Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ



Учебно-методическое пособие

2-е изд., стереотипное

 

 

Минск, 2005

 

Психолого-педагогическая диагностика: учебн.-метод. пособие. – 2-е изд., стер. / сост. Н.Н. Баль, И.Н. Логинова. – Мн.: БГПУ, 2005. – 29 с.

Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический словарь терминов, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемых источников.

Материалы пособия адресованы студентам III курса дефектологического факультета, могут быть использованы слушателями курсов переподготовки специалистов образования ИПКиПК по специальности «Дефектология».

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно – методическое пособие разработано в соответствии с программой курса «Психолого-педагогическая диагностика» для студентов дефектологического факультета. Данный курс состоит из двух разделов: «Основы психолого-педагогической диагностики» (изучается в 5 семестре) и «Дифференциальная диагностика нарушений развития» (изучается в 8 семестре). В пособии рассматриваются вопросы первого раздела: общее понятие о психологической диагностике и педагогической диагностике, истории их становления, диагностических методах и процедурах, направленности и содержания.

Материал пособия представлен в виде разработок основных тем курса, а именно – в виде формализованных схем содержания курса. Использование структурированного в таблицах учебного материала обеспечивает ориентировку студентов в содержании тем, что позволяет интенсифицировать их самостоятельную работу. По ряду тем, включающих изучение основных понятий психолого-педагогической диагностики, к формализованным схемам представлены тематические терминологические словари. По каждой теме предлагается перечень источников из списка основной и дополнительной литературы.

Пособие содержит методические разработки по составлению тестов учебных достижений (одного из основных методов оценки результатов учебной деятельности), использование которых в современных условиях реформирования системы образования является актуальным.

Наряду с теоретическим материалом в пособии содержатся вопросы для самоконтроля знаний по курсу, тематика рефератов, разработка содержания «учебного портфолио», которое демонстрирует учебные достижения студентов по «Психолого-педагогической диагностике». Использование данных материалов пособия направлено на активизацию самостоятельной и исследовательской работы студентов по курсу.

Тема: Психологическая диагностика

как наука и практическая деятельность

 

Психологическая диагностика (термин предложен в 1921 г. Г. Роршахом)
предмет цель
индивидуальные психологические и психофизические особенности человека распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности
основные задачи этапы разработки и применения методов диагностики
1. конструирование и апробация диагностических методик 2. выработка правил проведения диагностического обследования 3. разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных 1. Постановка проблемы 2. Формулировка гипотезы 3. Выбор методов для проверки гипотезы 4. Интерпретация полученных данных и постановка психологического диагноза
основные сферы практического применения
· профессиональный отбор, профобучение и профориентация · клиническая психология и психологическое консультирование · социальная психология · образование

 

Психологическая диагностика:

- психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека

- область психологической практики по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизических особенностей личности.

Центральная категория психодиагностики – «психологический диагноз»

 

Психологический диагноз (греч. – diаgnosis – распознавание)
типы уровни (по Л.С.Выготскому) пользователи
1. диагноз на основе констатации наличия (отсутствия) какого-либо признака 2. диагноз на основе определения места испытуемого (группы лиц) по выраженности тех или иных качеств 1. симптоматический (эмпирический) 2. этиологический 3. типологический · психологи · специалисты смежных специальностей (врачи, педагоги и др.) · исследуемый (и/или его законные представители)

 

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

- оценки их актуального состояния,

- прогноза дальнейшего развития,

- разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств – способностей. Стилевых черт и мотивов личности.

 

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Дополнительная: 17.

ТЕМА: История развития психологической диагностики

Источники возникновения психодиагностики
Экспериментальная психология (В.Вундт, 1878 г.) Дифференциальная психология (Ж.Эскироль, 1838 г., Э.Сеген, 1846 г.)
Основные этапы развития психодиагностики
80 гг. 19 в. – первое десятилетие 20 в. Возникновение тестирования: тесты Ф.Гальтона (1879 г.), Дж.Кэттелла (1891 г), шкала А. Бине – Т. Симона (1905, 1908, 1911 гг.) и ее модификации (шкала «Стэнфорд – Бине, 1916 г.), «Психологические профили» Г.И.Россолимо (1910 г.)
Годы первой мировой войны Появление группового тестирования: армейские тесты «Альфа», «Бета» А.Отиса
20 – 30 гг. 20 в. «Тестовый бум»: разработка тестов специальных способностей и достижений, личностных опросников, проективных методик и их массовое использование на практике. В СССР – фактическое прекращение психодиагностических исследований после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.)
40 – 50 гг. 20 в. За рубежом: формирование основных психодиагностических подходов (объективного, субъективного, проективного). В СССР: начало разработки психофизиологических методик (школа Б.М.Теплова – В.Д.Небылицына)
60 – 70 гг. 20 в. За рубежом: начало дискуссии о роли индивидуально-психологических и ситуационных переменных, определяющих вариативность поведения. В СССР: разработка экспериментально-диагностических методик в патопсихологии (Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн), нейропсихологии (А.Р.Лурия); дискуссия об отношению к зарубежному опыту в области психодиагностики, начало анализа существующих проблем.
     

