По основным количественным показателям,характеризующим государство, Бразилия относится к так называемым странам-гигантам. Действительно, и по размерам своей территории (8,5 млн км2), и по численности населения (около 192 млн человек) она занимает пятое место в мире. Длина ее сухопутных границ – 16 тыс., морских – 7 тыс. км. По длине сухопутных границ, а также по числу стран-соседей (10) она уступает только Китаю и России. Это крупнейшая страна Латинской Америки, и по площади, и по населению значительно превосходящая следующие за ней Мексику и Аргентину.
Бразилия занимает важное место в экономике Латинской Америки, да и всего мира. Ее ВВП (1900 млрд долл.) составляет 2,7 % мирового и заметно превышает долю таких стран, как Канада или Австралия. По отношению к суммарному ВВП Латинской Америки он составляет 30 %. Неудивительно, что Бразилия образует один из десяти главных центров мирового хозяйства (рис. 59 в книге I). По показателю ВВП из расчета на душу населения– 9700 долл. – она также превосходит большинство других развивающихся стран. Вот почему Бразилию, наряду с Китаем, Индией и Мексикой, обычно относят к ключевым странам развивающегося мира. В экономической литературе ее также нередко называют страной новой индустриализации.
Среди главных факторов, способствовавших такому возвышению Бразилии в Латинской Америке и в мире, большей частью указывают на наличие чрезвычайно большого и разнообразного природно-ресурсного потенциала, на возможность использования значительных резервов дешевой рабочей силы, на активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Нельзя, однако, не обратить внимания и на то, что во второй половине XX в. экономическая политикав Бразилии неоднократно менялась.
На начальном этапе индустриализации, в 1950-е гг., в стране проводилась политика импортозамещения, при которой были введены высокие тарифы на заграничные товары. Тогда же началась структурная перестройка экономики, темпы роста которой составили 6–8 % в год. После военного переворота в 1964 г. и установления в стране военной диктатуры была принята совершенно другая модель развития, основанная на укреплении государственного сектора, на привлечении в страну иностранных капиталов и переводе экономики на путь экспортной ориентации. Такая политика привела к еще большему ускорению темпов экономического роста (до 10–12 % в год), которое стали называть бразильским экономическим чудом, к заметному увеличению экономической мощи, но одновременно и к быстрому росту финансовой задолженности странам Запада. А в 1980-е гг. темпы экономического роста резко снизились, стал сокращаться показатель душевого ВВП, дело дошло до экономических кризисов. Не случайно этот период времени в Бразилии часто называют потерянным десятилетием. Что же касается 1990-х гг., то экономика снова стала расти быстрее, структура ее усовершенствовалась. Одновременно значение государственного сектора уменьшилось, произошла либерализация внешней торговли. В конце 1990-х гг. на бразильской экономике отрицательно сказался финансовый кризис, зародившийся в Юго-Восточной Азии. Нельзя забывать и о том, что по размерам своего внешнего долга (190 млрд долл.) Бразилия занимает второе место в мире после Китая. Тем не менее в 2002 г. МВФ предоставил Бразилии огромный кредит (30 млрд долл.).
ПромышленностьБразилии, на которую приходится 38 % ее ВВП, во многом продолжает определять «лицо» этой страны в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. По общему объему промышленного производства (более 2,3 % от мирового) страна занимает восьмое место в мире, уступая только «большой семерке» стран Запада и Китаю.
До недавнего времени позиции Бразилии были особенно прочны в добывающей промышленности. В самом деле, страна занимает второе место в мире по добыче и первое по экспорту железной руды, третье – по добыче бокситов, входит в первую пятерку стран мира по производству олова, по заготовке древесины. Но в 1990-е гг. значительно укрепились позиции Бразилии и в обрабатывающей промышленности. Это относится к обрабатывающей промышленности «нижних этажей», где она входит в число первых десяти стран по производству чугуна, стали, алюминия, цемента. Наряду с этим возрастает и ее роль в обрабатывающей промышленности «верхних этажей». Достаточно сказать, что Бразилия входит в первую пятерку стран мира по производству морских судов, тракторов, телевизоров, хлопчатобумажных тканей, в первую десятку по производству автомобилей, металлообрабатывающих станков, а также электроэнергии.
