Определение по иллюстративному материалу разных способов перегиба ткани в костюме, определение приемов крепления ткани на фигуре человека по изображению костюма, определение связи костюма с фигурой человека, объяснение приемов формообразования одежды этого периода на примере шумерских и ассирийских скульптур и рельефов. Самостоятельное создание эскиза военного костюма (или мужской ассирийской прически).
2. Египетский канон и костюм.
Создать стилизованный под египетскую роспись рисунок (в карандаше) женской и мужской фигуры (одежда, прическа, головной убор, дополнительные украшения должны соответствовать канону).
3. Древнегреческий театр.
Коллективное создание театрального костюма в духе Древней Греции: драпировка манекена человека, создание прически, театральной маски по мотивам древнегреческой трагедии.
4. Иллюстрация к средневековому эпосу.
Создать иллюстрацию к предложенному тексту (в карандаше, формат А4), в соответствии с социальным статусом героев, их национальностью.
5. Проблемы Возрождения в византийском искусстве, эволюция костюма (семинар).
Доклады:
· Проблема возрождения в античном искусстве.
· Принципы обращения византийской культуры к античной.
· Сходство и различие византийского и античного костюмов.
· Роль цвета и декора в античном костюме и костюме Византии.
6. Языческая символика в славянском и древнерусском костюме.
Создать эскиз свадебного женского платья, учитывая символическое значение цвета и формы вышивки, украшений (в карандаше или красками по желанию, формат А3).
7. Отражение трактатов по искусству в эстетике одежды эпохи Возрождения (семинар).
Доклады:
· Трактаты Альберти, отражение в них эстетических идеалов.
· Теория прекрасного в трактатах Леонардо да Винчи.
· А. Дюрер, отражение им эстетических концепций эпохи.
· Тема человека в творчестве титанов Возрождения.
8. Барокко и классицизм в костюме 17 века.
Сравнительный анализ эстетики костюма данных направлений. Создать эскизы костюмов, стилизованных под барокко и классицизм, и провести их сравнительный анализ.
9. Стилизация под Ватто.
Создать трехмерный макет человеческой фигуры (из ватмана, раскрашенного красками), костюм которой решен в стиле «рококо», родственный по цветовому решению колористической гамме А. Ватто.
10. Отражение эстетики романтизма и реализма в костюме (семинар).
Доклады:
· Влияние французской революции на демократизацию костюма.
· Костюм стиля ампир. Отличительные особенности. Примеры его воплощения в живописи.
· Художник Давид и его проекты костюмов 3-го сословия.
11. Театр и модерн.
Создать эскиз театрального костюма (в цвете), учитывая особенности формообразования и декоративные элементы стиля «модерн». Выбор костюма героя в соответствии с литературными текстами, используемыми художниками данного направления.
12. Костюм глазами конструктивиста.
Определение основных особенностей данного стиля. Создание костюма из подручных материалов по принципам конструктивизма.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список рекомендуемой литературы
Основная
«Искусство Средних веков» [Электронный ресурс]. – Мультимедийная энциклопедия. (700 Mb.). - М. : «Новый диск» 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
«Искусство Японии» [Электронный ресурс]. – Мультимедийная энциклопедия. (700 Mb.). - М. : «ДиректМедиа» 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Андреева А.Ю.Костюм русской знати. От Византии до модерна М.: Паритет, 2008, 176 с.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ - начала XXI века - (Серия «Новая история искусства») М.: Азбука-классика, 2007, 488 с.
Берган Рональд Кино. Иллюстрированная энциклопедия Издательство: АСТ, 2008, 512 с.
Борзова, Е.П. История мировой культуры: учеб. пособие / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2007, 760 с.
Бохм-Дюшен М. Современное искусство М.: Издательство: АСТ,2007, 64 с.
Вагнер Э. Средневековый костюм, доспехи и вооружение. Художественный архив. М.: Рейтар, 2007, 102 с.
Вачьянц Анна Западноевропейское Средневековье .М.: Издательство: Айрис - Пресс, 2007, 136 с.
Гаджиева Е. А., "Страна восходящего солнца. История и культура Японии". М.: Феникс, 2006, 256 с.
Галина КолпаковаИскусство Византии. Ранний и средний периоды М.:Издательство: Азбука-классика, 2005, 528 с.
Галина КолпаковаИскусство Древней Руси. Домонгольский период М.: Издательство: Азбука-классика, 2007, 600 с.
Герман М. Имрессионизм: Основоположники и последователи М.: Азбука, 2008, 145 с.
Загладин Отечественная культура XX - начала XXI века М.: Русское слово, 2005, 156 с.
Иванова А. П. Классицизм. Архитектура. Живопись. Скульптура.Литература. Музыка М.: Айрис, 2008, 457 с.
Иванова Н.С. Барокко: Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Музыка Издательство: Айрис - Пресс, 2007, 147 с.
Иванова Н.С.Романтизм: Живопись. Музыка. Литература М.: Айрис, 2008, 320 с.
История мировой культуры. Под редакцией Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008, 544 с.
История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото М.: Арт-Родник, Taschen, 2007, 720 с.
Каштанов Ю. Русский костюм М.: Белый город, 2005, 360 с.
Киричек А. Китайская живопись Ростов- Д: Феникс, 2006, 160 с.
Сыромятникова И. С. История прически. М.: РИПОЛ классик, 2005, 288 с.
Степанов Александр Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век М.: Азбука-классика, 2007 , 640 с.
Рабочая программа
дисциплины
«История костюма в зеркале искусства»
(ГОС–2000)
Подписано в печать Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. 0,8. Уч.-изд. л. 0,9. Тираж 75 экз. Заказ
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.