Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Только праведные деяния могут приблизить человека к Аллаху



Тауассуль

(Пути приближения к Аллаху)

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани

Перевод: Кулиев Эльмир

Предисловие

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину всех пророков и посланников, его роду, его сподвижникам и всем, кто следовал, и будет следовать его путем вплоть до наступления Дня воздаяния!

В основе этой статьи, которую я предлагаю вниманию уважаемых читателей, лежат две лекции, прочитанные нашим учителем, шейхом Мухаммадом Насир ад-Дином аль-Албани перед группой молодых мусульман летом 1392 г.х. Это произошло в его доме, в лагере аль-Йармук в Дамаске. Шейх всесторонне рассмотрел положения, касающиеся поиска близости к Аллаху, что свидетельствует о его глубоких познаниях и здравых суждениях и о том, как тщательно он исследовал этот вопрос. Поистине, в наш век трудно найти человека, который мог бы сравниться с ним.

Присутствовавшие на лекциях были поражены этим ценным исследованием, отличавшимся достоверностью сведений и убедительностью доводов, и согласились с его результатами и с выводами шейха, которые полностью совпадали с мнением ранних мусульманских богословов, да смилостивится над ними Аллах.

Мы решили, что публикация этого исследования крайне важна и принесет мусульманам большую пользу, поможет им избавиться от замешательства, в котором находятся многие из них из-за этого опасного вопроса.

Всевышний Аллах по милости Своей облегчил для нас эту задачу, потому что сразу несколько братьев записали обе лекции на пленку. Другой брат, ревностно стремящийся приобрести знания, добровольно вызвался перенести выступления шейха на бумагу и записать их ясным, красивым почерком. Да вознаградит его Всевышний Аллах за приложенные усилия!

Я пересмотрел его записи и переработал материал так, чтобы его можно было опубликовать в виде книги. В некоторых случаях я дополнил слова шейха уместными полезными выводами. Кроме того, я поместил ссылки к аятам и некоторым хадисам, которые встречаются в книге. Между тем наш учитель, шейх аль-Албани нашел статью "Поиск близости к Аллаху и хадисы по этому поводу", написанную более двадцати лет тому назад. Это была статья из серии "Тасдид аль-Исаба", в которой шейх опроверг воззрения некоторых еретиков, раскритиковавших салафитский призыв в ряде своих статей. В них имели место клевета, путаница и множество безосновательных утверждений, свидетельствовавших о том, что их авторы не имели ни твердых знаний, ни чистых помыслов. Наш учитель показал мне эту статью, и в ней я нашел ценные сведения, удачно дополнявшие две предыдущие лекции. Я добавил эту статью к лекциям, сгруппировал материал и опустил то, что целесообразно было опустить, поскольку в том материале больше не было надобности. Потом я представил эту работу в новом виде автору, и он отредактировал ее, внеся ясность в некоторые вопросы. Вот так по милости Всевышнего Аллаха появилась эта краткая статья, которую я представляю вниманию читателей. Я надеюсь, что они сочтут ее полезной, и прошу Великодушного Покровителя щедро вознаградить ее автора и ее издателя. Хвала же Аллаху, по милости Которого благие дела удается довести до конца! Достаточно нам Его помощи, и как же прекрасен этот Помощник!

Мухаммад Ид аль-Аббаси; Дамаск 27/03/1395 г.х. (19 апреля 1975 г.)

 

От автора

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах наставил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не поведет прямым путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Аль Имран, 102);

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса, 1);

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (аль-Ахзаб, 70-71).

Поистине, лучшим из повествований является писание Аллаха, а лучшим из руководств – руководство Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Самым худшим же из деяний являются новшества, ибо любое новшество – это ересь, любая ересь – это заблуждение, а любое заблуждение приводит в Ад.

А затем:

Люди находятся в глубоком замешательстве по поводу того, как можно искать близости к Аллаху, и что по этому поводу говорится в религии. Между мусульманами в этом вопросе существуют большие разногласия. Одни запрещают то, что разрешают другие. Одни впадают в крайность, другие проявляют излишнюю небрежность. На протяжении многих веков у мусульман вошло в обычай взывать к Аллаху словами: "Боже, одари меня благополучием и прощением ради того, что полагается Твоему пророку, ради его высокого места, ради его положения перед Тобой!" или "Боже, прошу Тебя простить меня ради того, что полагается Заповедному Дому!" или "Боже, я прошу Тебя посредством высокого положения угодников и праведников, такого-то и такого-то!" или "Боже, ради Твоих людей и ради тех, возле кого мы сейчас находимся и кто помогает нам [1], избавь от забот нас и всех тех, кто озабочен!" или "Боже, поддержи ислам и мусульман, ведь мы со смирением воздели к Тебе руки и пытаемся приблизиться к Тебе посредством того, кто займет высокое место в Судный День и станет заступаться за рабов!"

