Цель клинико-психологического исследования. Основные задачи клинико-психологического исследования. Основные принципы построения клинико-психологического исследования. С. Я. Рубинштейн о трех способах видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих или увеличивающих присущие больному психологические изменения. Основные методы экспериментально-психологического исследования в клинике: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза). Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики. Методы патопсихологического исследования в клинике. Стандартизированные и нестандартизированные методы исследования в клинике. Требования для проведения патопсихологического исследования. Этапы проведения патопсихологического исследования. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.
Причины и механизмы развития неврозов у детей.
Понятие о психогениях. Дифференциальный диагноз неврозов у детей. Особенности формирования неврастении и неврастеноподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования истерии и истероподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования невроза навязчивых состояний и обсессивноподобных синдромов. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.
Девиантное поведение. Аддиктивное поведение.
Понятие отклоняющегося поведения. Критерии отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических. Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства. Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте.Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика. Зависимое (аддиктивное) поведение. Теории аддиктивного поведения. Особенности аддиктивного поведения подростков. Основные формы аддиктивного поведения. Пьянство и алкоголизм. Химические аддикции и их последствия. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Агрессивное поведение. Сексуальные девиации. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков. Профилактика отклоняющегося поведения. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.
Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование.Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.
Вопросы ГЭК по детской клинической психологии.
Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии.
История становления и развития отечественной медицинской психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.
Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник».
Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога.
Проблема нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы. Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
Реабилитационный подход в клинической психологии ( основные концепции, методы исследования).
Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
Психосоматические явления в норме и патологии. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ. Психосоматические и соматопсихические соотношения.
История становления отечественных исследований в области психосоматики. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.
Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей.
Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания.
Современные представления о стрессе. Теория стресса Г.Селье . Эмоциональный стресс и его механизмы.
Особенности постстрессовых расстройств у детей.
Непосредственные реакции и отдаленные последствия у детей и подростков на утрату родителей. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям.
Переживание умирания. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.
Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.
Психология соматического больного. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации. Типы поведения соматических больных.
Формирование представлений о смерти у детей. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей.
Психические реакции больного и факторы, их определяющие. Характеристике типов психологического реагирования на заболевание.
Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования.
Психосоматические расстройства и заболевания. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков.
Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Причины и механизмы развития неврозов у детей. Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.
Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.
Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.
Девиантное поведение. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика.
Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы и методы. Психотерапия в практике клинического психолога.
Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков.
Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости.
Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.
Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии.
Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
Зависимое (аддиктивное) поведение: теории и виды.. Теории аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.
Химические аддикции, их последствия и психопрофилактика.
Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.
Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики.
Основные принципы построения клинико-психологического исследования.
Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.
Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.
Основная литература:
1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.
3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.
5. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.
9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.
Дополнительная литература:
1. . Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977
2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.
4. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.
7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.
9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.
10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.
11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
12. Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.
13. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.