Особенно быстро развивается в последнее время автомобильная промышленность Бразилии, в которой непосредственно заняты 100 тыс. человек, а вместе со смежными подотраслями – 300 тыс. K 1998 г., когда отмечалось 40-летие ее автомобилестроения, Бразилия уже вошла в число первых десяти автомобилестроительных стран мира. В 2005 г. в стране было произведено 2,5 млн автомобилей и по этому показателю она заняла девятое место в мире – впереди Великобритании, Италии. Все данные говорят о том, что этот рост будет продолжаться. Добавим, что доля легковых автомобилей в общем производстве составляет 4/5, причем почти все они предназначаются для внутреннего рынка. А бразильские автобусы составляют основную часть автобусного парка стран Латинской Америки. Надо, однако, представлять, что успехами автомобилестроения Бразилия обязана прежде всего привлечению в страну ведущих корпораций западного мира, которые уже вложили в эту отрасль ее хозяйства около 20 млрд долл. Среди них – «Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», ФИАТ, «Рено», БМВ, «Тойота».
Можно также отметить успехи Бразилии в области самолетостроения (25 моделей), производства вычислительной и коммуникационной техники, синтетической химии. Наращивается мощность АЭС Ангра, расположенной в районе Рио-де-Жанейро. И это не говоря уже о том, что именно в Бразилии, на пограничном с Парагваем отрезке р. Парана, построена до недавнего времени крупнейшая в мире ГЭС Итайпу мощностью 12,6 млн кВт (рис. 240). Ведутся работы по увеличению ее мощности до 14 млн кВт.
Доля сельского хозяйства в ВВП страны скромнее (8 %), но тем не менее оно обеспечивает более 1/3 всей экспортной продукции страны и при этом удовлетворяет почти все ее потребности в продуктах питания. Бразилия занимает первое место в мире по производству кофе, сахара, апельсинового сока, входит в первую пятерку стран по сборам сои, какао, табака, по поголовью крупного рогатого скота и свиней. Высокого уровня развития достигла также ее разнообразная пищевкусовая промышленность.
Рис. 240. Гидроузел Итайпу
Хотя бразильская экономика в первую очередь ориентирована на внутренний рынок, внешнеэкономические связитоже имеют для нее немалое значение. Еще в 1970-х гг. 3/4 экспорта Бразилии приходились на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, тогда как обрабатывающая промышленность обеспечивала менее 15 % вывоза. К началу XXI в. структура бразильского экспорта выглядела уже совершенно иначе. Более 1/2 его составляла продукция обрабатывающей промышленности – разнообразные машины, транспортные средства, химические товары. Основные торговые партнеры Бразилии и по экспорту, и по импорту: из экономически развитых стран – США и государства Европейского союза, из развивающихся – другие страны Латинской Америки. В последнее время Россия также начинает открывать для себя бразильский рынок. Бразилия относится к числу стран, привлекающих большие иностранные инвестиции. Она и сама начала вывозить капитал.
Для Бразилии как страны-гиганта большое значение имеют административно-территориальное деление и экономическое районирование, с которыми непосредственно связана и региональная политика.
Рис. 241. Административно-территориальное деление и экономическое районирование Бразилии (по В. В. Вольскому)
В административно-территориальном отношенииБразилия, относящаяся к категории федеративных государств, подразделяется на 26 штатов и Федеральный столичный округ (рис. 241). Самые большие из штатов по площади: Амазонас (почти 1,6 млн км2), Пара (более 1,2 млн), Мату-Гросу (900 тыс. км2), а по населению: Сан-Паулу (41 млн человек), Минас-Жерайс (19 млн), Рио-де-Жанейро (15 млн) и Баия (14 млн человек). В экономическом же отношении особо выделяется штат Сан-Паулу, дающий около 2/3 всего промышленного производства страны.