Литература:

Основная: 1, 2, 4, 6.

ТЕМА: Классификация методов психодиагностики

 

Классификации
по степени формализации с учетом диагностического подхода
1. методы высокого уровня формализации (характеризуются определенной регламентацией, стандартизацией, надежностью, валидностью; позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): · тесты · опросники · проективные методики · психофизиологические методики 2. малоформализованные методы (являются трудоемкими, в большей степени основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста; незаменимы при изучении чрезвычайно изменчивых по содержанию психических процессов и явлений): · наблюдение · беседа · контент-анализ 1. объективный метод (диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности): · тесты 2. субъективный метод (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности): · опросники 3. проективный метод (диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции): · проективные методики

 

Диагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется обоснованность данного класса методик.

Диагностическая техника – класс методик, объединенных родством технологического приема.

Диагностическая методика – конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования).

Литература:

Основная: 2, 5, 6.

 

ТЕМА: Психометрические требования к методикам

 

Основные требования к построению и проверке теста:

1. Стандартизация (англ. standard – типовой, нормальный) – унификация, единообразие

 

2. Надежность – точность, постоянство
Типы Способы проверки
Ретестовая надежность Повторное обследование одной и той же выборки – метод ретестирования
Надежность частей теста (по внутренней согласованности) Деление заданий методики(теста) на равные части (четные-нечетные) и обследование одной и той же выборки – метод «расщепления»
Надежность параллельных форм Деление выборки на две равные части и обследование одной из них с помощью первой формы методики (теста), а другой – с помощью второй.
Надежность–константность (независимость результатов от личности диагноста) Обследование одной и той же выборки в относительно одинаковых условиях разными диагностами
3. Валидность (англ. valid – действенность, пригодность) – действенность, обоснованность
Основные виды валидности:
конструктная: · конвергентная · дискриминантная критериальная · диагностическая (текущая) · прогностическая содержательная
       

 

Психометрия – область психологии, связанная с теорией практикой измерения психических явлений.

Стандартизация – совокупность процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста.

Рестандартизация – исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста (набора заданий, ключей).

Выборка стандартизации – группа испытуемых, на которых проводится стандартизация теста, часть генеральной совокупности, отражающая ее специфику как по составу, так и по индивидуальным характеристикам включенных в генеральную совокупность людей.

Генеральная совокупность – множество людей, на которых распространяются результаты исследования.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Надежность параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взимозаменяющих форм теста (наборов заданий, сходных, но не идентичных по своему содержанию).

Ретестовая надежность – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемой путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста.

Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста.

Валидность – соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики тому, для чего она была по замыслу предназначена.

Конструктная валидность – тип валидности, отражающий степень репрезентации психологического конструкта (т.е. теоретической идеи, разработанной для объяснения и организации некоторых аспектов существующего знания) в результатах теста.

Конвергентная валидность – тип конструктной валидности, отражающий степень связи с родственной методикой, имеющей одинаковое теоретическое обоснование с валидизируемой методикой.

Дискриминантная валидность – тип конструктной валидности, отражающий отсутствие связи валидизируемой методики с методикой, имеющей другое теоретическое обоснование.

Критериальная валидность – комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.

Текущая (диагностическая, конкурентная) валидность – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике.

Прогностическая ( предсказывающая ) валидность – соответствие прогноза, сделанного на основании данного теста, с реальным состоянием измеряемого качества спустя некоторое время.

Содержательная валидность – тип валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Литература:

Основная: 1, 2, 4, 5, 6.

Дополнительная: 7, 11, 17, 25.

ТЕМА: Тест как метод психодиагностики

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка)
Отличительные особенности: каждое задание имеет правильное решение
Составные части: 1. набор заданий (стимульный материал) 2. инструкция по проведению 3. регистрационный бланк 4. ключи для проверки правильности ответов 5. тестовые нормы (возрастные и др.) для оценки выполнения теста.

