Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

с максимальной эффективностью



 

· Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуко­вом составе рассказа поможет фонетическая символи­ка,данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

· Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ це­ликом. В это время ребенок рассматривает картинку к рас­сказу и усваивает его содержание.

· Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений (оркестран­ты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внимание уде­ляется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карна­вальный костюм» и пр.). При необходимости дается нрав­ственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая ра­бота проводилась перед заучиванием текста. Таким обра­зом, обеспечивается его смысловая доступность.

· Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторе­ния предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произ-носительно выделялиосновной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

· Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматических упражнений.Например, можно предложить ребенку выб­рать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предложения по их началу, поупражняться в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следу­ет помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется незаученной, а самосто­ятельной речью.Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.


· Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи.Можно предложить
ребенку:

— подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

— добавить в рассказ предшествующие или последующие события;

— составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

— рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью,т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

· И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно
использовать наши рассказы и сказки для самостоя­тельного чтения.Детям с нарушением произношения полезно читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.

 

Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко ТА.



 


ДВЕ УЛИТКИ

 

Как-то летом две улитки, Лёля и Гуля, отдыхали на листике клёна. Под клёном они увидели оленя. Он поедал молодые по­беги и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда, после нескольких минут, они глянули вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала улитка Лёля. А Гуля добавила: «Яс­ное дело, нас-то двое, а он один!»

 

 


ЛЕПКА *

 

Мама Лена готовит обед на кухне. А дети: Галя, Толя и Коля — в комнате. У детей на столе глина. Они лепят. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

 

* ПРИМЕЧАНИЕ. Обращаем внимание специалистов на то, что в данном и следующих 5-ти рассказах от­сутствуют звуки:свистящие (кроме звука СЬ), шипящие и сонорные (Л, Р, РЬ). Таким образом, для детей с самой сложной патологией произношения, когда сохранны только простые звуки, 6 рассказов из пособияможно успешно применять с несколькими целями. Помимо основной цели — автоматизации звука ЛЬ, лого­пед может дополнительно работать над чёткостью, громкостью, выразительностью речи на материале пра­вильно произносимых звуков.

 



 


ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

 

Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, над полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, по­ели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.


 


ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ

 

Летом у Вали были именины. Галя и Люба были у Вали на обе­де. Они купили для Вали тюльпаны, левкои и лилии. На обед Валя, Галя и Люба ели селёдку, котлеты и блины. Пили дети ли­монад и клюквенный компот. Потом мама и папа Вали катали детей на новом автомобиле.

 

 



 


МАМАИЛЕНА

 

Летом мама и Лена гуляли. Они гуляли, гуляли и купили: ма­лину, бананы, лимоны и киви. Ягоды малины пахли так аппетит­но! В малине, бананах, лимонах и киви много витаминов. Будет у мамы и Лены витаминная еда.

 

 



 


МУЛЬТФИЛЬМЫ

 

Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и оле­нёнка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».

 

 



 


НА ПОЛЯНЕ

 

Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, видели клёны и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую малиновку. Потом Лена и Лида отды­хали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.

 

 


 


НА КАТКЕ

 

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из всех соседних домов. Встал на коньки и маленький Лёня. Толя и Виталик помогали Лёне, они катали его по льду. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкус­ный лимонный кекс.

 



 


ЛИЛИИ

 

Юля и Оля были в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее — лилии. Оля наливает воду в лейку и подаёт Юле: «Юля, полей лилии!». Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

 

 

* Звук j мы обозначаем буквой Й, чтобы было понятно любому читателю.



 


БАБА ЛЮБА

 

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля подаёт больной бабе Любе кап­ли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за тебя все таблетки, только ты не болей!»

 

 

* ПРИМЕЧАНИЕ. Можно использовать данный рассказ при неправильном произношении ребёнком звуков С и 3. В таком случае последнее предложение не даётся.



 


МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

 

Как-то летом Галя и Лида были в лесу. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели по­левые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили до­мой, Лидиному папе. Папа доехал до леса на автомобиле и стал сигналить... Так Галю и Лиду спас мобильный телефон.

 



 


В ЛИФТЕ

 

Коля и Лёня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт оста­новился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в полной тем­ноте, одни в маленькой тесной кабине. Коля и Лёня испугались. Они стали звать соседей. Тут свет вспыхнул, и кабина поехала. Но несколько минут в тёмном лифте показались детям удиви­тельно длинными.

 



 


ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ

 

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Гали. Они посели­лись в избе и спали на мягком сене. Днём Лида и Лена гуляли с телятами или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в маленьком водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и Лида в далёком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя!

 



 


В САМОЛЁТЕ

 

Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолёте в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна.

Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подки­дывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась ос­тановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаиваться. Все в самолёте были недовольны поведением близнецов.

Полёт длился долго, дети устали, и, наконец, уснули. Когда самолёт опустился на землю, все люди стали покидать салон на удивление тихо. Видимо, люди не хотели будить невоспитанных близнецов.

 



 


ЛЁН

 

Много лет люди на Земле возделывают лён. Из волокон льна делают нитки и ткани. Льняные ткани легко впитывают влагу и легко высыхают. Из льна делают масло. Его выдавливают из льняных семян. Льняное масло входит в состав олифы и мыла. Льняное масло необходимо для изготовления клеёнки и лино­леума.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.