НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СОЗДАВАЕМЫЕ ПРИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ И НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Общие положения
Под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые уполномоченными органами власти акты. Содержащие правовые нормы, то есть нормативные предписания, рассчитанные на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение. Это официальные письменные документы, принятые (изданные) в определенной форме правотворческими или нормотворческими органами в пределах их компетенции. Эти документы направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, действующих в государстве. К отдельным видам этих документов относятся законы, указы, постановления.
При подготовке нормативного правового акта в целях его правильного оформления необходимо руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:
*Федеральный конституционный закон от 17.12.2000 №2-ФКЗ (ред. 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации»;
*Федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ (ред. От 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
*Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;
*Указ Президента Российской Федерации от 05.04.1994 №662 (ред. От 01.12.1995) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов»;
*Указ Президента Российской Федерации от 02.05.1996 №638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации»;
*Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 (ред. от28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
*Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов»;
*Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2004 №490 (ред. от 20.03.2007) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»;
*Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.1994 №310 «О порядке подготовки Правительством Российской Федерации заключений по проектам законов, направляемым Государственной Думой»;
*Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009 (ред. от 07.07.2006) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;
*Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 №260 (ред. от 31.07.2007) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»;
*Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 №30 (ред. от 21.02.2008) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
*Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 №452 (ред. от 21.02.2008) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
*Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 06.02.2008) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
*Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 №33-СФ (ред.от 20.02.2008) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
*Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации №1363, Аппарата Правительства Российской Федерации №1001 от06.08.2004 (ред. от 16.05.2007) «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти»;
*Приказ Минкультуры России от 08.11.2005 №536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»;
*Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 №88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Порядок подготовки проектов законодательных актов Российской Федерации
На первой странице законопроекта справа вверху проставляется пометка «Вносится ………».
Ниже печатается слово «Проект».
Формуляр самого законопроекта может иметь следующие реквизиты.
*Наименование акта. Состоит из слов «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН» или слов «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН». Печатается полужирным шрифтом прописными буквами.
*Заголовок проекта акта. Печатается полужирным шрифтом с прописной буквы и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.
*Текст. Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть. Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы и статьи, при этом порядок их идентификации должен иметь следующий вид:
۷ части и разделы имеют заголовки. Их заголовки печатаются в две строчки полужирным шрифтом прописными буквами, выравниваются по центру и состоят из обозначения и наименования. В первой строчке печатается обозначение, включающее слова «ЧАСТЬ» или «РАЗДЕЛ» и порядковый номер части или раздела. Номер проставляется римскими цифрами и знак «№ »не ставится. На второй строчке печатается наименование заголовка. Точка в конце заголовка части или раздела не ставится;
۷ подразделы имеют заголовки, их заголовки печатаются в одну строчку полужирным шрифтом с абзацного отступа и состоят из обозначения и наименования. Обозначения подраздела включает слово «Подраздел» (с прописной буквы) и его порядковый номер, обозначенный римскими цифрами (знак «№» не ставится). В конце обозначения арабскими цифрами (знак «№» не ставится). В конце обозначения ставится точка. Наименование главы печатается с прописной буквы. Точка в конце заголовка главы не ставится;
۷ главы имеют заголовки. Их заголовки печатаются в одну строчку полужирным шрифтом с абзацного отступа и состоят из обозначения и наименования. Обозначение глав включает слово «Глава» (с прописной буквы) и её порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами (знак «№» не ставится). В конце обозначения ставится точка. Наименование главы печатается с прописной буквы. Точка в конце заголовка главы не ставится.
۷ параграфы имеют заголовки. Их заголовки печатаются в одну строчку полужирным шрифтом с абзацного отступа и состоят из обозначения и наименования. Обозначение параграфов включает знак «§» и его порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами (знак «№» не ставится). В конце обозначения ставится точка. Наименование параграфа печатается с прописной буквы. Точка в конце параграфа не ставится.
۷ статьи имеют заголовки. Их заголовки печатаются в одну строчку полужирным шрифтом с абзацного отступа и состоят из обозначения и наименования. Обозначение статьи включает слово «Статья» (с прописной буквы) и её порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами (знак «№» не ставится).Вне зависимости от конфигурации текста все статьи имеют единую сквозную нумерацию. В конце обозначения ставится точка. Наименование статьи печатается с прописной буквы. В исключительных случаях статья может не иметь наименования. Точка в конце заголовка статьи не ставится. В зависимости от содержания статьи может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы, при этом порядок их идентификации должен иметь следующий вид:
− части статьи печатаются с абзацного отступа и обозначаются арабскими цифрами с точкой;
− пункты статьи печатаются с абзацного отступа и обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой;
− подпункты статьи печатаются с абзацного отступа и обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
∙Подпись. Состоит из слов «Президент Российской Федерации». Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
∙Визы согласования документа. Проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.
К законопроекту прилагается пояснительная записка.
Формуляр записки к законопроекту может иметь следующие реквизиты.
· Наименование вида документа.
· Заголовок к тексту документа. Пишется с прописной буквы и точка в конце заголовка не ставится. В заголовке указывается полное название законопроекта к которому подготовлена пояснительная записка.
· Текст документа. Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.
· Подпись. Состоит из должности, личной росписи, фамилии и инициалов.
· Визы согласования документа.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также актов палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации
На территории Российской Федерации подлежат применению только те федеральные конституционные законы и федеральные законы или акты палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации, которые официально опубликованы.
Датой принятия федерального закона считается дата принятия его Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается дата, когда он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации в предусмотренном порядке.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы должны быть официально опубликованы в течении семи дней после даты их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации должны быть официально опубликованы в течение десяти дней после даты их принятия.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона или акта палаты Федерального Собрания Российской Федерации считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для офицмального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, в отношении которых имеются решения об их обязательном опубликовании.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы или акты палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) телевидению и радио. Законы и акты палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы или акты палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после даты их официального опубликования, если самими законами или актами палат (Государственная Дума и Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.