Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторная работа № 1.44

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО ДИОДА.

 

Цель работы:Исследовать вольт-амперную характеристику диода или стабилитрона и определить параметры полупроводникового диода.

Теоретический минимум.

1.

 
 

Полупроводниковый «плоскостной» диод представляет собой тонкую (менее 0,1мм) монокристаллическую пластинку германия Ge или кремния Si, содержащую два слоя, один из которых имеет дырочную (р-типа), а второй – электронную (n – типа) проводимость, как показано на рис.1.

Рис.1

Эти два слоя разделены плоской и резкой границей, по обе стороны которой спонтанно формируется область шириной , практически не содержащая носителей тока – дырок в р-слое и свободных электронов в n-слое. Проводимость ее очень мала. Она называется р-n-переходом (или электронно-дырочным переходом) и является основным элементом полупроводникового диода.

Получение p-n перехода.

В кристалл четырехвалентного Ge (либо Si) вводят примесные атомы: акцепторы (трехвалентный индий, бор) для получения р-слоя, доноры (пятивалентный мышьяк, фосфор или сурьма) для получения n-слоя. Концентрация примеси мала (порядка 10-5 – 10-7%). Ее атомы размещаются в узлах кристалла достаточно далеко друг от друга, чтобы, не испытывая взаимного влияния.

Примесь и зонная теория.

Если введение примеси увеличивает количество свободных электронов в полупроводнике, то примесь называется донорной. Для кремния (Si) и германия (Ge), которые являются основными материалами изделий электронной техники и являются элементами IV группы таблицы Менделеева, донорами являются элементы V группы. Чаще всего в качестве доноров используются фосфор (P) или мышьяк (As). Атомы доноров имеют на внешней (валентной) оболочке на один электрон больше, чем атомы полупроводника. У донора, вошедшего в состав кристаллической решетки полупроводника, четыре внешних электрона вступают в устойчивую ковалентную связь с внешними электронами четырех соседних атомов полупроводника, а пятый электрон может сравнительно легко покинуть атом и стать свободным (рис. 1a). Атом примеси при этом превращается в положительно заряженный ион.

С точки зрения зонной теории введение донорной примеси означает, что внутри запрещенной зоны у дна зоны проводимости появляется некоторое количество дополнительных энергетических уровней, первоначально заполненных электронами (рис. 1b)..

Рис. 1 Рис. 2

Эти уровни называются донорными, их число соответствует числу атомов примеси.Уже при комнатной температуре донорные уровни остаются практически свободными: в результате теплового переброса электроны уходят с них в зону проводимости. Таким образом, число электронов в зоне проводимости (т.е. электронов, способных участвовать в токе) увеличивается на величину, равную числу ионизированных атомов примеси, что приводит к увеличению проводимости полупроводника. Полупроводники с донорной примесью называются полупроводниками п-типа. Они обладают электронной проводимостью, т.к. основными носителями тока являются электроны, перешедшие в зону проводимости (свободные электроны). Число таких электронов значительно больше числа дырок – неосновных носителей, которые возникают в валентной зоне в результате теплового перехода электронов из валентной зоны в зону проводимости (рис. 1b). Если введение примеси в полупроводник увеличивает количество дырок, то такая примесь называется акцепторной. Для кремния и германия акцепторами являются элементы III группы таблицы Менделеева. Чаще всего используется бор (B). Атомы акцепторов содержат на валентной оболочке на один электрон меньше, чем атомы полупроводника. Поэтому, входя в кристаллическую решетку, акцепторный атом будет стремиться захватить валентный электрон у соседнего атома полупроводника, превращаясь в отрицательно заряженный ион (рис. 2a). С точки зрения зонной теории введение акцепторной примеси означает, что в запрещенной зоне вблизи верхнего края валентной зоны возникают дополнительные свободные от электронов акцепторные уровни (рис. 2b). Эти уровни заполняются электронами из валентной зоны полупроводника. В валентной зоне образуются дырки, имеющие положительный заряд. Таким образом, число дырок в таком полупроводнике увеличивается на число ионизированных атомов примеси, что приводит к увеличению дырочной проводимости полупроводника.

Полупроводники с акцепторной примесью называются полупроводниками p-типа. Основными носителями в них являются дырки, а неосновными – электроны, перешедшие из валентной зоны в зону проводимости (рис. 2b).

Приведем полупроводники п- и р-типа в соприкосновение друг с другом. В первое мгновение из-за различия концентраций основных носителей через границу раздела будет идти диффузия электронов из полупроводника п-типа в полупроводник р-типа и дырок – во встречном направлении (рис. 3a). Электроны, попадая в p-полупроводник, рекомбинируют (объединяются) с находящимися там дырками, образуя нейтральные атомы полупроводника. Аналогично, дырки, попадая в n-полупроводник, рекомбинируют с находящимися там электронами, образуя нейтральные атомы. В результате, в p-области из-за рекомбинации и ухода дырок остается нескомпенсированный отрицательный заряд неподвижных ионов акцепторной примеси, а в n-области из-за рекомбинации и ухода электронов обнажается положительный заряд ионов донорной примеси (рис. 3b). Образовавшийся по обе стороны от стыка полупроводников двойной электрический слой называется р-п-переходом. Он имеет очень малую толщину (0,1¸1 мкм) и создает электрическое поле с контактной разностью потенциалов , препятствующее дальнейшей диффузии основных носителей.

электрона).

