Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия как учение о целостной личности

Философия и истина

Развитие философии вдохновляла вера в то, что истиной выс­шего порядка целостности является истина философская и, стало быть, философия есть наиболее адекватный способ постижения истины, орган выражения ее и путь к ней.

Философия, по Аристотелю, есть знание об истине вечной. Суть философии, по мнению Гуссерля, в возникновении нового вопроса

об истине — не о повседневной истине, связанной с локаль­ной традицией, а об истине общезначимой, об истине в себе. Это истина, которой подчиняют жизнь, которой жертвуют всем. Ключ к пониманию философской системы дает определение истины е ней, и философия начинается, по Гуссерлю, там, где возникает вопрос об истине-идеале.

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Уме­ние беседовать с самим собой»1. Диоген Синопский на тот же воп­рос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому пово­роту судьбы»2. На вопрос: «Чем философы превосходят остальных людей?» — Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему»3.

Даже и не зная, получат ли они правильные ответы на свои вопросы, люди хотят выработать свое отношение к жизни, кото­рое удовлетворяет требованиям их разума и потребностям души. Это и есть главная цель философии. О ком-то говорят: это его философия, подразумевая, что у него такие взгляды на жизнь. Но серьезно признать, что человек имеет определенную философию, можно лишь в том случае, если он знает историю философии, ее современные достижения и если его поступки не расходятся с его убеждениями. «Продолжительность жизни человека ничтожна, его существо непрерывно изменяется, его ощущения смутны. Его тело, составленное из разных элементов, само собою стремится к тле­нию; его душа — вихрь; его участь — неразрешимая загадка; сла­ва — неизвестная величина. Словом, все, что касается тела, есть река текущая; все, что касается души, — сновидение и дым; жизнь есть бой, пребывание в чужой стране; посмертная слава — забве­ние. Что же может служить нам путеводителем? Одно, только одно философия. А философия имеет целью то, чтобы пребывающий в нас гений оставался чист от всякого осквернения, был сильнее удовольствий или страданий»4.

В Новое время значение философии стали видеть в методе. «Фи­лософия дает средство говорить правдоподобно обо всем и вызы­вать восхищение у менее сведущих»5. Философия также совокуп­ность мнений. «Нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из фи­лософов»6.

Урок подлинной философии — в убеждении: ни у кого нет монополии на истину, но каждому обеспечена свобода ее поиска.

1 Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­
лософов. — С. 216.

2 Там же. - С. 233.

3 Там же. — С. 113.

4 Марк Аврелий. Размышления. — II, 17.

5 Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — С. 263.

6 Там же. - С. 270.

Философия — это рациональный поиск способа жизни и ориен­тации в мире.

По Гегелю, философия «образует центр всей духовной культу­ры, всех наук и всякой истины»1.

Философия и философии

В основе человеческой деятельности лежат определенные фи­лософские взгляды, которыми сознательно или неосознанно, сво­бодно или под давлением внешних обстоятельств руководствуется человек. На протяжении 2500 лет философия была духовным ор­ганом человечества. Все феномены культуры, будь то теория отно­сительности или романы Достоевского, имеют глубокие фи­лософские корни. За логическими и психологическими причина­ми лежат причины духовные, которые можно назвать философ­скими, поскольку философия выявляет их. Методология филосо­фии как раз и состоит в том, чтобы за физическими причинами открывать духовные.

С какого бы вопроса мы ни начинали, задавая в ответ на него более глубокий, неизбежно придем к проблеме: что есть бытие, каково назначение человека и т. п. Философия определяет духов­ное состояние общества, даже если мы это не осознаем. Общество вырастает из духовных плодов национального характера. Какова нация, таковы ее философия и жизнь. Состояние философии оп­ределяет не только нравственный потенциал общества, но его экономические и политические характеристики. Мы живем в та­ком состоянии и в таком обществе, потому что у нас такая фило­софия. Кризис философии порождает экономико-политический кризис общества и человека.

В свою очередь, личность — отправная точка философствова­ния. То произведение может иметь культурное значение, в кото­ром удалось высказать индивидуальность — ум, волю, темпера­мент — и сформулировать собственные цели. «Ведь та философия, которая так важна в каждом из нас, не есть нечто технически определенное, специальное. Она — наше более или менее смут­ное чувство того, что представляет собой жизнь в своей глубине и значении. Эта философия только отчасти заимствована из книг. Она — наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни»2.

Философ идет от своей личности и приходит к представлению о мире как целом. «Философию часто определяли как исследова­ние или как прозрение единства мира»3. Мир, философскую кар-

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — Т. 1. — С. 80.

2 Джемс У. Прагматизм. — С. 9.

3 Там же. — С. 83.

тину которого рисуют, — индивидуальный мир. Все, что находит­ся за пределами интереса данной личности, не входит в представ­ление мира как универсума. Каждое Я (под # понимается целост­ное ощущение личного существования) творит свой универсум Цель философствования — определение места Я в окружающем мире, а это требует рассмотрения мира как целого, включая гра­ницу между бытием и небытием, ответа на самые трудные вопро­сы, которые ставит перед собой человек, и прежде всего на воп­рос о смысле жизни.

Всякая великая философия, по словам Ницше, «как целое все­гда говорит лишь одно: вот картина всей жизни, и из нее научись понимать смысл твоей жизни. И наоборот: читай лишь свою жизнь и из нее понимай иероглифы жизни в целом»1. Второй путь пред­почтительнее, потому что как можно узнать картину жизни, не зная себя. Здесь новое звучание приобретает лозунг древних «По­знай самого себя».

