Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опыт 3. Влияние катализатора на скорость химической реакции



а) Гетерогенный катализ. В три пробирки налить по ¼ объема перекиси водорода. Одновременно добавить: в первую пробирку – оксид марганца (II) (MnO2), во-вторую – оксид кремния (IV) (SiO2), в третью – оксид железа (II) (FeO). Наблюдать реакцию разложения перекиси водорода. Выделение кислорода можно определить, опустив в пробирку тлеющую лучинку. Одинаково ли быстро протекает реакция в пробирках? Какое вещество не является катализатором реакции разложения? Записать уравнение реакции.

б) Гомогенный катализ. В две пробирки на 1/3 объема налить 0,5М раствор серной кислоты. В каждую пробирку бросить по кусочку цинка и добавить по 5 капель раствора перманганата калия (KМnO4). Одну пробирку оставить в качестве эталона, а в другую – добавить несколько кристаллов нитрата калия (KNO3) в качестве катализатора. В какой из пробирок обесцвечивание раствора происходит быстрее? Запишите суммарную реакцию.

При взаимодействии металлического цинка с раствором серной кислоты образуется атомарный водород, который рекомбинируя, выделяется в виде газа Н2. В первой пробирке восстановление перманганата калия происходит непосредственно атомарным водородом (реакция протекает довольно медленно). Во второй пробирке атомарный водород вначале восстанавливает ион NO3- до иона NO2-, который реагирует с перманганатом калия значительно быстрее.

При этом ион MnO4- восстанавливается до Mn2+, а ион NO2- вновь окисляется до NO3-.

1) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + 2H

2) 2H = H2 – рекомбинация

3) 5KNO3 + 10H = 5KNO2 + 5H2O

4) 5KNO2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5KNO3 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

Таким образом, нитрат калия, участвуя в промежуточных стадиях процесса, способствует более быстрому протеканию реакции восстановления перманганата калия. Сам же KNO3 в результате реакции не расходуется и остается в первоначально взятом количестве.

Опыт 4. Химическое равновесие и его смещение

а) Влияние изменения концентрации на смещение равновесия. Классическим примером обратимой реакции является взаимодействие между хлоридом железа (III) и роданидом калия. Образующийся в результате реакции раствор роданида железа Fe(CNS)3 обладает красным цветом, интенсивность которого зависит от его концентрации. Смещение равновесия легко наблюдать по изменению окраски растворов.

В стаканчик на 50мл налить на ¾ объема дистилли-рованной воды и добавить по 2 капли насыщенных растворов FeCl3 и KCNS. Окрашенный в красный цвет раствор разлить поровну в 4 пробирки. Составить уравнение реакции и запи-сать выражение константы химического равновесия (Кс).

Первую пробирку оставить в качестве эталона, во-вторую добавить по 2 капли насыщенного раствора FeCl3, в третью – 2 капли насыщенного раствора KCNS, а в четвертую добавить несколько кристаллов KCl. Сравнить цвета образовавшихся растворов и объяснить смещение равновесия.

б) в растворах солей хрома (хромата и дихромата) существует равновесие 2CrO42- + 2H+ ⇄ Cr2O72- +H2O.

Раствор, содержащий ионы CrO42- имеет желтую окраску, а

раствор ионов Cr2O72- - оранжевую. Изменение концентрации ионов водорода Н+ смещает это равновесие в ту или другую сторону.

В стаканчик емкостью 50мл налить на 1/5 объема раствор хромата калия (K2СrO4). К этому раствору по каплям добавлять концентрированную серную кислоту и наблюдать изменение окраски. Затем к полученному раствору добавить по каплям раствор концентрированной щелочи (NaOH) и снова наблюдать появление исходного цвета.

Записать полное уравнение реакции. Сделать вывод, в какой среде (рН) существуют ионы хромата и дихромата.

в) Влияние температуры на химическое равновесие. В
пробирку на 1/2 объема налить 1М раствор аммиака (NH4OH). Добавить 1 каплю фенолфталеина и наблюдать появление малиновой окраски. Пробирку нагреть над пламенем горелки. Окраска исчезает. При охлаждении раствора малиновое окрашивание вновь появляется. Сделать вывод о влиянии температуры на смещение равновесия.

ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

 

№ вар. № задач № вар. № задач
1а, 17, 25а, 34, 58 1л, 24г, 25л, 47, 67(д,е)
1б, 18, 25б, 36, 59 1м, 24д, 25м, 48, 67(ж,з)
1в, 19, 25в, 37, 60 1н, 24е, 25н, 51, 67(и,к)
1г, 20, 25г, 39, 61 1о, 24ж, 25о, 52, 67(л,м)
1д, 21, 25д, 40, 62(а,б,в) 1п, 24з, 25п, 53, 67(н,о)
1е, 22, 25е, 41, 62(г,д,е) 1р, 24и, 25р, 55, 68(а,б)
1ж, 23, 25ж, 43, 63(а,б) 1с, 9, 25с, 56, 68(в,г)
1з, 24а, 25з, 44, 63(в,г) 1т, 10, 25т, 42, 67(о,п)
1и, 24б, 25и, 45, 67(а,б) 1у, 3, 26, 49, 64(а,б)
1к, 24в, 25к, 46, 67(в,г) 1ф, 6, 27, 50, 64(в,г)

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.