Рис. 3

Зонная теория описывает процесс формирования p-n-перехода выравниванием уровней Ферми и для обоих полупроводников (рис. 3c,d). При этом все энергетические уровни донорного полупроводника понижаются, а акцепторного повышаются[1]. В результате, в области p-n-перехода энергетические зоны искривляются, и возникают потенциальные барьеры как для электронов, так и для дырок. Высота потенциального барьера определяется первоначальной разностью положений уровня Ферми в обоих полупроводниках и составляет (e – заряд На рис. 4 потенциальные барьеры показаны в виде потенциальных кривых – изменения потенциальной энергии электронов (сплошная кривая) и дырок (пунктирная кривая) в области p-n-перехода. При отсутствии внешнего электрического напряжения (рис. 4a) устанавливается такая высота потенциального барьера, при которой полный ток через переход равен нулю. Небольшой ток неосновных носителей, которые свободно скатываются с потенциальной «горки», компенсируется равным и противоположным по направлению током основных носителей, которым приходится подниматься «в гору».

Рис. 4

Внешнее электрическое поле изменяет высоту потенциального барьера и нарушает равновесие потоков носителей тока через него. Если положительный потенциал приложен к p-области (рис. 4b), то внешнее поле (напряженность ) направлено против контактного (напряженность ), т.е. потенциальный барьер понижается. В этом случае возрастает число основных носителей, способных преодолеть потенциальный барьер, и через переход течет ток в направлении pn (прямой ток). Величина его резко возрастает с ростом приложенного напряжения. Наоборот, приложение положительного потенциала к n-области (рис. 4c) приводит к повышению потенциального барьера ( и сонаправлены). При этом диффузия основных носителей через переход уменьшается. В то же время потоки неосновных носителей не изменяются, поскольку для них барьера не существует. В результате, через переход течет малый ток в направлении np (обратный ток). С увеличением приложенного напряжения величина тока стремится к насыщению, т.е. ток почти не зависит от напряжения.

На рис. 5 показана вольтамперная характеристика р-п-перехода (зависимость силы тока I от приложенного напряжения U). Нелинейность характеристики при положительных значениях напряжения объясняется тем, что при прямом включении (рис. 4b) внешнее электрическое поле «прижимает» основные носители к границе раздела и ширина р-п-перехода уменьшается. Соответственно уменьшается сопротивление перехода, причем тем сильнее, чем больше напряжение. Отрицательная ветвь на рис. 5 соответствует обратному включению р-п-перехода (рис. 4с) и характеризуется увеличением его сопротивления при увеличении напряжения (растет ширина р-п-перехода). Однако при очень большом обратном напряжении сила тока резко возрастает (сопротивление перехода резко падает), что обусловлено электрическим пробоем перехода.

Рис. 5 Рис. 6

Неодинаковость сопротивления в прямом и обратном направлении позволяет использовать р-п-переходы для выпрямления переменного тока.На этом свойстве р-п-перехода основана работа полупроводниковых диодов. На рис. 6 схематически показано устройство современного полупроводникового диода. В монокристалл кремния п-типа вводится небольшой шарик индия, создающий акцепторную примесь. Вблизи спая кремния с индием кристалл приобретает проводимость р-типа, а на некотором расстоянии от спая образуется р-п-переход. Все устройство помещается в прочный герметичный корпус. Важнейшими характеристиками диода являются его прямое и обратное сопротивления.

Статические сопротивления:

  (9)

Динамические сопротивления:

  (10)

Динамические сопротивления проявляются при подключении к диоду источников переменного напряжения и используются для расчета цепей переменного тока.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА.

Схема экспериментальной установки

Для исследования и построения ВАХ полупроводникового диода схема экспериментальной установки имеет два варианта. В случае прямого подключения (рис.7). (ГТ – генератор тока и напряжения) В схеме кроме исследуемого диода имеется входное сопротивление а также вольтметры и амперметры.

При подключении обратной схемы просто поменяйте «+»и «–» у генератора.

Работа будет проводиться на блочной установке.В нее входят.

Блок амперметра-вольтметра АВ1- блок цифрового амперметра-вольтметра предназначен для измерения в данной работе постоянной силы тока и напряжения (см. фотографию слева).

 

 

Блок генераторов напряжений ГН3, предназначенный для генерации постоянных напряжений с регулируемыми уровнями (см фотографию справа). Стенд с объектами исследования типа С3-ТТ2 , представленный на фотографии ниже. Стенд позволяет регулировать температуру, измерять характеристики диода и стабилитрона.

 

Задание к работе

1. Перед выполнением работы изучить теоретический минимум описания.

2. Получить данные для построения прямой ветви ВАХ, задаваясь разными значениями напряжения на ГТ и измеряя соответствующие значения прямого тока на диоде (диапазон значений выяснить у преподавателя).

3. Исследовать при заданном значении прямого напряжения зависимость обратного тока диода от температуры.

4. Получить данные для построения обратной ветви ВАХ, задаваясь разными значениями обратного напряжения на ГН и измеряя соответствующие значения обратного тока диода.

5. Исследовать при заданном значении обратного напряжения зависимость обратного тока диода от температуры .

6. Построить в компьютере график, выбирая соответствующие масштабы тока и напряжения на осях координат, ВАХ для прямой и обратной ветвей для различных значений температуры.

7. С помощью ВАХ (для участков, близких к прямолинейным) определить статические и динамические сопротивления диода.

Контрольные вопросы

 

1. Устройство полупроводникового диода.

2. Прямое и обратное включение диода, охарактеризовать прямое и обратное напряжения, прямой и обратный ток диода.

3. Выбор измерительных приборов для схем прямого и обратного включения диода. ВАХ полупроводникового диода.

4. Охарактеризовать температурные зависимости прямого и обратного токов диода, рабочий диапазон температур.

5. Прямое и обратное смещения р-n-перехода, энергетические зонные диаграммы.

6. Причины образования прямого и обратного токов через р-n-переход, инжекция и экстракция носителей тока.

7. Чем отличаются ВАХ и температурные характеристики германиевого и кремниевого диодов.

8. Выпрямляющее действие диода.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.