Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение измерению объемов с помощью условной меры



ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЁМА И МАССЫ ПРЕДМЕТОВ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Е.В.СЕМЁНОВА

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

1. Изучить методику формирования умений старших дошкольников в области измерительной деятельности объёма и массы предметов. Вывести общие правила измерения любых величин.

2. Выбрать один из предлагаемых в приложении фрагментов занятий по математике и доработать его в соответствии с методикой, проявляя творчество и собственное видение проведения данного фрагмента; оформить согласно правилам написания конспекта занятия (указать цель, материал, предварительную работу и организацию пространства при необходимости).

3. Изготовить пособие для развития у детей барического чувства и умения строить сериационный ряд по массе предметов (5-7 штук).

4. Все материалы данного задания поместить в портфолио.

5. Подготовиться к практическому зачётному уроку по данной теме.

 

 

ЧАСТЬ 1.

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ И СПОСОБАХ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ.

 

Основная задача обучения измерительной деятельности в дошкольном возрасте – формирование представлений об общих способах измерения. При измерении объемов веществ используются те же общие правила, что и при измерении линейных величин, и при этом добавляются новые, адекватные жидким и сыпучим веществам.

Работа с детьми ведется поэтапно. Учить измерять и сравнивать объемы можно параллельно с работой по измерению линейных величин или методом «погружения».

 

I ЭТАП.

Обучение уравниванию веществ по объему.

Прежде чем обучать детей непосредственно измерительной деятельности, необходимо сформировать у них представление о равенстве и неравенстве объёмов жидких и сыпучих веществ точно так же, как в младшем возрасте учили сравнивать линейные величины практическим путём и на глаз.

Данная работа проводится последовательно и постепенно, пока дети сами не поймут, при каких условиях объёмы можно сравнивать и зачем необходимо измерять, если сравнить практическим путём и на глаз нельзя.

Ниже предлагается определённая последовательность практических проблемных ситуаций, которые воспитатель рассматривает вместе с детьми.

 

Ситуация 1.

В два одинаковых прозрачных сосуда (№ 1 и № 2 – баночки, вазочки, стаканы) наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей: «Одинаковое ли количество воды в стаканах?». Ориентируясь по уровню, выясняем, что одинаковое. Обычно эта ситуация не вызывает у детей затруднений.

Затем воду из стакана № 2 переливаем в некоторый третий сосуд № 3, который будет иметь другую форму (например, ниже и шире), на глазах у детей и опять повторяем тот же вопрос (поровну ли воды в стакане № 1 и баночке № 3?). Если дети говорят «да, воды поровну», просим объяснить, почему они так считают. Правильный ответ: потому что воду из первого стакана никуда не выливали, другой воды не добавляли, поэтому её столько же и осталось; уровень ниже, так как баночка шире. После этого переходим к следующей ситуации.

Если же дети ответили, что воды не поровну, то объясняем ситуацию и на время работу прекращаем. Через некоторое время вновь рассматриваем ситуацию.

       
   

 


Ситуация 2.

В два одинаковых прозрачных сосуда наливаем разное количество воды и вновь задаем вопрос: поровну ли воды в стаканах (№1 и № 2)?

Дети отвечают отрицательно, и тогда мы ставим перед ними проблему: что нужно сделать, чтобы воды в стаканах стало поровну?

Для решения задачи предлагаем оборудование в следующей последовательности:

1) кастрюля с водой (№ 3) и кружка (№ 4), при этом выясняем, что необходимо долить воду из кастрюли с помощью кружки в тот стакан, где воды меньше так, чтобы уровни были одинаковые:

       
   

 


2) кастрюля без воды: для решения задачи нужно вылить воду из того стакана, где воды больше (№ 1), в кастрюлю (№ 3), чтобы уровнять:

 
 

 

 


3) никаких дополнительных предметов: необходимо перелить воду из того стакана, где больше, в тот, где меньше.

 

 
 

 

 


II ЭТАП.

Обучение измерению объемов с помощью условной меры.

 

Перед детьми ставим задачу: определить, сколько гороха в баночке. Сначала выслушать разные варианты определения количества (например, сосчитать горошины, взвесить). Затем можно рассмотреть заранее приготовленное оборудование, которое можно использовать в качестве условной меры: ложка, веревочка, стакан, палочка, блюдце и т.п. В результате необходимо выбрать прозрачный стакан для измерения.

На первом занятии целесообразно будет высыпать горох в несколько одинаковых стаканов для разъяснения сути процесса и результата измерения объема, так же как это делали при измерении линейных величин. Дети определяют, сколько стаканов понадобилось, и называют результат, именуя число: в баночке 4 стакана гороха.

               
   
     
 

 

 


Затем предлагается измерить объем только с помощью одной мерки – одного стакана. При этом обязательно обговариваются правила измерения:

· мерка должна каждый раз наполняться одинаково (до половины, до краев, с горкой и т.д.)

· после заполнения мерки высыпать ее содержимое в другую посуду и отложить фишку или назвать число

· подсчитать количество фишек и назвать результат, именуя число (например, 5 стаканов фасоли).

 

Организуя работу с детьми, необходимо измерять разнообразные сыпучие и жидкие вещества, чередуя их, чтобы дошкольники научились выбирать мерку, удобную в конкретной ситуации. Измерять одно и то же вещество предлагаем разными мерками для усвоения обобщенных представлений о правилах и результатах измерения.

В процессе измерения объёмов дети могут допускать некоторые ошибки. Так, они не всегда равномерно наполняют мерку: чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки. Кроме того, могут не сочетать счет и измерение: наполняют мерку – произносят «один», высыпают вещество в другую тару – «два»). При этом получается результат в два раза больше, поскольку одна мерку была сосчитана дважды, по сути – это счёт не количества мерок, а движений.

Для того, чтобы не допустить подобных ошибок, обращаем внимание на правила измерения: показывая алгоритм, четко проговариваем все свои действия, подчёркиваем равномерность наполнения мерок и то, в какой момент произнести число (можно сразу после наполнения мерки, можно после пересыпания вещества, главное – один раз).

Как прием работы, можно использовать алгоритм в картинках, с помощью которого закрепляются основные правила измерения.

 

III ЭТАП.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.