Систематизация тестов

Основание для классификации Виды тестов
по форме тестирования · по количеству испытуемых: индивидуальные и групповые · по форме ответа: устные и письменные · по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные · по наличию ограничений времени: скорости и результативности · по характеру стимульного материала: вербальные и невербальные
по содержанию (направленности) тестирования · интеллекта · общих и специальных способностей · достижений · личности
по особенностям интерпретации (оценки) результатов тестирования · ориентированные на статистическую норму · ориентированные на социально-психологический норматив · критериально-ориентированные

Этапы тестирования

Этап Чем определяется
1. выбор теста целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста
2. проведение теста инструкцией к тесту
3. интерпретация результатов системой теоретических допущений относительно предмета тестирования

 

Тестовая компетентность: · всесторонность оценки · правильное использование теста · психометрические знания · поддержание принципа целостности результатов теста · уместное использование тестовых норм обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных. Специфика применения тестов при обследовании лиц с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями · изменение способа тестирования, лимитов времени и содержания существующих тестов сочетание результатов тестирования с клинической оценкой.

 

Тест – краткое стандартизированное и чаще всего ограниченное во времени задание (испытание), направленное на выявление индивидуально-психологических различий.

Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для изучения уровня интеллектуального развития.

Тесты способностей – группа тестов, оценивающих возможность овладения определенными знаниями, умениями, навыками, уровня развития психофизических функций, обеспечивающих эффективность осуществления определенной деятельности.

Тесты достижений – группа тестов, направленных на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков.

Тесты личности – группа тестов, направленных на изучение различных неинтеллектуальных проявлений личности (интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.).

Тесты, ориентированные на статистическую норму, - тесты, оценки в которых интерпретируются путем сравнения с нормами, отображающими выполнение теста в выборке стандартизации (т.е. индивидуальные результаты тестирования соотносятся с групповыми).

Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив – тесты, критерием оценки в которых является степень близости индивидуальных результатов тестирования к социально-психологическому нормативу (системе требований, которое общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов). Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест.

Критериально-ориентированные тесты – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи.

Тестовые нормы – количественные и ( или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектом измерения.

Тестовая компетентность – совокупность требований, предъявляемых к специалисту, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов.

 

Литература:

Основная: 1, 2, 4, 5, 6.

Дополнительная: 5, 7, 8, 11, 16, 25.

 

ТЕМА: Опросники как метод диагностики

Отличительные особенности: · получение объективных и / или субъективных данных со слов испытуемого · отражение отношения человека к тем или иным высказываниям
Систематизация опросников
по содержанию
опросники – анкеты - биографические опросники личностные опросники: · черт личности (опросник Р.Кеттела «16 личностных факторов» – 16-PF и др.) · типологические (Миннесотский многоаспектный личностный опросник -–MMPI, опросники Г.Айзенка и др.) · мотивов, интересов, установок («Список личностных предпочтений» А. Эдварса и др.) · состояний и настроений (САН и др.) акцентуаций (опросник Г. Шмишека, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Личко – ПДО) и др.
по форме
· групповые · индивидуальные · письменные · устные · бланковые · компьютерные
       

 

Классификация вопросов
по функциям по форме
· основные (сбор информации о содержании исследуемого явления) · контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи / искренности · открытые (ответ дается в свободной форме) · закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответа) · прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта) · косвенные (аппелирующие к мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется его опыт и переживания)

Опросники – группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов (утверждений).

Опросники–анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого.

Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека.

Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете).

Литература:

Основная: 1, 2, 5, 6.

Дополнительная: 7, 25.

 

 

ТЕМА: Проективные методики

 

Проекция – лат. projectio – выбрасывание
Отличительные особенности: · глобальный подход к оценке личности · неопределенность стимульного материала · отсутствие ограничений в выборе ответа · отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»

Классификация проективных методик

Группа методик Примеры
1. методики структурирования (контитутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием «Чернильные пятна» Г.Роршаха, «Таутофон»
2. методики интерпретации (интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений. «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест» (САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля
3. методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории «Завершение предложений», «Завершение историй»,
4. методики конструирования (конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира»
5. методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества «Психодрама», «Тест кукол»
6. методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим « Тест цветовых предпочтений» М.Люшера, «Психогеометрический тест»
7. методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кинетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), «Несуществующее животное», «Автопортрет»

 

Сводный список признаков оценивания рисунков (А.Л.Венгер, 2001)
особенности поведения обследуемого формальные показатели
· высказывания, спонтанные комментарии · попытки отказа от выполнения заданий, их мотивировка · темп работы, паузы · нажим на карандаш · особенности линий · размер рисунков · расположение рисунка на листе · тщательность и детализированность рисунков · использование цвета · дополнительные особенности рисунков (нарушение симметрии, стирания и т.д.)

 

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 2, 4, 5, 6, 7, 20, 21, 25.