Официально принятое экономическое районированиеБразилии исходит из выделения пяти экономических районов (рис. 241), основные данные о которых приведены в таблице 74.
Из таблицы со всей очевидностью следует, что основное население Бразилии сосредоточено в трех экономических районах, выходящих к Атлантическому океану, как раз меньших по размерам территории. Они же, в особенности уже не раз упоминавшийся Юго-Восток, наиболее развиты в экономическом отношении. Два внутренних экономических района имеют очень большую территорию, но сравнительно небольшое – особенно с учетом их размеров – население. Отсюда вытекает и главная задача региональной политикиБразилии, заключающаяся в освоении внутренних районов страны.
Таблица 74
ПЛОЩАДЬ И НАСЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ БРАЗИЛИИ
В качестве едва ли не самого яркого примера ее осуществления можно привести перенос столицы страны из Рио-де-Жанейро в новый город Бразилиа, расположенный в центральной части Бразильского плоскогорья. Решение о строительстве новой столицы было принято Национальным конгрессом в 1955 г., а открытие ее состоялось в апреле 1960 г. Теперь здесь находятся резиденция президента страны, Национальный конгресс, Верховный суд, министерства. Вместе с прилегающей территорией (10 городов-спутников) Бразилиа образует особый Федеральный округ. В 1970 г. население города составляло всего 270 тыс. человек, а в 2007 г. превысило 2,3 млн. Уровень жизни в столице с ее 200 тыс. чиновников значительно выше, чем в среднем по стране, большинство домов оборудовано бассейнами, хорошо организована транспортная система, а экологическая обстановка самая благоприятная.
Освоение Амазонии
Географическое понятие «Амазония» известно каждому школьнику. Обычно оно считается синонимом понятия «Амазонская низменность». Но в действительности этот вопрос совсем не так прост.
С позиций физической географии Амазония физико-географическая страна площадью 7,2 млн км2, расположенная на Амазонской низменности, границы которой строго очерчены склонами Бразильского и Гвианского плоскогорий и восточными склонами Анд. Согласно другой точке зрения Амазония – это территория, находящаяся в пределах гидрографического бассейна р. Амазонки. Экономико-географы иногда понимают под Амазонией только территорию Северного экономического района Бразилии. А в самой этой стране была выделена и законодательно утверждена «Легальная Амазония», по отношению к которой и осуществляется соответствующая региональная политика. «Легальная Амазония» занимает 5 млн км7, а в ее состав полностью или частично входят восемь штатов и три экономических района.
Природные условия и ресурсыАмазонии чрезвычайно своеобразны. Они отличаются высокими (24–27 °C) и устойчивыми среднемесячными температурами, большим количеством (до 3000 мм) годовых осадков и почти предельной влажностью воздуха. Преобладающая часть Амазонии покрыта девственными тропическими лесами (сельвой), которые отличаются густотой, многоярусностью и исключительным богатством видового состава (более 4000 видов только древесных пород). Считается, что здесь сосредоточено едва ли не 2/5 всех лесных ресурсов мира. По некоторым оценкам, влажные вечнозеленые леса Амазонии дают около 1/2 всего кислорода, вырабатываемого зелеными растениями на Земле. Они же поглощают 1/4 углекислого газа, содержащегося в земной атмосфере.
Огромны также водные и гидроэнергетические ресурсы Амазонии, по территории которой протекает Амазонка – величайшая река мира по размерам бассейна и водоносности. Ее среднегодовой сток достигает 7000 км3, составляя около 15 % общего годового стока всех рек земного шара. Вместе с многочисленными притоками Амазонка образует систему внутренних водных путей общей длиной более 25 тыс. км. А гидроэнергетический потенциал ее оценивается в 280 млн кВт, что превышает суммарную мощность всех гидроэлектростанций России.
Полезные ископаемые Амазонии до недавнего времени были разведаны очень слабо. Но в наши дни уже доказано, что здесь имеются генетически связанные с Южно-Американской платформой крупные бассейны и месторождения железа, меди, марганца, олова, золота. С процессами новейшего выветривания связаны крупные залежи бокситов, а с осадочными отложениями – нефти и природного газа.
