ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЁМА И МАССЫ ПРЕДМЕТОВ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Е.В.СЕМЁНОВА
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:
1. Изучить методику формирования умений старших дошкольников в области измерительной деятельности объёма и массы предметов. Вывести общие правила измерения любых величин.
2. Выбрать один из предлагаемых в приложении фрагментов занятий по математике и доработать его в соответствии с методикой, проявляя творчество и собственное видение проведения данного фрагмента; оформить согласно правилам написания конспекта занятия (указать цель, материал, предварительную работу и организацию пространства при необходимости).
3. Изготовить пособие для развития у детей барического чувства и умения строить сериационный ряд по массе предметов (5-7 штук).
4. Все материалы данного задания поместить в портфолио.
5. Подготовиться к практическому зачётному уроку по данной теме.
ЧАСТЬ 1.
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ И СПОСОБАХ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ.
Основная задача обучения измерительной деятельности в дошкольном возрасте – формирование представлений об общих способах измерения. При измерении объемов веществ используются те же общие правила, что и при измерении линейных величин, и при этом добавляются новые, адекватные жидким и сыпучим веществам.
Работа с детьми ведется поэтапно. Учить измерять и сравнивать объемы можно параллельно с работой по измерению линейных величин или методом «погружения».
I ЭТАП.
Обучение уравниванию веществ по объему.
Прежде чем обучать детей непосредственно измерительной деятельности, необходимо сформировать у них представление о равенстве и неравенстве объёмов жидких и сыпучих веществ точно так же, как в младшем возрасте учили сравнивать линейные величины практическим путём и на глаз.
Данная работа проводится последовательно и постепенно, пока дети сами не поймут, при каких условиях объёмы можно сравнивать и зачем необходимо измерять, если сравнить практическим путём и на глаз нельзя.
Ниже предлагается определённая последовательность практических проблемных ситуаций, которые воспитатель рассматривает вместе с детьми.
Ситуация 1.
В два одинаковых прозрачных сосуда (№ 1 и № 2 – баночки, вазочки, стаканы) наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей: «Одинаковое ли количество воды в стаканах?». Ориентируясь по уровню, выясняем, что одинаковое. Обычно эта ситуация не вызывает у детей затруднений.
Затем воду из стакана № 2 переливаем в некоторый третий сосуд № 3, который будет иметь другую форму (например, ниже и шире), на глазах у детей и опять повторяем тот же вопрос (поровну ли воды в стакане № 1 и баночке № 3?). Если дети говорят «да, воды поровну», просим объяснить, почему они так считают. Правильный ответ: потому что воду из первого стакана никуда не выливали, другой воды не добавляли, поэтому её столько же и осталось; уровень ниже, так как баночка шире. После этого переходим к следующей ситуации.
Если же дети ответили, что воды не поровну, то объясняем ситуацию и на время работу прекращаем. Через некоторое время вновь рассматриваем ситуацию.
Ситуация 2.
В два одинаковых прозрачных сосуда наливаем разное количество воды и вновь задаем вопрос: поровну ли воды в стаканах (№1 и № 2)?
Дети отвечают отрицательно, и тогда мы ставим перед ними проблему: что нужно сделать, чтобы воды в стаканах стало поровну?
Для решения задачи предлагаем оборудование в следующей последовательности:
1) кастрюля с водой (№ 3) и кружка (№ 4), при этом выясняем, что необходимо долить воду из кастрюли с помощью кружки в тот стакан, где воды меньше так, чтобы уровни были одинаковые:
2) кастрюля без воды: для решения задачи нужно вылить воду из того стакана, где воды больше (№ 1), в кастрюлю (№ 3), чтобы уровнять:
3) никаких дополнительных предметов: необходимо перелить воду из того стакана, где больше, в тот, где меньше.
II ЭТАП.
Обучение измерению объемов с помощью условной меры.
Перед детьми ставим задачу: определить, сколько гороха в баночке. Сначала выслушать разные варианты определения количества (например, сосчитать горошины, взвесить). Затем можно рассмотреть заранее приготовленное оборудование, которое можно использовать в качестве условной меры: ложка, веревочка, стакан, палочка, блюдце и т.п. В результате необходимо выбрать прозрачный стакан для измерения.
На первом занятии целесообразно будет высыпать горох в несколько одинаковых стаканов для разъяснения сути процесса и результата измерения объема, так же как это делали при измерении линейных величин. Дети определяют, сколько стаканов понадобилось, и называют результат, именуя число: в баночке 4 стакана гороха.
Затем предлагается измерить объем только с помощью одной мерки – одного стакана. При этом обязательно обговариваются правила измерения:
· мерка должна каждый раз наполняться одинаково (до половины, до краев, с горкой и т.д.)
· после заполнения мерки высыпать ее содержимое в другую посуду и отложить фишку или назвать число
· подсчитать количество фишек и назвать результат, именуя число (например, 5 стаканов фасоли).
Организуя работу с детьми, необходимо измерять разнообразные сыпучие и жидкие вещества, чередуя их, чтобы дошкольники научились выбирать мерку, удобную в конкретной ситуации. Измерять одно и то же вещество предлагаем разными мерками для усвоения обобщенных представлений о правилах и результатах измерения.
В процессе измерения объёмов дети могут допускать некоторые ошибки. Так, они не всегда равномерно наполняют мерку: чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки. Кроме того, могут не сочетать счет и измерение: наполняют мерку – произносят «один», высыпают вещество в другую тару – «два»). При этом получается результат в два раза больше, поскольку одна мерку была сосчитана дважды, по сути – это счёт не количества мерок, а движений.
Для того, чтобы не допустить подобных ошибок, обращаем внимание на правила измерения: показывая алгоритм, четко проговариваем все свои действия, подчёркиваем равномерность наполнения мерок и то, в какой момент произнести число (можно сразу после наполнения мерки, можно после пересыпания вещества, главное – один раз).
Как прием работы, можно использовать алгоритм в картинках, с помощью которого закрепляются основные правила измерения.