 

ТЕМА: Психофизиологические методики

 

Отличительные особенности: · наличие теоретического обоснования – психофизиологическая концепция индивидуальных различий свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын) · отсутствие оценочного подхода к индивиду
Систематизация:
аппаратурные методики бланковые методики
диагностики проявлений силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности («Исключение», «Образование аналогий», «Ассоциации») диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности («Исполнение инструкций», «Код»)

Психофизиологические методики – группа методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Литература:

Основная: 6.

Дополнительная: 1, 8, 16, 22.

 

ТЕМА: Малоформализованные методы психодиагностики

 

Наблюдение

Отличительные особенности: непосредственность восприятия при изучении
Предмет наблюдения: различные особенности вербального и невербального поведения, деятельности, вегетативных реакций
Формы регистрации данных наблюдения: · протокол (сплошной, структурированный) · дневник, «карточки развития» · кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация
Виды описаний при наблюдении: качественное количественное (шкалирование)
Систематизация:
Основание для систематизации Вид наблюдения
по продолжительности · лонгитюдное · периодическое · единичное (однократное)
по цели · выборочное – сплошное
по степени стандартизации · структурированное – свободное
в зависимости от ситуации наблюдения · естественное (полевое) – лабораторное
в зависимости от позиции наблюдателя · открытое – скрытое · пассивное (внешнее) – активное (включенное)
Содержание наблюдения при изучении детей
Наблюдение при знакомстве с ребенком (первичное восприятие): · внешний вид, физическое развитие ребенка · особенности моторики · особенности речи · социальное поведение (контакт, адекватность и пр.) Наблюдение за процессом решения ребенком учебных и других задач: · особенности внимания · работоспособность · реакция на одобрение · реакция на неудачу · особенности настроения · признаки невротической напряженности
Наблюдение за игрой: · характер эмоциональных реакций при виде игрушек · выбор игрушек и интерес к ним · адекватность использования игрушек · способность самостоятельно организовать игру · характер игровых действий · наличие сопроводительной речи в игре
     

 

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изменения каких-либо явлений или объектов.

Литература:

Основная: 6.

Дополнительная: 1, 5, 7, 8, 27.

 

Беседа

Отличительные особенности: диагностика в процессе вербальной коммуникации
Систематизация:
Основание для систематизации Вид беседы
в зависимости от условий проведения · индивидуальная · групповая
по цели · диагностическая · клиническая
по форме общения · свободная · стандартизованная · частично стандартизованная
Разновидность беседы – интервью, имеющее четкий план и форму обработки информации
Примерное содержание беседы при изучении ребенка:
с ребенком: · сведения ребенка о себе, ближайшем окружении · ориентировка в пространстве и времени · знания о живой и неживой природе, обществе · интересы, увлечения · характер взаимоотношений ребенка в семье, детском коллективе с взрослыми (родителями, педагогами): · восприятие взрослым ребенка, сложившейся ситуации, жалобы · типичные поведенческие проявления ребенка и реакции на них окружающих (взрослых и детей) · сбор анамнестических данных
     

Беседа – метод психодиагностического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений об изучаемом путем вербального общения с ним.

Литература:

Основная: 6.

Дополнительная: 5, 7, 8.

 

Анализ продуктов деятельности

Контент – анализ (анализ содержания) – частотно-статистический анализ рядов событий, основанный на принципе повторяемости
Включает в себя:
· выделение системы опорных понятий (категорий анализа) · отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т. п. (единиц анализа) · статистическую обработку данных
Используется:
1) при анализе документальных и материальных источников (выделение частоты использования различных смысловых единиц) 2) как вспомогательный метод анализа речевых сообщений испытуемых при диагностике посредством проективных методик, опросников, беседы

 

Контент – анализ – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой деятельности.

Литература:

Основная: 6.

Дополнительная: 7.

 

 

ТЕМА: Психодиагностическое изучение отдельных параметров личности.

 

Направленность диагностики Методы диагностики
Потребностно-мотивационная сфера личности 1. интервью и анкеты как прямые методы диагностики 2. опросники мотивов («Список личностных предпочтений» А.Эдварса, опросники Ю.М.Орлова «Потребность в достижении», «Потребность в общении» и др.) 3. проективные методики (ТАТ, методики С.Розенцвейга, ТЮФ
Эмоционально-волевая сфера личности 1. аппаратурные методики оценки состояний 2. наблюдение – аудиовизуальная диагностика состояний 3. проективные методики (методики Люшера, Розенцвейга, ДДЧ, «Несуществующее животное», «Тест руки» Э Вагнера, «Детский тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амен и др.) 4. опросники (САН, опросник А.Басса – А.Дарки, опросник школьной тревожности Филлипса и др.)
Самосознание 1. стандартизированные самоотчеты («Шкала детской Я-концепции» Пирса – Харриса и др.) 2. метод семантического дифференциала 3. нестандартизированные самоотчеты («Тест 20 утверждений на самоотношение» и др.) 4. методы измерения локуса контроля («Шкала локуса контроля» Дж.Роттера, «Опросник субъективного контроля» и др.) 5. методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, де-Греефе) 6. методики изучения уровня притязаний (Хоппе)
Межличностные отношения 1. методы диагностики внутригрупповых отношений (Социометрия и ее модификации) 2. методы диагностики внутрисемейных отношений («Рисунок семьи», методика Р.Жиля, методика PARI и др.)

