Особое место в жизни подрастающего поколения занимает игровая деятельность.
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией богов. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. осудил скоморошьи потехи, в XVII в. царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, маскарады, карнавалы, фейерверки. После Петра I «бесовские» игры были запрещены. Однако игры невозможно было «вытравить», и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра стала одним из распространенных видов отдыха и развлечения.
Игра— ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку.
Отличие игры от труда состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, а в переживаниях, значимых для ребенка.
Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г.В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление «избытка сил»; австрийский психолог К. Бюлер видит причину игры в «функциональном удовольствии», а З. Фрейд рассматривает игру как реализацию вытесненных из жизни желаний и т.п. Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М.С. Каган):
- активность природы, не зависимая от роли человека (играют волны, ветер свищет);
- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);
- развитие физических и творческих сил человека;
- самостоятельная форма деятельности (суть ее — собственно игра: игра в бильярд, игра в шахматы, деловая игра и пр.).
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;
в) художественные, передающие образ, явление природы, настроение и пр.;
д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности; моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;
е) военные, прогнозирующие ход сражения.
Все виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.
Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей. С глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство А.П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра — вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.
В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности.
Это игра-путешествие (во времени, географическое, событийное и пр.), когда, например, участники игры садятся в "машину времени" и под звуки органа и демонстрации слайдов с видами Германии XVII-XVIII вв. отправляются к великому И.С. Баху. Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.
Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта. Слова: "кто больше?" — поистине волшебные, это стимулятор и активизатор деятельности детей. "Кто больше назовет слов с двумя шипящими?", — спрашивает руководитель драматического кружка. "Кто выше прыгнет?", — обращается к детям руководитель хореографического объединения. Игры-викторины, проникнутые духом состязательности, вырабатывают самостоятельность и смелость решений, формируют настойчивость и выдержку, т.е. те качества, которые ведут к успеху, к победе.
Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить" какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, т.к. выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным находкам.
Игра-фантазия. "Мы в лесу, — обращается руководитель фотостудии к детям, — но сегодня я прошу вас снимать таким образом, чтобы муравей, стоящий рядом с человеком, был больше его и казался бы гигантом; обычный осенний лист был бы похож на извергающуюся лаву, словом, каждый снимок должен быть необычным, фантастическим, сделанным как бы на другой планете". Такое обращение превращает сложную съемку в удивительный труд.
Игра-диспут с конкретной личностью или направлением в искусстве, общественной системой или эпохой побуждает играющих, к обдумыванию, сравнению, сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску решения проблемы, выработке собственного решения.
Сюжетно-ролевая игра способна подчинить себе все мероприятие или определить лейтмотив деятельности самодеятельного объединения. "У нас не просто хор, — говорит руководитель вновь принятым мальчикам, — у нас флотская команда, — парусник с кубриком, палубой и штурвалом, а ребята — юнги на корабле, которые вступают на палубу в форме, выполняют все правила морского устава, и поем мы, в основном, морские песни". Условия; игры приняты, роль понятна, сюжет отныне: будет развиваться также и при их (новичков) участии.
Сюжетно-ролевая игра "Пеппи принимает гостей" создает воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению и в конкретных условиях научает детей нормам и правилам общественного поведения.
Игра-драматизация очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.
Посредством игры-драматизации можно на основе всем известного художественно-литературного материала ближе познакомиться с биографией и творчеством поэта, писателя, художника, продолжить неразрешенный спор между Микеланджело и Рафаэлем, Моцартом и Сальери. Игра-драматизация позволяет участнику игры психологически сблизиться с изображаемым героем и пережить его проблемы и поражения, счастье и беду, и одновременно обогатить себя новой информацией, насытить новым эмоциональным ощущением.
Игры-аттракционы (набрасывание колец на конусы или булавы, головоломки, занимательные задачи и т.п.) помогают с пользой проводить в коллективе свободные минуты отдыха, при этом способствуют выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и решительности действий.
Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений, ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т.п. Они несут эмоциональный заряд, а потому "разряжают" обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность.
Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм. Сами названия таких массовых праздников, как "Путешествие с Алисой", "Лесными тропами индейцев", "История старого города", "Команда капитана Врунгеля" говорят об игре как основе мероприятия.
Реже игра используется в повседневной деятельности досуговых объединений. Практика педагогической деятельности показывает, что в детском самодеятельном коллективе, руководитель которого не использует столь разнообразную палитру игр, дети хуже усваивают материал (быстро утомляется, теряется интерес к занятиям). Многочисленные повторы движений, музыкальных фраз и т.п. не приводит к успеху, дети устают, допускают ошибки, теряют веру в себя, интерес к виду деятельности и, как результат, покидают объединение.
Использование разнообразных по виду и форме игр ворганизации учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении, напротив, способствует реализации самых разнообразных запросов и интересов, мобилизации творческой активности детей, развивает их интеллектуальные и физические способности. В игре легко происходит слияние требований педагога и коллектива с личными потребностями каждого отдельно взятого ребенка. Игра побуждает в человеке созидательные силы.
Существует бесконечное множество музыкальных игр. Такие игры развивают музыкальную память, пластику движений, чувство ритма, побуждают интерес к музыке. С большим энтузиазмом участниками музыкальных объединений воспринимается игра-викторина, в которой играющие по фрагменту должны угадать все музыкальное произведение. Участники хореографического коллектива в музыкально-хореографической игре-импровизации «изобрази животное» с завидной точностью, под звуки специально написанных музыкальных пьес изображают лисиц, зайцев, волков, ослов и т.п.
Часто игра является не просто методом творческого развития участников самодеятельности, а главным содержанием деятельности объединения. Так, сюжетно-ролевые игры составляют стержень фольклорных ансамблей, ибо их программы - посиделки, колядки, масленица и т.п. не что иное, как игровое действие, в контекст которого входят музыка, песни, танцы, присказки т.п. Кроме того, игра самым активным образом используется при организации внутриколлективной повседневной жизни самодеятельного объединения.
Она используется при проведении в коллективе "капустников", праздников и вечеров отдыха, КВН, различного рода игровых конкурсов и т.п. Во многих самодеятельных объединениях постоянно обыгрываются эмблемы, символика, ритуал, имеются свои законы внутриколлективной жизни, которая превращается в служение идеалам добра и справедливости.
Игра не отправляет свое позитивное воспитательное воздействие автоматически. Это происходит лишь тогда, когда она является результатом продуманной педагогической программы. Ибо есть игры, вырабатывающие грубость, жестокость; вызывающие нездоровый азарт, тщеславие, разрушающие психику ребенка. И есть игры, оказывающие огромное воспитательное воздействие: развивающие чувство добра и справедливости, укрепляющие волю, воспитывающие чувство сопричастности к чужой беде и умение прийти на помощь к товарищу.
Каково же значение игр? Что игра дает детям? Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок – очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Она имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир — антипод. Она дает физическое совершенствование, поскольку в своих активных формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. Она дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других мирах. Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Она дает возможность развития остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
Игра дает радость общения с единомышленниками. Она дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и проведения.
На первом этапе организации игрнеобходимо сформулировать педагогическую цель, которая, в свою очередь, определяет форму, характер и содержание избираемой игры. В процессе учебно-творческой работы игра может использоваться как игровой фрагмент с целью релаксации. В случае, когда дети устали, потеряли интерес к происходящему, и на их лицах появилось безразличие, скука, равнодушие к занятиям — это сигнал к тому, что необходимо перейти к игре с целью снятия психологического и физического напряжения. Для таких ситуаций у организатора детского досуга должна быть целая серия игр-экспромтов. Без всякой подготовки (при условии, что эта игра детям уже знакома) педагог объявляет: "Внимание, пошел сильный дождь", — и каждый участник игры ведет себя в заданных условиях в соответствии с настроением и отношением к этому явлениюприроды. Или другой экспромт, звучит предостережение: "Тигр вырвался из клетки!" — и все дети прячутся так, чтобы их не нашел, не достал разъяренный зверь. Подобные игры могут проводиться в любой детской возрастной группе.
