Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение детских игр в жизни детей

Особое место в жизни подрастающего поколения занимает игровая деятельность.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Именно здесь родились Олимпийские игры. Платон даже обожествлял игры, считая их привилегией богов. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. осудил скоморошьи потехи, в XVII в. царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, маскарады, карнавалы, фейерверки. После Петра I «бесовские» игры были запрещены. Однако игры невозможно было «вытравить», и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Сегодня игра стала одним из распространенных видов отдыха и развлечения.

Игра— ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность.
«Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку.

Отличие игры от труда состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, а в переживаниях, значимых для ребенка.

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г.В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление «избытка сил»; австрийский психолог К. Бюлер видит причину игры в «функциональном удовольствии», а З. Фрейд рассматривает игру как реализацию вытесненных из жизни желаний и т.п. Е.А. Аркин,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М.С. Каган):

- активность природы, не зависимая от роли человека (играют волны, ветер свищет);

- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

- развитие физических и творческих сил человека;

- самостоятельная форма деятельности (суть ее — собственно игра: игра в бильярд, игра в шахматы, деловая игра и пр.).

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

в) художественные, передающие образ, явление природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие заданные умения и: навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности; моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Все виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.

Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей. С глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство
А.П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра — вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.

В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности.

Это игра-путешествие (во времени, географическое, событийное и пр.), когда, например, участники игры садятся в "машину времени" и под звуки органа и демонстрации слайдов с видами Германии XVII-XVIII вв. отправляются к великому И.С. Баху. Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т.п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта. Слова: "кто больше?" — поистине волшебные, это стимулятор и активизатор деятельности детей. "Кто больше назовет слов с двумя шипящими?", — спрашивает руководитель драматического кружка. "Кто выше прыгнет?", — обращается к детям руководитель хореографического объединения. Игры-викторины, проникнутые духом состязательности, вырабатывают самостоятельность и смелость решений, формируют настойчивость и выдержку, т.е. те качества, которые ведут к успеху, к победе.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить" какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, т.к. выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным находкам.

Игра-фантазия. "Мы в лесу, — обращается руководитель фотостудии к детям, — но сегодня я прошу вас снимать таким образом, чтобы муравей, стоящий рядом с человеком, был больше его и казался бы гигантом; обычный осенний лист был бы похож на извергающуюся лаву, словом, каждый снимок должен быть необычным, фантастическим, сделанным как бы на другой планете". Такое обращение превращает сложную съемку в удивительный труд.

Игра-диспут с конкретной личностью или направлением в искусстве, общественной системой или эпохой побуждает играющих, к обдумыванию, сравнению, сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску решения проблемы, выработке собственного решения.

Сюжетно-ролевая игра способна подчинить себе все мероприятие или определить лейтмотив деятельности самодеятельного объединения. "У нас не просто хор, — говорит руководитель вновь принятым мальчикам, — у нас флотская команда, — парусник с кубриком, палубой и штурвалом, а ребята — юнги на корабле, которые вступают на палубу в форме, выполняют все правила морского устава, и поем мы, в основном, морские песни". Условия; игры приняты, роль понятна, сюжет отныне: будет развиваться также и при их (новичков) участии.

Сюжетно-ролевая игра "Пеппи принимает гостей" создает воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению и в конкретных условиях научает детей нормам и правилам общественного поведения.

Игра-драматизация очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.

Посредством игры-драматизации можно на основе всем известного художественно-литературного материала ближе познакомиться с биографией и творчеством поэта, писателя, художника, продолжить неразрешенный спор между Микеланджело и Рафаэлем, Моцартом и Сальери. Игра-драматизация позволяет участнику игры психологически сблизиться с изображаемым героем и пережить его проблемы и поражения, счастье и беду, и одновременно обогатить себя новой информацией, насытить новым эмоциональным ощущением.

Игры-аттракционы (набрасывание колец на конусы или булавы, головоломки, занимательные задачи и т.п.) помогают с пользой проводить в коллективе свободные минуты отдыха, при этом способствуют выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и решительности действий.

Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений, ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т.п. Они несут эмоциональный заряд, а потому "разряжают" обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность.

Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм. Сами названия таких массовых праздников, как "Путешествие с Алисой", "Лесными тропами индейцев", "История старого города", "Команда капитана Врунгеля" говорят об игре как основе мероприятия.

Реже игра используется в повседневной деятельности досуговых объединений. Практика педагогической деятельности показывает, что в детском самодеятельном коллективе, руководитель которого не использует столь разнообразную палитру игр, дети хуже усваивают материал (быстро утомляется, теряется интерес к занятиям). Многочисленные повторы движений, музыкальных фраз и т.п. не приводит к успеху, дети устают, допускают ошибки, теряют веру в себя, интерес к виду деятельности и, как результат, покидают объединение.

Использование разнообразных по виду и форме игр в организации учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении, напротив, способствует реализации самых разнообразных запросов и интересов, мобилизации творческой активности детей, развивает их интеллектуальные и физические способности. В игре легко происходит слияние требований педагога и коллектива с личными потребностями каждого отдельно взятого ребенка. Игра побуждает в человеке созидательные силы.

Существует бесконечное множество музыкальных игр. Такие игры развивают музыкальную память, пластику движений, чувство ритма, побуждают интерес к музыке. С большим энтузиазмом участниками музыкальных объединений воспринимается игра-викторина, в которой играющие по фрагменту должны угадать все музыкальное произведение. Участники хореографического коллектива в музыкально-хореографической игре-импровизации «изобрази животное» с завидной точностью, под звуки специально написанных музыкальных пьес изображают лисиц, зайцев, волков, ослов и т.п.

Часто игра является не просто методом творческого развития участников самодеятельности, а главным содержанием деятельности объединения. Так, сюжетно-ролевые игры составляют стержень фольклорных ансамблей, ибо их программы - посиделки, колядки, масленица и т.п. не что иное, как игровое действие, в контекст которого входят музыка, песни, танцы, присказки т.п. Кроме того, игра самым активным образом используется при организации внутриколлективной повседневной жизни самодеятельного объединения.

Она используется при проведении в коллективе "капустников", праздников и вечеров отдыха, КВН, различного рода игровых конкурсов и т.п. Во многих самодеятельных объединениях постоянно обыгрываются эмблемы, символика, ритуал, имеются свои законы внутриколлективной жизни, которая превращается в служение идеалам добра и справедливости.

Игра не отправляет свое позитивное воспитательное воздействие автоматически. Это происходит лишь тогда, когда она является результатом продуманной педагогической программы. Ибо есть игры, вырабатывающие грубость, жестокость; вызывающие нездоровый азарт, тщеславие, разрушающие психику ребенка. И есть игры, оказывающие огромное воспитательное воздействие: развивающие чувство добра и справедливости, укрепляющие волю, воспитывающие чувство сопричастности к чужой беде и умение прийти на помощь к товарищу.

Каково же значение игр? Что игра дает детям? Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок – очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Она имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир — антипод. Она дает физическое совершенствование, поскольку в своих активных формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. Она дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других мирах. Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Она дает возможность развития остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками. Она дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и проведения.

На первом этапе организации игрнеобходимо сформулировать педагогическую цель, которая, в свою очередь, определяет форму, характер и содержание избираемой игры. В процессе учебно-творческой работы игра может использоваться как игровой фрагмент с целью релаксации.
В случае, когда дети устали, потеряли интерес к происходящему, и на их лицах появилось безразличие, скука, равнодушие к занятиям — это сигнал к тому, что необходимо перейти к игре с целью снятия психологического и физического напряжения. Для таких ситуаций у организатора детского досуга должна быть целая серия игр-экспромтов. Без всякой подготовки (при условии, что эта игра детям уже знакома) педагог объявляет: "Внимание, пошел сильный дождь", — и каждый участник игры ведет себя в заданных условиях в соответствии с настроением и отношением к этому явлению природы. Или другой экспромт, звучит предостережение: "Тигр вырвался из клетки!" — и все дети прячутся так, чтобы их не нашел, не достал разъяренный зверь. Подобные игры могут проводиться в любой детской возрастной группе.