 

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 3, 6, 8, 18, 19, 23, 25.

 

ТЕМА: Диагностика умственного развития, общих и специальных способностей

 

Тесты общих способностей и интеллекта:
Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Г.Айзенка, Дж.Равена, Р.Кеттэлла, ШТУР (школьный тест умственного развития) и др.
Методики диагностики отдельных интеллектуальных способностей:
внимания памяти мышления
· «корректурные пробы» · таблицы Шульте · таблицы Ф.Горбова · методика Т.Рыбакова · методика Э Крепелина и др. · «Заучивание 10 слов» · «Узнавание фигур» · «Память на числа» · «Запоминание 2 рядов слов» · Бентона визуальной ретенции тест · «Пиктограмма» · «Опосредованное запоминание» (по А. Леонтьеву – В.Занкову) и др. · «Выделение существенных признаков» · «Простые и сложные аналогии» · «Метод исключения» · Классификации · «Числовые ряды» · методика Л.Выготского – Л.Сахарова и ее модификации и др.
Методики диагностики креативности
Вербальные и невербальные тесты Дж.Гилфорда, вербальный и фигурный тесты Е.Торренса
Тесты специальных способностей
моторных (методика Н.Озерецкого и др.) сенсорных (метод Орто-Рейтера, тест музыкальной одаренности Сишора и др.) технических (тесты Беннета, Пурдье и др.) профессионализированных (ДАТ – батарея тестов дифференциальных способностей и др.)
           

 

Примеры структуры тестов интеллекта:
Тест Д. Векслера (детский вариант – WISC) Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
Субтесты: 1. общая осведомленность 2. общая понятливость 3. арифметический 4. установление сходства 5. словарь 6. повторение числовых рядов 7. недостающие детали 8. последовательные картинки 9. составление фигур 10. составление кубиков 11. кодирование 12. лабиринты Субтесты: 1. логический отбор 2. определение общих черт 3. аналогии 4. классификация 5. арифметический 6. числовые ряды 7. выбор фигур 8. кубики 9. запоминание слов

Литература:

Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Дополнительная: 3, 6, 8, 18, 19, 23, 25.

 

ТЕМА: Педагогическая диагностика

 

Педагогическая диагностика (термин предложен в 1968 г. К.Ингенкампом)
цель функции
оптимизация процесса обучения · информационная · оценочная · корректирующая
виды методы
· начальная · текущая (корректирующая) · обобщающая (итоговая) · тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные) · наблюдение · беседа · анализ продуктов деятельности ребенка · опрос
Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования
Педагогическая диагностика ≠педагогический мониторинг (мониторинг- от англ. monitoring – контроль, наблюдение)

 

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Литература:

Основная: 1, 5, 6.

Дополнительная: 6, 7, 8, 9, 10, 17, 18, 19, 25.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Тесты достижений – тесты объективного контроля успешности после прохождения человеком обучения; тесты, направленные на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений, навыков.

Структура теста :

1. Инструкция - совокупность понятных и кратких указаний на то, что именно должен сделать испытуемый и каким образом ему следует зафиксировать результат своих действий.

2. Текст задания (вопроса) - должен содержать одну законченную мысль или однозначно понимаемое утверждение; в нем не должно быть лишних слов, непреднамеренных подсказок; желательно избегать в вопросе выражений отрицания.

3. Варианты ответов (кроме тех случаев, когда ответ надо сформулировать самостоятельно).

4. Правильный ответ. Эталонный ответ формулируется предельно однозначно для того, чтобы исключить возможности проявлений субъективизма лица, оценивающего результаты тестирования. При этом указываются все синонимичные варианты правильного ответа.

Основные направления в разработке тестов учебных достижений:

· Анализ диагностируемой области – структурирование содержания учебного предмета или его раздела (темы), обеспечение тематической репрезентативности, проведение спецификации теста

· Выбор формы тестовых заданий и соблюдение правил подбора заданий с закрытой формой ответов

Спецификация теста

В тесте достижений должны быть представлены в полном объеме и в правильной пропорции те ключевые показатели (знания, умения), для диагностики которых он предназначен. Тематическая репрезентативность теста – мера представленности в наборе тестовых заданий той предметной области, на которую направлен тест (в случае педагогического теста – области знания).