Игра может быть использована как педагогический прием для выработки — как развития тех или иных качеств умений и навыков, так и с целью выработки музыкальной памяти у участников оркестрa народных инструментов. Одна группа коллектива дважды исполняет другой группe один и тот же музыкальный фрагмент, но с небольшим изменением. Необходимо найти различие. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.
Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности. В игре действия являются выразительными и семантическими актами, а не оперативными приемами. Детская игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. В игре происходит замещение одних предметов другими путем воображения, происходит воображаемое преобразование действительности. В игре через роли, которые выполняет ребенок, и формируется личность. Но игра — не единственное средство. Игра для ребенка — школа жизни. В ней формируются воображение, сообразительность, ловкость и т.д. Ценность игры состоит в том, что она является свободной развивающей деятельностью, носит творческий импровизационный и активный характер. В ней присутствуют приподнятость деятельности, состязательность, эмоциональное напряжение, наличие прямых или косвенных правил.
Кроме того, игра может использоваться как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания, как в художественной действительности, так и в повседневной жизни. Дидактическую игру следует отличать от игровых приемов, выступающих лишь как средства побуждения, стимулирования детей к определенным видам деятельности, в то время как весь процесс протекает не в игровой деятельности. Дидактическая игра предполагает и протекание всего процесса, и достижение педагогически значимого результата в игровой деятельности.
На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией.
Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.
Важная задача игровой деятельности — нормирование направленности на осознание принадлежности к социально-исторической общности (изучение и сохранение своих корней, традиций своего этноса). Во всех странах, во все эпохи дети отражают в своих играх быт семьи, детского сада и школы; труд взрослых и события общественной жизни. Яркой иллюстрацией этому служат строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина": "С послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию, закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей".
Одной из центральных задач игровой деятельности является формирование у детей направленности на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей. По выражению Д.Б. Эльконина, игра способна стать источником развития морали ребенка, более того, школой морали, причем не морали в представлении, а морали в действии. Игры, построенные на моделировании жизненных ситуаций, могут обеспечить реальную жизненную значимость полученных знаний, умений, навыков, их экстраполяцию в новые ситуации. Ибо, беря на себя в игре роли положительных героев, "присваивая" себе их качества, отождествляясь с ними, дети и в повседневной жизни стараются быть похожими на них, происходит рост их нравственного самосознания. Таким образом, значительно облегчается процесс социальной адаптации.
Важная задача игровой деятельности — нормирование направленности на проявление социальной инициативы. Игровая деятельность зиждется на инициативе, оказании помощи слабым, беззащитным, творческой импровизации в осуществлении общественно-полезной деятельности и в этом ее ценность. В качестве непременного условия игры выступает деятельность по преобразованию реальной ситуации в воображаемую, игра приподнимает над обыденностью, всеобщая "зараженность" игрой переносит детей в необычную фантастическую обстановку. Даже замкнутым и застенчивым детям игра помогает включиться в активную творческую деятельность, вскрыть их сущностные силы, ибо атмосфера непринужденности, свободной игры творческих сил, отсутствие боязни выглядеть смешным создает ощущение легкости и веры в себя. Игра — важное средство творческого социального самовыражения, проба сил.
Формирование направленности на природу, на сохранение экологической среды — вот еще одна задача, успешно решаемая в игровой деятельности. В игре дети в процессе взаимодействия с окружающей средой исследуют мир природы, осознают себя его составляющей. Множество детских игр построено на образном перевоплощении в растения и животных, на знании флоры и фауны, умении ориентироваться в лесу и на море.
Одна из основных задач игровой деятельности — формирование направленности на искусство. В игре ребенок может попробовать свои силы в самых разных сферах искусства. Даже в раннем детском возрасте, играя в "Дочки-матери", дети рассказывают куклам стихи и сказки, поют им песни. Дети постарше испытывают огромное удовольствие от возможности проявить в игре свои способности в рисовании, лепке, вокале, музыке и т.п., а среди подростков и юношества самыми увлекательными являются игра-импровизация и игра-драматизация.