Территория Амазонии находится в пределах восьми стран: Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Суринама и Гайаны. Но основная ее часть, включая примерно 2/3 всей площади тропических лесов, принадлежит Бразилии. К тому же Бразилия – фактически единственная из стран этого региона, которая предпринимала и предпринимает попытки хозяйственного освоенияэтого обширного края.
Первая такая попытка, относящаяся к концу XIX в., была связана с каучуковым бумом.
Сборщики каучукового сока с дикорастущих деревьев-каучуконосов (серингейрос) обитали здесь и раньше. Каждое утро они обходили свои участки, обрабатывая до 300 деревьев и собирая белый сок гевеи – латекс. Но с началом каучукового бума в Амазонию дополнительно устремились сотни тысяч людей из штатов Северо-Востока, так что население ее заметно выросло. Особенно вырос главный центр Амазонии – г. Манаус, находящийся на Амазонке в 1700 км от ее устья, но принимающий морские суда. Здесь были построены импозантные здания, театр на 1200 мест, был проведен телефон, пущен трамвай. Перед Первой мировой войной Бразилия стала крупнейшим поставщиком натурального каучука на мировой рынок, обеспечивавшим 60 % его экспорта. В вывозе самой Бразилии этот товар занял «вторую строчку» после кофе.
Однако каучуковый бум в Амазонии в 20-х гг. XX в. закончился. Резкий спад сбора латекса в ее лесах объясняется конкуренцией со стороны стран Юго-Восточной Азии, где такой сбор стал производиться не с дикорастущей гевеи, а на специальных ее плантациях. Другая, еще более важная причина упадка заключалась в быстром увеличении производства синтетического каучука.
В целом к началу 1960-х гг. Амазония продолжала оставаться одним из наиболее отсталых и малонаселенных районов не только Бразилии, но и всего мира. На огромной территории, занимающей 60 % площади страны, жило лишь 8 % ее населения и создавалось 4 % ВВП. Средняя плотность населения составляла здесь всего 1,5 человека на 1 км2, причем большая часть территории фактически была необитаема.
Вторая, гораздо более масштабная попытка хозяйственного освоения Амазонии была предпринята в 1960-х гг. В отличие от каучукового бума она была не стихийной, а полностью регулировалась государством, которое активно приступило к осуществлению региональной политики «расширения ресурсных рубежей». Для этой цели в 1966 г. было создано Главное управление развития Амазонии, учреждены также различные институты и фонды, произведена аэрофотосъемка огромной территории, разработаны меры по привлечению иностранного и частного капитала. Словом, «Операция Амазонка» приобрела характер одного из крупнейших в мире проектов такого рода.
Цели проекта можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, это включение огромных минеральных, гидроэнергетических, лесных и других природных ресурсов Амазонии в хозяйственный оборот всей страны, интегрирование ее в национальную экономику. Во-вторых, это заселение и, соответственно, сельскохозяйственное и транспортное освоение Амазонии. В-третьих, это обеспечение миграционных перетоков населения в Амазонию с Северо-Востока, которые позволили бы смягчить перенаселение в этом некогда процветающем, а ныне наиболее отсталом из районов страны. В-четвертых, это стратегические соображения, которые в первую очередь отразились на планах транспортного строительства. Проект «Операция Амазонка» осуществлялся в несколько этапов, на каждом из которых перечисленные выше цели координировались и уточнялись. Если же обратиться к его общим итогам, то нужно в первую очередь отметить следующее.