Люди называют это поиском близости к Аллаху и считают, что поступать так разрешено шариатом. Они полагают, что Коранические аяты и хадисы узаконивают такие действия и даже велят мусульманам поступать так. Некоторые из них проявляют в этом вопросе крайнюю чрезмерность и позволяют приближаться к Аллаху посредством творений, которые вообще не занимают особого положения. Они ищут близости к Господу посредством могил святых угодников и металлических конструкций их мавзолеев, посредством песка, камней или деревьев, которые растут вблизи этих могил. Они полагают, что особую важность представляет все, что находится поблизости от важного человека, и что милость Аллаха, оказываемая обитателю могилы, распространяется и на саму могилу. Руководствуясь такими представлениями, они пытаются приблизиться к Аллаху посредством этих творений, а некоторые из поздних еретиков даже разрешают взывать к ним о помощи, вместо того, чтобы взывать к Аллаху!

Что же такое поиск близости к Аллаху? Какие у него виды? Каков смысл аятов и хадисов, в которых говорится об этом? Каково истинное отношение Ислама к подобным действиям?

 

Глава I. Термин "тауассуль" в языке и в Коране

Значение слова "тауассуль" в арабском языке

 

Прежде чем мы приступит к подробному обсуждению этой темы, я хотел бы коснуться одной из важнейших причин, по которой многие люди не понимают смысл этого слова. Они расширяют его значение и вносят в него то, что к нему не относится. Причина же этого заключается в недопонимании его лексического значения и этимологии. Слово "тауассуль" – исконно арабское слово, встречающееся в Коране и Сунне, а также в арабской поэзии и прозе. Оно означает «приближение к цели», «охотное устремление к ней».

Ибн аль-Асир в книге "ан-Нихайа" сказал: «"Уасиль" означает "желающий", а "уасиля" – "близость", "посредничество", "то, благодаря чему можно приблизиться к желаемому". Множественная форма этого слова "уасаиль"».

Аль-Файрузабади в толковом словаре "аль-Камусе" сказал: «Глагол "уассаля" в сочетании с именем Аллаха означает "совершить поступок, приближающий к Нему"».

Ибн Фарис в книге "Муджам аль-Макайис" сказал: «"Уасиля" означает "желание", "стремление", а глагол "уассаля" – "желать". "Уасиль" означает "стремящийся к Всемогущему и Великому Аллаху". В таком значении его использовал Лябид в стихе:

Я вижу, люди не знают цену своим деяниям,

Хотя каждый набожный стремится к Аллаху».

Ар-Рагиб аль-Асфахани в книге "аль-Муфрадат" сказал: «"Уасиля" – это стремление приблизиться к чему-либо с большим желанием. Это слово имеет более конкретное значение, чем слово "уасыля", потому что оно включает в себя и желание. Всевышний сказал: «…ищите близости к Нему…» (аль-Маида, 35). Искать близости к Всевышнему Аллаху означает следовать Его путем, творя добро и поклоняясь Ему. Значение этого слова подобно значению слова "курба". Слово "уасиль" же означает "стремящийся к Всевышнему Аллаху"».

Таким же образом его истолковал имам Ибн Джарир, подкрепив свое утверждение словами поэта: Если клеветники оставят нас в покое, то мы сблизимся,

И восстановятся наша дружба и близкие отношения.

Слово "уасиля" также используется в значении "высокое положение перед царем", "близость к нему". В одном из хадисов сообщается, что так называется самое высокое место в Раю: «Если вы услышите призыв муаззина, то повторяйте то, что он говорит, а затем помолитесь за мое благословение, ибо того, кто помолится за мое благословение один раз, Аллах благословит десять раз. Потом попросите Аллаха одарить меня "уасилей". Так называется место в Раю, которое полагается всего одному из рабов, и я надеюсь, что им буду я. И кто попросит для меня "уасилю", тот будет удостоен заступничества». Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаий, Ибн Маджа.

Совершенно ясно, что два последних значения слова "уасиля" очень близки с его изначальным значением, однако они не являются предметом нашего обсуждения в этом исследовании.