Но все ли, что называют философией, относится к истинной философии, истинной не как дающей объективную абсолютную истину, хотя истинная философия к этому стремится, а, скорее, в смысле понимания истины Гегелем — как соответствующей идее? Для того чтобы разобраться в данном вопросе, надо классифици­ровать все то, что называет себя философией. Истинную филосо­фию следует отличать от недофилософии — направлений, которые представляют собой нефилософский тип мышления либо ставят разум на роль слуги опыта; антифилософии — направлений, кото­рые агрессивно настроены против философии и культуры вооб­ще, вплоть до полного отрицания возможности постижения ис­тины разумом, и которые ставят разум на положение слуги теле­сной деятельности человека; лжефилософии — направлений, ко­торые сознательно выдают за философию идеологические систе­мы; и, наконец, псевдофилософии — всего того, что качественно не дотягивает до истинной философии. Сложность классифици­рования заключается в том, что системы могут одновременно попадать в разные разделы, и многие из тех, кто называют себя философами и кого называют так, — философы на три четверти, наполовину, треть и т.д.

Трагедия философии в том, что к ней стремятся и в ней мечта­ют проявить себя люди, не обладающие соответствующей подго­товкой и даже просто склонностью и вкусом к философским раз­мышлениям. Им нужна философия для оправдания амбиций, или из тщеславия, или родом занятий они приводятся к философии, но по недостатку времени, желания или способностей не могут разобраться в ней. Забывают, что философией нельзя заниматься походя, а надо отдать ей себя целиком.

Ницше Ф. Поли. собр. соч.: В 15 т. — Т. 2. - С. 199.

Проясняя желания, философия способствует индивидуальной духовной свободе. Став духовно свободной, личность получает возможность осознать и создать себя как вечное Я. Когда не было свободы, философия давала ее; когда свобода была, давала муд­рость. Она давала то, в чем в данный момент нуждались люди, и чем на более высоком духовном уровне находился человек — тем больше. Философия делает человека свободным, потому что осво­бождает его дух от засилья обыденности и предрассудков века, а только в духе человек и может быть по-настоящему свободен.

Философия учит думать о смысле существования и целостного бытия. Она утверждает ценность не обладания, а вопрошания, которое есть постоянный духовный поиск на пути к горизонту.

Философия и жизнь

Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку дает ответ на вопрос, как жить. Искусство порой погружается в грезы. Наука отгораживается от жизни решеткой формул. Ученый, решающий какой-либо частный вопрос и понимающий относительность до­бываемой им истины, в лучшем случае помощник искателя исти­ны абсолютной. Философ отвечает на важнейшие вопросы жизни теперь и здесь.

Когда определяют философию как дисциплину, помогающую людям жить, возникает возражение: все, что может сказать об этом философия, известно. Но философия позволяет четко пред­ставить по-новому в данной ситуации сгруппированный материал. Главное, не узнать, как себя вести, и не заучить наизусть, а осо­знать это в такой степени, чтобы информация нашла отклик в душе и через это воплотилась в реальность.

Любой житейский вопрос может быть последовательно поднят до философского уровня. Когда спрашивают, где же здесь фило­софия, — это значит, что ум скользит по поверхности вещей, потеряна способность удивляться причудливости и непостижимо­сти бытия; значит так погрязнуть в колее общепринятого стерео­типа, что трудно из нее выбраться.

Рационалисты говорят о лучшем в разуме — способности к критике и достижению взаимопонимания; иррационалисты ука­зывают на худшее в нем — способности к рациональному самооп­равданию с целью заглушения голоса совести. Человек может быть хорош или плох, развивая какую-либо одну свою сторону — ра­зум или чувства в отдельности. Но идеал человека — целостная гармонически развитая личность. Для его осуществления необхо­дим синтез идеи о великом назначении разума, известной еще со времен стоиков и получившей полное развитие в эпоху Просве­щения (но понимая разум не как безликий, а как индивидуаль-

ный и имея в виду не разум как сознательное начало, а как един­ство сознания и индивидуального бессознательного в человеке — здесь уместно использовать достижения индийской мысли и евро­пейской постклассической, включая психоанализ); идеи о важ­ности индивидуальности, известной также давно и вновь во весь рост поставленной экзистенциализмом (модифицировав ее, что­бы экзистенция понималась преимущественно в духовном пла­не); и, наконец, идеи целостной личности (в том смысле, что целостность образуется вокруг душевно-духовного ядра человека). Продвигаясь по этому пути, философия выполняет гуманисти­ческую функцию, помогая людям обрести человеческое достоин­ство, растоптанное в век тоталитаризма и фетишизма.

В теоретическом плане философия обеспечивает целостное пред­ставление о мире и человеке, в практическом — умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных про­блемах бытия и человеческого существования.

Сова Минервы — символ философии — становится наиболее активной в полночь. Это значит, что философия нужна в самые трудные периоды жизни общества. Тогда ей тяжелей всего и при­ходится.

В современном мире философии явно недостает престижно­сти, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей. «Но в род богов не позволено войти никому, кто не был филосо­фом и не очистился до конца»1.

Философия как учение о целостной личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убежде­ниям. Так вели себя философы Древней Греции — родины фило­софии. Более свежее определение философии гласит, что это на­ука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие филосо­фы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом филосо­фии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что философия

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизи­рована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведе­ния. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостно­сти, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль под­спудно живет во-всех философских сочинениях. Как философ по­могает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумав­шись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны ве­рить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в преди­словии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон при­влекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концеп­цией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдава­ли за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззрен­ческой, критической также интеграционную функцию. По отно­шению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отно­шению к обществу и природе — в создании социальной и косми­ческой гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратить­ся по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою глав­ную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут филосо­фами, а философствование — обычным делом каждого. Филосо­фия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1.Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за фило­софию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармони­чески развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи­лософов. — М., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.