Влияние экономического кризиса в странах Европейского союза на
Социально-экономическую политику России (частный сектор).
Нормативная диагностика.
В рамках осуществления нормативной диагностики, прежде всего, необходимо обозначить, что в этом разделе будет представлена оценка положения клиента в результате диагностики текущей проблемно-политической ситуации на основании соотнесения с обозначенными ниже критериями. Ввиду того, что целью данного прикладного исследования является выявление главных изменений, происходящих в частном секторе российской экономики в результате рецессии в странах Европейского союза, на основании которых становится возможным разработать пакет практических рекомендаций для клиента, - для проведения нормативной диагностики необходимо выделить оптимальную комбинацию аксиологических критериев.
Исходя из административно-организационных и корпоративно-ведомственных ценностей Министерства экономического развития как центра принятия решений, теперь следует выбрать общие принципы (критерии) оценивания поведения заказчика и текущей проблемно-политической ситуации. В данном разделе главные критерии для оценки текущей ППС таковы: 1) степень адекватности, 2) уровень эффективности, 3) уровень обоснованности, 4) степень справедливости.
На основании выделенных критериев для нормативной диагностики становится возможным осуществить «экзогенный» и «эндогенный» диагноз. «Экзогенный» диагноз позволит оценить воздействие изменений в различных факторах «внешней среды» на действия и решения, принимаемые клиентом. «Эндогенный» же диагноз позволяет оценить внутреннюю работу механизмов действия политического актора, осуществляющего политико-управленческую деятельность. Таким образом, на основании обозначенных сторон диагноза можно выделить определенные характеристики текущей ситуации анализируемой ППС. Так, с точки зрения экзогенного диагноза рассматриваемая проблемно-политическая ситуация характеризуется следующей особенностью: наблюдается сильная степень зависимости функционирования частного сектора российской экономики от изменения макроэкономических показателей и изменения покупательской способности государств Европейского союза. С точки зрения эндогенного диагноза, необходимо отметить возникающую потребность в корректировке политики распределения ресурсов, которыми располагает Министерство, а также снижение притока иностранных инвестиций, повышение цен на ресурсы, необходимые частным предприятиям, и снижение налоговых отчислений в бюджет со стороны частного сектора. Исходя из обозначенных тенденций, необходимым представляется разработать комплекс превентивных мер для смягчения воздействия экономического кризиса в странах Европы на внутреннюю политику России, включающих скорректированный механизм распределения финансовых и административных ресурсов. Кроме того, важно оценить уже реализуемые в России превентивные меры по смягчению последствий кризиса, охватившего Европу. Прежде всего, стоит отметить то, что для выработки социально-экономической стратегии развития страны в посткризисном мире в январе 2011г. были созданы особые экспертные группы, включающие специалистов в области науки, власти, бизнеса. Эта мера отвечает высокой степени адекватности и обоснованности в рамках данной ППС, поскольку работа экспертных групп охватывает все направления антикризисной деятельности, влияющей на положение частного сектора экономики, что отвечает главной цели заказчика – выработке эффективной политики по смягчению последствий кризиса в Европе для экономики России. Предлагаемая экспертными группами мера по осуществлению крупномасштабной приватизации посредством сокращения круга субъектов государственной собственности и размера государственного сектора в целом, с нашей точки зрения, является эффективной лишь в краткосрочной перспективе, так как это сократит возможности государственного аппарата (в т.ч. нашего клиента) влиять на деятельность российского бизнес-сообщества, что является одним из ключевых факторов, стабилизирующих экономическое положение страны в период кризиса. Эта мера также не отвечает критерию справедливости, поскольку в результате ее осуществления основное бремя кризисных последствий переносится на частный сектор, что фактически подрывает его финансовую и экономическую стабильность. В то же время мера по «определению законодательных возможностей «возврата» при очевидных негативных эффектах» также окажется малоэффективной, так как это создает дополнительные возможности для государственных структур, призванных организовывать и контролировать программу приватизации, использовать неформальные практики, из-за чего в итоге следует ожидать повышения уровня коррупции. Предлагаемая экспертами мера по существенному сокращению уголовных статей в отношении предпринимателей является необоснованной, поскольку обуславливает широкий спектр возможностей нелегального ведения бизнеса. Мера по продлению антикризисных полномочий Центробанка и Агентства по страхованию вкладов до 2014 г., предполагающая вмешательство АСВ в деятельность «проблемных» банков, представляется адекватной и обоснованной, поскольку это позволит снизить риски для потребителей услуг, предлагаемых банками, однако ее эффективность может быть оценена лишь по мере ее реализации.