Рис. 242. Автомобильные магистрали в бразильской Амазонии
Наибольшие успехи были достигнуты в области транспортного строительства,преимущественно автодорожного, без которого ни о каком освоении Амазонии не могло быть и речи. Всего за несколько лет (1970–1974) была сооружена широтная Трансамазонская магистраль (ТАМ) длиной 5400 км, которая протянулась от Жуан-Песоа и Ресифи, крупнейшего центра Северо-Востока, до границы с Перу (рис. 242). Проходящая примерно в 300–350 км к югу от течения Амазонки, ТАМ по замыслу должна была стать главной «линией проникновения» в глубинные районы сельвы. На перуанской границе она сомкнулась с новой автомагистралью, пересекшей и эту страну, обеспечив, таким образом, трансконтинентальную связь между двумя океанами. В эту же систему вошли еще одна магистраль диагонального направления, связавшая столицу Бразилиа с г. Порту-Велью, и меридиональные магистрали Бразилиа – Белен, Куяба – Сантарен. К северу от Амазонки, где находятся самые малозаселенные и малоосвоенные районы, также началось сооружение шоссе «Периметрал Норти» («Северный периметр») длиной в 4000 км, но оно так и осталось недостроенным. Тем не менее общая протяженность автомобильных дорог Амазонии в 1980-х гг. уже превысила 20 тыс. км. Впрочем, нужно иметь в виду, что большинство из этих дорог не имеет асфальтового покрытия и относится к категории грунтовых дорог, труднопроходимых в сезон дождей.
Создание такой транспортной инфраструктуры, безусловно, способствовало колонизацииАмазонии, но в этом отношении намеченные планы удалось осуществить далеко не полностью.
Так, еще на начальном этапе, до 1976 г., намечалось расселить вдоль новых автомагистралей 100 тыс., а к 1980 г. – 1 млн человек, в основном выходцев с перенаселенного и бедного Северо-Востока. Для этого им на льготных условиях предлагались участки земли по 100 га. Вдоль основной трассы ТАМ намечалось создание агровилл на 200–300 семей каждая, обслуживающих земельные участки по 10 тыс. га, а также агрополов, объединявших от 8 до 12 агровилл, и, наконец, небольших городков – рурополисов. Но все эти проекты удалось реализовать лишь частично. К началу 1980-х гг. в Амазонию переселились лишь 10–15 тыс. семей, было создано всего 30 агро-вилл, два агропола и один рурополис. Переселенцы-бедняки не знали правил ведения сельского хозяйства в местных условиях, не имели средств для приобретения машин и удобрений. В результате плодородие земель начало быстро снижаться, и многие мигранты предпочли вернуться к своим старым очагам.
После этой неудачи правительство страны стало поощрять создание в Амазонии уже не мелких крестьянских, а крупных капиталистических хозяйств, причем не растениеводческого, а экстенсивного скотоводческого и лесо-хозяйственного направлений. На их развитие государство выделило большие средства, был привлечен и иностранный капитал. В результате в Амазонии появилось около 50 тыс. скотоводческих хозяйств средней площадью по 24 га. Возникли и лесопромысловые хозяйства – также преимущественно с экспортной ориентацией. Но все это крайне отрицательно сказалось на состоянии природной среды. Дело в том, что в местных условиях для выпаса одной головы скота требуется 1,5 га пастбищ, что равнозначно вырубке примерно 700 деревьев. Отсюда – деградация почв. А экономический эффект от развития животноводства оказался очень скромным. Бразилия так и не стала сколько-нибудь крупным поставщиком животноводческой продукции ни на внешний, ни на внутренний рынок.
В 1980-х гг. в концепцию освоения этого региона были внесены новые коррективы. Отныне едва ли не главный акцент делается на развитие горнодобывающей промышленности и отраслей по первичной переработке минерального сырья. Некоторые из промышленных центров создаются, что называется, на старой основе. Примером такого рода может служить административный центр штата Пара – Белен, расположенный в дельте Амазонки. Здесь сооружен крупный завод по производству алюминия. Другой подобный пример – упоминавшийся уже Манаус, являющийся административным центром штата Амазонас и расположенный в месте впадения в Амазонку ее левого притока Риу-Негру. В последнее время он снова начал быстро расти, чему способствовало создание промышленного округа свободной зоны Манаус.
Зона Манауса во многом уникальна – как по размерам, так и по темпам развития. За сравнительно короткое время здесь возникли 600 промышленных предприятий 30 отраслей с численностью занятых более 80 тыс. человек, которые выпускают ЭВМ, настольные компьютеры, видеокассеты, проигрыватели компакт-дисков и другую продукцию, пользующуюся большим спросом. Одна из главных особенностей этой зоны заключается в том, что на 90–95 % она обслуживает внутренний бразильский рынок, направляя на экспорт лишь очень небольшую часть производимой продукции.