Работа по созданию теста начинается с анализа диагностируемой области (например, анализа какого-либо раздела курса «Психологическая диагностика»). Необходимо выделить в курсе (разделе, теме курса) основные понятия, факты, концепции и т.д. и подобрать задания теста так, чтобы в них были равномерно представлены эти понятия, факты и т.д. Необходимо:

1) избегать случаев, когда большинство заданий теста являются фактологическими вопросами по модели «Что – кто – где – когда?»,

2) использовать другие модели вопросов, например:

· функциональные (целевые и причинные) вопросы по модели «Для чего – зачем – почему?»

· структурные – «Из чего – из каких частей состоит?»

· концептуальные – «Определи понятие»

· концептуально-ассоциативные – «Заполни пропуск – продолжи ряд»

· концептуально-аналитические – «Проведи аналогию»

· концептуально-семантические – «Найди лишнее /найди эквивалентные, подобные».

При разработке теста составляется так называемая матрица-спецификация, в которой записывается какого типа и сколько заданий (вопросов) должно быть в тесте. Матрицу-спецификацию может создать только эксперт в соответствующей области (только квалифицированный педагог-предметник может определить, сколько и каких именно заданий нужно включать в тест достижений по данному предмету или его разделу, теме). Пример построения матрицы-спецификации:

  Понятия Факты Принципы Структуры Условия
Тема 1          
Тема 2          
Тема 3          
Тема 4          

На пересечении строк и столбцов проставляются номера составленных заданий (вопросов) теста., что позволяет увидеть, какие темы (или отдельные вопросы темы) освещены менее других, какие типы заданий нужно добавить для определенных тем – т.е., насколько набор заданий теста презентует тестируемую область.

Типология тестовых заданий по форме:

1. Задания со свободной формой ответов (предусматривают самостоятельное составление испытуемыми своих ответов):

- краткие ответы на вопросы, например, «Как называется диагностический метод, при использовании которого испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал?»;

- дополнения текстов, рядов чисел, например, «Переменная определяется как …, значение которой не остается постоянной от опыта к опыту»;

- микросочинения, рассуждения на заданную тему, например, «Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы причины появления «знаменитого» постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.)?».

2. Задания с закрытой формой ответов (предполагают выбор испытуемыми правильных ответов из представленного множества):

- альтернативные ответы, содержащие только 2 варианта, например, «Методика ТАТ относится к: а) опросникам, б) проективным методикам»;

- задания с выбором ответа (из 4-5 возможных), например, «Средством проверки гипотезы является: а) эксперимент, б) обобщение, в) протоколирование, г) контент-анализ»;

3. Определение взаимосвязи, соответствия (задания содержат 2 списка, неравных по объему, между которыми надо установить связь или соответствие), например, «Установите соответствия:

Ученый Нововведение
1. А. Бине А. Понятие «Тест»
Б. Понятие «Умственный возраст»
2. Г. Россолимо В. Понятие «IQ»
Г. Групповое тестирование
3. А.Отис Д. «Психологический профиль»
Е. Факторный анализ

1 __________ , 2 ___________ , 3 _______________ ».

4. Установление правильной последовательности (последовательности исторических событий, становления и развития каких-либо объектов, процессов, действий и т.д.), например, «Установите правильную последовательность, в ходе которой слева, в квадратах, ставятся цифры, указывающие на порядок действий: История развития психодиагностики:

ٱ Формирование основных психодиагностических подходов

ٱ Разработка теста Бине-Симона

ٱ Введение понятия «IQ».

ٱ Разработка групповых тестов

ٱ Проведение тестирования Ф.Гальтоном

ٱ Разработка факторного анализа

ٱ Введение понятия «интеллектуальный тест».

Требования, предъявляемые к заданиям, содержащим варианты ответов:

· неправильные ответы должны быть внешне похожи на правильные;

· все варианты необходимо грамматически согласовать с вопросом;

· выбор ответа не должен зависеть от содержания предшествовавших вопросов и ответов;

· местоположение правильного ответа определяется в случайном порядке;

· неверные ответы не должны содержать очевидных несообразностей и явных неточностей;

· лучше использовать длинный вопрос и короткие ответы, чем наоборот;

Литература:

Основная: 1, 2, 5, 6.

Дополнительная: 7, 11, 13, 25.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Предметом психологической диагностики является:

а) ранжирование и классификация людей по психологическим признакам

б) профориентация

в) индивидуально-психологические различия между людьми

г) социальная психология.

2. Исследователь, предложивший термин «интеллектуальный тест»:

а) Дж.Кеттелл б) Ф.Гальтон

в) В.Вундт г) Д.Векслер.