 

Значение слова "уасиля" в Коране

 

Упомянутое мной ранее значение слова "тауассуль" является его лексическим значением, и по этому поводу нет никаких разногласий. Таким же образом наши праведные предшественники и выдающиеся комментаторы Корана истолковали два аята, в которых упоминается слово "уасиля". Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете»(аль-Маида, 35); «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (аль-Исра, 57).

По поводу первого аята имам комментаторов Корана, хафиз Ибн Джарир сказал: “О те, которые поверили в слова Аллаха и Его посланника, поверили в обещанное вознаграждение и наказание! Бойтесь Аллаха, т.е. повинуйтесь приказам Аллаха и не преступайте Его запретов. Ищите близости к Нему, т.е. пытайтесь приблизиться к Нему, совершая богоугодные дела”.

Хафиз Ибн Касир передал слова Ибн Аббаса о том, что "уасиля" означает "близость". Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Уаиля, аль-Хасана, Абдуллаха б. Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других. Он же передал со слов Катады, что этот аят означает: “Приближайтесь к Нему, повинуясь Ему и совершая богоугодные дела”. После этого Ибн Касир сказал: “Между комментаторами нет разногласий по поводу того, что сказали эти имамы… "Уасиля" – это то, благодаря чему можно приблизиться к достижению цели”.

Обстоятельства ниспослания второго аята, позволяющие понять его смысл, нам разъяснил славный сподвижник Абдуллах б. Масуд. Он сказал: “Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Впоследствии эти джинны обратились в Ислам, а люди, которые поклонялись им, даже не ведали об этом”. Муслим.

Хафиз Ибн Хаджар писал: “Люди, которые поклонялись джиннам, продолжали поклоняться им, а джинны не желали этого, потому что к тому времени они уже обратились в Ислам. Они сами искали близости к своему Господу. Таково надежное толкование этого аята”.

Из этого аята очевидно, что под словом "уасиля" подразумевается то, благодаря чему можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому Аллах сказал, что они ищут близости к Нему, т.е. совершают праведные дела, которые приближают их к Всевышнему Аллаху. Этот аят также указывает на удивительный феномен, противоречащий всякому здравому смыслу. Речь идет о том, как некоторые люди поклоняются рабам Аллаха и обращаются к ним с мольбами, трепещут перед ними и надеются на них, тогда как те уже открыто обратились в Ислам и признали себя рабами Аллаха. Они пытаются приблизиться к Нему посредством праведных деяний, которые Он любит и которыми Он доволен. Они надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания. Аллах подчеркнул безрассудство тех невежд, которые поклонялись джиннам и не желали отказываться от этого, несмотря на то, что джинны – всего лишь творения, которые тоже поклоняются Пречистому Аллаху. Они так же слабы и беспомощны, как и люди, которые поклоняются им. Они не способны помочь или навредить даже самим себе. И поэтому Аллах упрекнул язычников за то, что они поклонялись творениям наряду с Ним. Только Всеблагой и Всевышний Господь способен принести вред или пользу. Он один вершит судьбами всех творений и наблюдает за всем сущим.

 

Только праведные деяния могут приблизить человека к Аллаху

 

Удивительно, что некоторые из тех, кто претендует на право называться ученым, опираясь на два предыдущих аята, разрешают искать близость к Аллаху посредством самих пророков, их святости или их высокого положения. Такие выводы являются ошибочными, и эти два аята нельзя истолковывать подобным образом, потому что в шариате нет свидетельств в пользу законности таких поступков. По этой же причине ни один из наших праведных предшественников не делал из этих аятов такие выводы и не разрешал искать близости к Аллаху таким образом. Из этих двух откровений они понимали, что Всеблагой и Всевышний Аллах приказал нам стремиться к Нему с большим желанием и использовать любую возможность, чтобы приблизиться к Нему и заслужить Его довольство.

Во многих других священных текстах Пречистый Аллах обучил нас тому, что мы можем приблизиться к Нему посредством праведных деяний, которые Он любит и которыми Он доволен. Аллах не предоставил нам права самим определять эти дела, руководствуясь нашим разумом и суждением, поскольку в таком случае мы непременно впали бы в противоречия и стали бы враждовать друг с другом. Напротив, Пречистый Господь велел нам в этом вопросе руководствоваться Его заповедями и следовать Его наставлениям, поскольку только Всемогущему и Великому Аллаху известно то, чем Он доволен. И для того чтобы узнать, какой поступок приблизит нас к Аллаху, мы обязаны по каждому отдельному вопросу обращаться к шариату нашего Пречистого Господа и разъяснениям Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это значит, что мы должны руководствоваться писанием Аллаха и Сунной Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это было заповедано Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это – писание Аллаха и сунна Его посланника». Малик.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.