1. И.: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.
2. И.: «Повтори, что я скажу». Эксп. шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
3. Дихотическое прослушивание.
Процедура состоит в том, что ребенок слушает через стереонаушники (с правого и левого уха одновременно) две разные серии слов; после каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.
Этот разработанный D. Kimura и адаптированный на русский язык Е. П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Э.Г. Симерницкая, Б. С. Котик, 1978; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988; Б. С. Котик, 1992) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системы записи (протокола) и оценки получаемых результатов. Цифрами в протоколе отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанную серию слов; в центре — слова, которые отсутствуют среди эталонных.
Эталонные слова (левое ухо)
Привнесенные слова
Эталонные слова (правое ухо)
зев сыр мяч сон
2 3
зер дом
том пень лев пять
3 1
комлак дед печь
гром мяч
дуб роль путь мир
суп день мед тип
1 3
дом сир
4 2
кит шеф тон пыль
И так далее 10 серий слов. Затем наушники меняются местами; повторяется та же процедура.
Эталонные слова (левое ухо)
Привнесенные слова
Эталонные слова (правое ухо)
Жук лев сук гол
2 3 4
сок зуб мяч
дочь сон медь лоб
боль чад суп мель
2 4 5
час мей зуб
рог вес кот цепь
1 2 3
бред грязь флаг снег
трюк скот март крест
Помимо общепринятых критериев предлагается:
а) наряду с традиционными Кпу{коэффициент правого уха),отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф{коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности — Кпр.
где — сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС — общее количество тестовых слов;
б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество:
литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов,
нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);
в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:
1. И.: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.
2. И.: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)». Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
3. И.: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.