3. Установите соответствия:

ТИП методов МЕТОД

1.формализованные А.опросники

2.малоформализованные Б.наблюдение

В.беседа

Г.интервью

Д.тесты

Е.анализ продуктов деятельности

Ж.психофизиологические методики

Ответы: 1 ______, 2 ______.

4. Контент–анализ - это:

а) тест в) изучение документальных источников

б) опрос г) проективная методика.

5. Интервью – это:

а) целенаправленная беседа в) опросник – анкета

б) разговор между двумя людьми г) спонтанное вербальное общение.

6. Коэффициент интеллектуальности был предложен:

а) Л.М.Терменом б) Дж.М.Кеттеллом в) В.Штерном г) Т.Симоном.

7. Графическое изображение результатов тестирования было предложено:

а) Ф.Гальтоном в) А.Бине д) Г.Россолимо

б) М.Шуберт г) З.Фрейдом е) Л.Выготским.

8. Показателем интеллекта в шкалах Бине был:

а) умственный возраст б) хронологический возраст

в) коэффициент интеллектуальности.

9. . . . позволяет поставить испытуемых в одинаковые условия:

а) репрезентативность б) валидность в) стандартизация.

10. Ретест – это:

а) повторное проведение теста с разными выборками

б) повторное проведение теста на одной выборке

в) повторное обследование одной и той же выборки другим экспериментатором

г) надежность теста, определяемая надежностью пунктов, из которых он состоит.

11. Установите соответствия:

Свойство методики Суть
А. Стандартизация Б. Надежность В. Валидность 1. точность 4. представленность 2. обоснованность 5. единообразие 3. прогнозирование 6. научность

А____, Б_____, В_____.

12. Развитие тестирования, а именно – стандартизации тестов, привело к возникновению такой специальности как:

а) психолог в) психометрист

б) психоаналитик г) психолингвист.

13. Свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности называется ………….. .

14. Группа испытуемых, на которой собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы, называется:

а) выборка в) возрастная норма

б) возрастная группа г) генеральная совокупность.

15. Функцию, описывающую нормальное распределение значений, предложил: а) Г.Роршах в) К.Гаусс

б) Ч.Спирмен г) Дж.Гилфорд.

16. Источниками ошибок психологического измерения являются все ниже перечисленные, кроме одного:

а) нестабильность диагностируемого свойства

б) несовершенство диагностической методики

в) элементы субъективности в оценке результатов

г) использование перевода методики.

17. Установите соответствия:

Вид валидности Содержание
А. диагностическая Б. критериальная В. содержательная 1. степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств 2. способность теста различать испытуемых на основании диагностического признака 3. соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления 4. дифференциация испытуемых по изучаемому признаку 5. установление корреляции тестовых данных и данных, полученных от внешних экспертов

А______, Б_______, В_____.

18. Метод «известных групп» может использоваться для проверки валидности: а) конструктной б) текущей в) прогностической.

19. Тест, построенный на основе анализа учебных программ и учебников 6 – 8 классов средней школы, - ….. .

20. Какая из перечисленных ниже методик не является тестом «общего интеллекта»:

а) Станфорд-Бине б) Д.Векслера в) Дж.Равена.

21. Выраженность гуманитарных, математических и технических способностей возможно изучать с помощью теста:

а) Д.Векслера в) Р.Амтхауэра

в) Дж.Равена г) Л.Терстоуна.

22. Установите соответствия:

Тест Диагностирует способности
А. Озерецкого 1. сенсорные
Б. Амтхауэра 2. моторные
В. Торренса 3. творческие
Г. Беннета 4. технические
Д. Конторский 5. профессионализированные
  6. общие

А_____, Б______, В______, Г______, Д______.

23. Субтест, изучающий способность устанавливать закономерности при продолжении числовых рядов, включен в тест:

а) Д.Векслера б) Р.Амтхауэра в) Дж.Равена.

24. Путем сопоставления с достижениями в музыке, рисовании, с результатами обучения по отдельным предметам и т.п. проверяется валидность тестов способностей:

а) профессионализированных в) общих

б) технических г) моторных д) сенсорных.

25. Установите соответствия:

Опросник Модель, лежащая в основе методики
А. MMPI 1. Модель акцентуаций личности
Б. ПДО 2. Теория клинических типов личности
В. 16 - РF 3. Теория личностных черт

А_____, Б_____, В______.

26. Методика, предназначенная для оперативной оценки настроения, самочувствия, активности:

а) САМ в) САТ

б) САН г) ТАТ.

27. Предназначены для диагностики типа акцентуаций личности все ниже перечисленные опросники, за исключением одного:

а) Шмишека в) Леонгарда

б) Айзенка г) ПДО.