Еще одна задаче игровой деятельности — формирование направленности на учение. В классификации детских игр есть раздел — познавательные игры типа "Что изменилось?"; "Чего здесь не хватает?"; "Что? Где? Когда?" и др. Такие игры способствуют расширению кругозора, получению и закреплению знаний, развитию смекалки и находчивости, побуждению интереса к различным областям науки, техники, искусства; содействуют перерастанию детского любопытства в любознательность, а любознательности — в установку на учение. Игра — это детский путь обучения. Игра вбирает в себя огромное информационное поле об исторических событиях и бытовых сторонах повседневной жизни, разнообразных формах предметов и явлениях природы.
В игровой деятельности осуществляется также задача нормирования направленности на труд. Игра является ступенью в подготовке к труду, причем к труду творческому. Даже неинтересную рутинную работу с помощью игры можно превратить в увлекательный творческий акт. Так, достаточно "превратить" комнату для занятий изостудии в художественное ателье, где вместе c ребятами незримо присутствуют Суриков, Репин, Крамской, чтобы уборка помещения стала интересной и даже почетной работой. В игре приобретаются навыки, без которых невозможна никакая трудовая деятельность.
Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, решает важнейшую социальную задачу нормирования направленности на других. В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений. В игре ребенок учиться жить, ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама структура игры, ее порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний, порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками.
Задача игровой деятельности — формирование направленности на себя. В игре каждый ребенок имеет возможность ярчайшего проявления своей индивидуальности, своих самых лучших качеств — настойчивости, самостоятельности, выдержки, ответственности за выполняемое дело и т.п. Игра — это всегда проверка себя, своих возможностей.
Третий этап организации игр заключается в осуществлении подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).
Игра более эффективно воздействует на детей тогда, когда оснащена технически. В арсенале игры должны находиться диапозитивы, фильмы, звуковые эффекты, музыкальное оформление, светомузыка, разнообразные эмблемы, символика и т.п. Намного интереснее проходит, скажем, игра-путешествие на занятиях хореографического коллектива, когда знакомство с индийскими национальными костюмами сопровождается музыкальным фоном, проецируются слайды с живописными видами Индии и т.п.
С одной стороны, игра как бы не имеет возрастных границ, с другой — при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой. Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательно должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Спокойные игры следует чередовать с подвижными. Непременным условием для организации игровой деятельности детей этого возраста является введение их в сюжетно-ролевые игры.
Психолого-физиологические свойства и качества подросткового возраста снижают интерес к сказочным элементам в игре, так увлекающим младших школьников. Подростку, при сохранившейся еще ребячливости, хочется заявить о себе как о взрослом, поэтому игры-викторины, игры-путешествия, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры обязательно должны отвечать основному требованию: в игре подросток должен выразить себя, выразить все то доброе, что накопилось в его сознании и поведении. На смену страсти к подражанию в подростковом возрасте приходит желание перевоплощаться, в этой связи особое место в игре подростков должны занять игры-драматизации. Особой популярностью пользуются у подростков игры не фрагментарные, а многоступенчатые, переходящие в новое качество, например игра в моряков, в труппу на гастролях и т.п.
Несмотря на быстрое взросление подростков и переход их в пору юношества, игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт. Исследователи феномена игры пришли к выводу, что с возрастом потребность в игре не исчезает, а видоизменяется. Изучение жизнедеятельности юношества указывает на наличие в ней игровых элементов. В юношеском возрасте игра должна присутствовать в качестве органичного элемента деятельности. В юношеской среде особой популярностью пользуются игры-импровизации, игры-тесты, игры-экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою индивидуальность.
Четвертый этап организации игр — осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).
Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна нести положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия, и осуществляться смена ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.
И, наконец, пятый, заключительный, этап игры — анализ полученных итогов и оценка результатов. При этом следует отметить, что без тщательной проработки всех этапов игры ее педагогическая результативность сводится к минимуму.
В качестве критериев оценки результатов выступают:
а) выполнение условий проведения игры;
б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;
в) степень решения поставленных задач;
г) уровень достижения поставленной цели.
Таким образом, игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть, каприза к целенаправленной творческой деятельности по подготовке подрастающего поколения к будущей жизни.