Игра может быть использована как педагогический прием для выработки — как развития тех или иных качеств умений и навыков, так и с целью выработки музыкальной памяти у участников оркестрa народных инструментов. Одна группа коллектива дважды исполняет другой группe один и тот же музыкальный фрагмент, но с небольшим изменением. Необходимо найти различие. Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняет досуг детей, но и оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности. В игре действия являются выразительными и семантическими актами, а не оперативными приемами. Детская игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. В игре происходит замещение одних предметов другими путем воображения, происходит воображаемое преобразование действительности. В игре через роли, которые выполняет ребенок, и формируется личность. Но игра — не единственное средство. Игра для
ребенка — школа жизни. В ней формируются воображение, сообразительность, ловкость и т.д. Ценность игры состоит в том, что она является свободной развивающей деятельностью, носит творческий импровизационный и активный характер. В ней присутствуют приподнятость деятельности, состязательность, эмоциональное напряжение, наличие прямых или косвенных правил.

Кроме того, игра может использоваться как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания, как в художественной действительности, так и в повседневной жизни. Дидактическую игру следует отличать от игровых приемов, выступающих лишь как средства побуждения, стимулирования детей к определенным видам деятельности, в то время как весь процесс протекает не в игровой деятельности. Дидактическая игра предполагает и протекание всего процесса, и достижение педагогически значимого результата в игровой деятельности.

На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией.

Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

Важная задача игровой деятельности — нормирование направленности на осознание принадлежности к социально-исторической общности (изучение и сохранение своих корней, традиций своего этноса). Во всех странах, во все эпохи дети отражают в своих играх быт семьи, детского сада и школы; труд взрослых и события общественной жизни. Яркой иллюстрацией этому служат строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина": "С послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию, закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей".

Одной из центральных задач игровой деятельности является формирование у детей направленности на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей.
По выражению Д.Б. Эльконина, игра способна стать источником развития морали ребенка, более того, школой морали, причем не морали в представлении, а морали в действии. Игры, построенные на моделировании жизненных ситуаций, могут обеспечить реальную жизненную значимость полученных знаний, умений, навыков, их экстраполяцию в новые ситуации. Ибо, беря на себя в игре роли положительных героев, "присваивая" себе их качества, отождествляясь с ними, дети и в повседневной жизни стараются быть похожими на них, происходит рост их нравственного самосознания. Таким образом, значительно облегчается процесс социальной адаптации.

Важная задача игровой деятельности — нормирование направленности на проявление социальной инициативы. Игровая деятельность зиждется на инициативе, оказании помощи слабым, беззащитным, творческой импровизации в осуществлении общественно-полезной деятельности и в этом ее ценность. В качестве непременного условия игры выступает деятельность по преобразованию реальной ситуации в воображаемую, игра приподнимает над обыденностью, всеобщая "зараженность" игрой переносит детей в необычную фантастическую обстановку. Даже замкнутым и застенчивым детям игра помогает включиться в активную творческую деятельность, вскрыть их сущностные силы, ибо атмосфера непринужденности, свободной игры творческих сил, отсутствие боязни выглядеть смешным создает ощущение легкости и веры в себя. Игра — важное средство творческого социального самовыражения, проба сил.

Формирование направленности на природу, на сохранение экологической среды — вот еще одна задача, успешно решаемая в игровой деятельности. В игре дети в процессе взаимодействия с окружающей средой исследуют мир природы, осознают себя его составляющей. Множество детских игр построено на образном перевоплощении в растения и животных, на знании флоры и фауны, умении ориентироваться в лесу и на море.

Одна из основных задач игровой деятельности — формирование направленности на искусство. В игре ребенок может попробовать свои силы в самых разных сферах искусства. Даже в раннем детском возрасте, играя в "Дочки-матери", дети рассказывают куклам стихи и сказки, поют им песни. Дети постарше испытывают огромное удовольствие от возможности проявить в игре свои способности в рисовании, лепке, вокале, музыке и т.п., а среди подростков и юношества самыми увлекательными являются игра-импровизация и игра-драматизация.