28. Афоризмы являются стимульным материалом методики:

а) «Завершение предложений»

б) ТАТ в) КРС г) ТЮФ.

29. Шкала опросников личности, по которой определяется наличие у испытуемого тенденции представить себя в лучшем свете, называется ….. .

30. Автор метода цветовых предпочтений:

а) Г.Роршах б) Э.Вагнер в) М.Люшер.

31. Диагностическое суждение выносится на основе анализа рисунка в методиках:

а) импрессивных в) экспрессивных

б) аддитивных г) катартических.

32. Исследования, проводимые в виде разыгрывания различных ситуаций, относятся к методам:

а) интерпретативным в) экспрессивным

б) конструктивным г) катартическим.

33. Установите соответствия:

Тесты Оптимальный способ оценки – валидность …
А. способностей 1. содержательная 3. эмпирическая
Б. достижений 2. конструктная 4. прогностическая

А________, Б________.

34. Преимущество письменных тестов достижений в возможности:

а) получать более объективные ответы

б) проверить одновременно группу испытуемых

в) работать индивидуально с каждым испытуемым.

35. Условием разработки предметных тестов достижений является опора на :

а) стандартные программы обучения

б) стандартные нормы оценивания

в) статистическую норму.

36. Заполните пропуски в «Правиле определения оптимальной трудности тестов учебных достижений»: «Без ограничений времени отличник должен уметь ответить на ….. % тестовых заданий; при ограничении времени отличник со средним умственным темпом должен ответить на ….. % тестовых заданий».

37. Варианты ответов в заданиях закрытого типа, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению, называются ….. .

38. Методика Дж.Морено относиться к группе методик диагностики:

а) отношений на основе субъективных предпочтений

б) компетентности в общении

в) субъективного отражения межличностных отношений.

39. Социометрическое исследование выявляет:

а) структуру отношений в семье

б) статусную структуру группы

в) индивидуальные статусные категории

г) индивидуальные личностные свойства, влияющие на межличностные отношения.

40. Социограмма – это:

а) социометрическая таблица выборов респондентов

б) опросный бланк с инструкцией

в) карта групповой дифференциации

г) опросный лист с социометрическими критериями

д) графическое изображение связей между участниками.

41. Методика Р.Жиля изучает все ниже перечисленные особенности личности ребенка за исключением одной:

а) отгороженность в) самостоятельность

б) конфликтность г) любознательность.

42. Высоко коррелируют с влиянием субкультуры тесты

а) вербальные б) невербальные

43. Автор методики, применяемой для изучения и развития зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации:

а) А. Бине б) Г. Россолимо в) Э. Сеген

44. Для диагностики моторного развития детей применяется тест:

а) Е. Торренса б) Н. Озерецкого в) Р. Амтхауэра

45. Сила, подвижность нервных процессов диагностируются с помощью:

а) критериально-ориентированных тестов

б) интерпретационных методик

в)психофизиологических методик

46. Социальная желательность сильнее в ситуации

а) экспертизы б) клиента

47. Шкала опросников личности, по которой определяется наличие у испытуемого тенденции представить себя в лучшем свете, называется шкалой...

48. Испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал при диагностике с помощью метода а) опросников б) тестов в) проективного

49. Социальная желательность является одним из источников снижения достоверности:

а) опросников б) тестов в) проективных методик

50. Тип IQ, вычисляемый на основе определения степени отклонения оценки испытуемого от соответствующей статистической нормы, называется:

а) соотносительным в) девиантным

б) шкалированным г) делинквентным.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Проблема исследования интеллекта детей в современной психолого-педагогической диагностике.

2. Применение тестов по отношению к детям с особенностями психофизического развития.

3. Диагностика показателей межполушарного взаимодействия.

4. Диагностика психофизиологических особенностей детей.

5. Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики.

6. Использование беседы при диагностическом изучении детей.

7. Применение графических методов для диагностики уровня интеллектуального развития детей.

8. Применение графических методов для исследования личности детей.

9. Возможности использования проективных методик при изучении личности детей с особенностями психофизического развития.

10. Диагностика детско-родительских отношений.

11. Диагностика развития детей раннего возраста.

12. Диагностика готовности детей с особенностями психофизического развития к школе.

13. Мониторинг педагогического процесса.

14. Педагогическая диагностика: сущность, функции, объекты, уровни.

15. Диагностика развития детей.

16. Диагностика обучения.

17. Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики.

18. Диагностика педагогической деятельности.

19. Современное состояние психодиагностики в Республике Беларусь.

20. Этические аспекты диагностической деятельности.

 

УЧЕБНОЕ ПОРТФОЛИО

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.