Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования. Психологический диагноз



Цель клинико-психологического исследования. Основные задачи клинико-психологического исследования. Основные принципы построения клинико-психологического исследования. С. Я. Рубинштейн о трех способах видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих или увеличивающих присущие больному психологические изменения. Основные методы экспериментально-психологического исследования в клинике: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза). Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики. Методы патопсихологического исследования в клинике. Стандартизированные и нестандартизированные методы исследования в клинике. Требования для проведения патопсихологического исследования. Этапы проведения патопсихологического исследования. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.

 

Причины и механизмы развития неврозов у детей.

Понятие о психогениях. Дифференциальный диагноз неврозов у детей. Особенности формирования неврастении и неврастеноподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования истерии и истероподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования невроза навязчивых состояний и обсессивноподобных синдромов. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.

Девиантное поведение. Аддиктивное поведение.

 

Понятие отклоняющегося поведения. Критерии отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических. Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства. Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте.Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика. Зависимое (аддиктивное) поведение. Теории аддиктивного поведения. Особенности аддиктивного поведения подростков. Основные формы аддиктивного поведения. Пьянство и алкоголизм. Химические аддикции и их последствия. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Агрессивное поведение. Сексуальные девиации. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков. Профилактика отклоняющегося поведения. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.

 

Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.

Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование.Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

 

Вопросы ГЭК по детской клинической психологии.

 

  1. Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии.
  2. История становления и развития отечественной медицинской психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.
  3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник».
  4. Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога.
  5. Проблема нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы. Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
  6. Реабилитационный подход в клинической психологии ( основные концепции, методы исследования).
  7. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
  8. Психосоматические явления в норме и патологии. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ. Психосоматические и соматопсихические соотношения.
  9. История становления отечественных исследований в области психосоматики. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.
  10. Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей.
  11. Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания.
  12. Современные представления о стрессе. Теория стресса Г.Селье . Эмоциональный стресс и его механизмы.
  13. Особенности постстрессовых расстройств у детей.
  14. Непосредственные реакции и отдаленные последствия у детей и подростков на утрату родителей. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям.
  15. Переживание умирания. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.
  16. Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.
  17. Психология соматического больного. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации. Типы поведения соматических больных.
  18. Формирование представлений о смерти у детей. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей.
  19. Психические реакции больного и факторы, их определяющие. Характеристике типов психологического реагирования на заболевание.
  20. Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования.
  21. Психосоматические расстройства и заболевания. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков.
  22. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  23. Причины и механизмы развития неврозов у детей. Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.
  24. Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.
  25. Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  26. Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.
  27. Девиантное поведение. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика.
  28. Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы и методы. Психотерапия в практике клинического психолога.
  29. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков.
  30. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости.
  31. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.
  32. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии.
  33. Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
  34. Зависимое (аддиктивное) поведение: теории и виды.. Теории аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.
  35. Химические аддикции, их последствия и психопрофилактика.
  36. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.
  37. Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики.
  38. Основные принципы построения клинико-психологического исследования.
  39. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.
  40. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

 

 

Основная литература:

 

 

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.

3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.

5. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.

6. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.

7. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Медицина, 1982.

8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.

9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.

10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.

 

Дополнительная литература:

1. . Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977

2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.

4. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.

7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.

9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.

10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

12. Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.

13. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.