озадачивает его отсутствие.” “По-видимому, когда мы ищем “я”, отдельное от переживания, оно исчезает. Субъект и объект всегда оказываются одним целым.” (Уилбер, 1981)

Выводы

Эта глава и упражнения в ней ведут нас на новый уровень. В следующей главе нас попросят сделать следующий “квантовый скачок”, прыгнуть с шестом через перекладину и отбросить еще одну идею о том, кто мы такие. Именно идея о том, кто мы такие, отделяет нас от того, кто мы такие* . В фильме “Звездные войны: Ответный удар империи” Йода, учитель Люка Скайуокера, подытоживает это так: “Ты должен разучиться тому, чему научился.”

 

Глава 10

Последнее путешествие

The mind is de-void of mind.

(Ум пуст и без-умен.)

Далай Лама, Сан-Хосе, 1989

Капитан Кирк в фильме “Звездный поход” (Star Trek) говорит: “Отправиться туда, где никто еще не был”. Мне кажется, что это относится и к квантовой психологии, потому что когда мы завершим этот уровень, никого не останется.

В предыдущих главах мы увидели, и надеюсь, пережили на опыте, что все переживания, окружающее их пространство, и их наблюдатель-создатель—одно и то же. Давайте просмотрим шаги, через которые мы прошли в нашем квантовом путешествии.

Пересматривая каждый квантовый скачок, важно помнить о двух вещах. Прежде всего, о “лестнице Витгенштейна”. Цитируя всемирно известного философа Людвига Витгенштейна,

“Мои утверждения используются для разъяснения таким образом: любой, понявший меня, в конце концов замечает их бессмысленность, использовав их,—как ступеньки,—чтобы забраться выше их. (Он должен, так сказать, “выбросить лестницу”, после того как по ней взобрался.)” (Витгенштейн, 1961:74)

Суфийский поэт 13-го века, Руми, говорит об этом так:

“Я раб того, кто на каждом этапе не воображает, что достиг окончательной цели. Нужно пройти немало этапов, прежде чем путник прибудет к месту назначения.” (Шах, 1976:13)

Как прыгун с шестом должен отбросить шест, чтобы перелететь через планку, аналогично выводы, убеждения и идеи каждого уровня—это ступеньки, которые нужно отбросить, чтобы продолжить наше путешествие.

В Индии есть еще она метафора: “шип шипом вынимают”. Вообразите, что в ноге застрял как заноза шип (проблема незнания, кто вы, разделения, боли, и т. д.). Вы берете другой шип (квантовую психологию), чтобы вынуть застрявший в ноге шип (проблему боли и т. п.). Когда шип вынут из ноги, вы выбрасываете оба шипа (боль разделения и квантовую психологию).

Как в старой китайской пословице: когда поднимаешься по лестнице, каждая ступенька важна, но чтобы перейти к следующей, нужно пойти дальше, оставить ту ступеньку, на которой стоишь. Следовательно, хотя может казаться, что какой-то уровень противоречит предыдущему, нужны начальные шаги, прежде чем мы пойдем дальше, чтобы достичь нашу цель. Например , в пятой главе мы обнаружили, что являемся создателями переживания, а также наблюдателями мысли, а вот в девятой главе мы обнаруживаем, что находимся за рамками создателя нашего переживания.

Не смущайтесь этим; сначала нужно “усвоить”, что вы создатель своего опыта, прежде чем можно будет “усвоить”, что вы находитесь за рамками даже этой концепции, или как сказал Рам Дас:

“Сначала нужно осознать, что находишься в тюрьме, прежде чем сможешь из нее выбраться.” (Дас, 1972)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.