Из проектов нового промышленного развития самый крупный – «Большой Каражас», ядром которого служит открытый карьер, где добывают 100 тыс. т железной руды в сутки. В Амазонии добывается и нефть. А сравнительно недавно бразильская компания «Петробраз» объявила об открытии в верховьях Амазонки обширного осадочного бассейна Солимойс, перспективного на нефть и газ.
Все это говорит о том, что для Амазонии характерна очаговая территориальная структура хозяйства, которая сохранится еще на долгое время.
Что касается экологических проблемосвоения Амазонии, то им раньше не уделялось почти никакого внимания. Это прежде всего относится к хищническому сведению лесов, которое, в свою очередь, привело к быстрому росту почвенной эрозии. Действительно, процесс сведения тропических лесов Амазонии уже затронул, по одним оценкам, 8 %, а по другим – 12 % и даже 25 % их общей площади. Во второй половине 1970-х гг. ежегодно вырубалось 1,7 млн га, а в первой половине 1980-х гг. уже 3,5млнга. Как страна с самой интенсивной вырубкой лесов, Бразилия попала даже в Книгу рекордов Гиннесса.
Нельзя не обратить внимание и на то, что активное участие в процессе обезлесения Амазонии принимали западные монополии, скупавшие большие земельные участки. Так, много писали об «империи» американского миллиардера Даниэля Людвига, который в 1967 г. приобрел на северном берегу Амазонки 1,6 млн га земли и обустроил ее по своему усмотрению. Американская же ТНК «Доу Кемикл» получила здесь территорию для складирования токсичных отходов. В Амазонии обосновались также английские «Бритиш петролеум» и «Рио Тинто цинк», западногерманский «Фольксваген». Кроме того, западные фирмы стали продавать бразильским золотоискателям-контрабандистам сотни килограммов ртути, идущей на промывку золотоносного песка, но отравляющей реки Амазонии.
Создание в Амазонии крупных горнодобывающих предприятий также приводит к сведению лесов и разрушению почвенного покрова, тем более что добыча полезных ископаемых ведется здесь преимущественно открытым способом. При строительстве крупных ГЭС, например Тукуруи, их водохранилища затопили большие лесные массивы, следствием чего стало ухудшение качества воды и распространение разного рода заболеваний.
В последнее время на проекты освоения Амазонии все большее воздействие оказывает политика ужесточения мер по охране окружающей среды. Многие ошибки, допущенные в прошлом и связанные в первую очередь с хищническим уничтожением лесов и затоплением обширных территорий при сооружении мощных русловых ГЭС, уже совсем или почти не повторяются. Еще в 1988 г. была разработана государственная программа защиты бразильских лесов, восстановления экологического равновесия. Была провозглашена также программа «Наша природа», предусматривающая отмену субсидий и кредитов на сельскохозяйственные проекты в бассейне Амазонки. Важно и то, что еще в 1978 г. все восемь стран региона подписали Амазонский пакт о сотрудничестве в гармоничном освоении этого региона. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро проблемам Амазонии и ее влажно-тропических лесов также было уделено много внимания. Теперь в этом регионе насчитывается уже 19 охраняемых природных территорий. В 1996 г. Национальный конгресс Бразилии принял специальный закон, призванный сдержать процесс уничтожения тропических лесов. В частности, он запрещает земледельцам сводить более 20 % девственного леса, произрастающего на их участках.
Но в то же время очевидно, что гармоничное развитие невозможно и без определенных социально-экономических и прежде всего аграрных преобразований, а также без внедрения современных достижений в области агролесоводства, добывающей промышленности, аква-культуры и других отраслей. Словом, речь должна идти об отказе от господствовавшей модели безжалостной эксплуатации природных богатств Амазонии, игнорирующей социальные нужды и экологические проблемы ее жителей, причем не только переселенцев, но и местных индейцев.