Еще одна задаче игровой деятельности — формирование направленности на учение.
В классификации детских игр есть раздел — познавательные игры типа "Что изменилось?"; "Чего здесь не хватает?"; "Что? Где? Когда?" и др. Такие игры способствуют расширению кругозора, получению и закреплению знаний, развитию смекалки и находчивости, побуждению интереса к различным областям науки, техники, искусства; содействуют перерастанию детского любопытства в любознательность, а любознательности — в установку на учение. Игра — это детский путь обучения. Игра вбирает в себя огромное информационное поле об исторических событиях и бытовых сторонах повседневной жизни, разнообразных формах предметов и явлениях природы.

В игровой деятельности осуществляется также задача нормирования направленности на труд. Игра является ступенью в подготовке к труду, причем к труду творческому. Даже неинтересную рутинную работу с помощью игры можно превратить в увлекательный творческий акт. Так, достаточно "превратить" комнату для занятий изостудии в художественное ателье, где вместе c ребятами незримо присутствуют Суриков, Репин, Крамской, чтобы уборка помещения стала интересной и даже почетной работой. В игре приобретаются навыки, без которых невозможна никакая трудовая деятельность.

Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, решает важнейшую социальную задачу нормирования направленности на других. В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений. В игре ребенок учиться жить, ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам, приучается к соблюдению правил, умению объективно оценивать поступки своих сверстников. Сама структура игры, ее порядок и правила являются источником положительных эмоциональных переживаний, порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества, успеха в достижении общего дела. Игра дает детям возможность почувствовать себя взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались, строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками.

Задача игровой деятельности — формирование направленности на себя. В игре каждый ребенок имеет возможность ярчайшего проявления своей индивидуальности, своих самых лучших
качеств — настойчивости, самостоятельности, выдержки, ответственности за выполняемое дело
и т.п. Игра — это всегда проверка себя, своих возможностей.

Третий этап организации игр заключается в осуществлении подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).

Игра более эффективно воздействует на детей тогда, когда оснащена технически. В арсенале игры должны находиться диапозитивы, фильмы, звуковые эффекты, музыкальное оформление, светомузыка, разнообразные эмблемы, символика и т.п. Намного интереснее проходит, скажем, игра-путешествие на занятиях хореографического коллектива, когда знакомство с индийскими национальными костюмами сопровождается музыкальным фоном, проецируются слайды с живописными видами Индии и т.п.

С одной стороны, игра как бы не имеет возрастных границ, с другой — при организации игровой деятельности каждая возрастная группа отличается своей спецификой. Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательно должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Спокойные игры следует чередовать с подвижными. Непременным условием для организации игровой деятельности детей этого возраста является введение их в сюжетно-ролевые игры.

Психолого-физиологические свойства и качества подросткового возраста снижают интерес к сказочным элементам в игре, так увлекающим младших школьников. Подростку, при сохранившейся еще ребячливости, хочется заявить о себе как о взрослом, поэтому
игры-викторины, игры-путешествия, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры обязательно должны отвечать основному требованию: в игре подросток должен выразить себя, выразить все то доброе, что накопилось в его сознании и поведении. На смену страсти к подражанию в подростковом возрасте приходит желание перевоплощаться, в этой связи особое место в игре подростков должны занять игры-драматизации. Особой популярностью пользуются у подростков игры не фрагментарные, а многоступенчатые, переходящие в новое качество, например игра в моряков, в труппу на гастролях и т.п.

Несмотря на быстрое взросление подростков и переход их в пору юношества, игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт. Исследователи феномена игры пришли к выводу, что с возрастом потребность в игре не исчезает, а видоизменяется. Изучение жизнедеятельности юношества указывает на наличие в ней игровых элементов. В юношеском возрасте игра должна присутствовать в качестве органичного элемента деятельности.
В юношеской среде особой популярностью пользуются игры-импровизации, игры-тесты, игры-экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою индивидуальность.

Четвертый этап организации игр — осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна нести положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия, и осуществляться смена ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.

И, наконец, пятый, заключительный, этап игры — анализ полученных итогов и оценка результатов. При этом следует отметить, что без тщательной проработки всех этапов игры ее педагогическая результативность сводится к минимуму.

В качестве критериев оценки результатов выступают:

а) выполнение условий проведения игры;

б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

в) степень решения поставленных задач;

г) уровень достижения поставленной цели.

Таким образом, игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть, каприза к целенаправленной творческой деятельности по подготовке подрастающего поколения к будущей жизни.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.