Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод чистой психологии

Всеобщая схема описания

 

Ego – cogito – cogitatum – путеводная нить трансцендентального исследования многообразия типов, создающих возможный синтез (1,383).

 

Метод феноменологической (эйдетической) редукции

 

Поздняя феноменология Э.Гуссерля называется трансцендентальной феноменологией, поскольку она основана на представлении о трансцендентальном эго.

 

Не всякое эйдетическое знание является аподиктическим. Нужно в знании поменять установку: перейти от обычной, естественной установки сознания к феноменологической. Нужно вынести за скобки данные чувственного порядка. И проблематичными становятся все эмпирические знания о природе, в том числе психофизическая природа человека, социум, история. За скобки целиком и полностью выносится мой эмпирический субъект вместе со всей его психической жизнью. Природная эйдетика не является источником аподиктического знания.

Эпохе (греч. – epoche – воздержание от суждения) – воздержание от суждения о существовании всего того, в чем можно усомниться. Нужно поочередно «вынести за скобки» все классы предметов, существование которых может быть подвергнуто сомнению. Потом посмотреть, не осталось ли чего «в скобках», в существовании чего усомниться невозможно.

Неподвластными сомнению остались только само сомнение и я сам. То есть трансцендентальный субъекти только он один обладает аподиктическим существованием.

Трансцендентальное сознание – поток сменяющих друг друга во внутреннем времени субъекта интенциональных актов, каждый из которых нацелен на какой-нибудь интенциональный объект. Следовательно, аподиктически существуют и эти интенциональные объекты. Я оказываюсь перед лицом аподиктически данного мира интенциональных объектов, мира феноменов. Трансцендентальное сознание надприродно: оно находится как бы «по ту сторону» и бодрствующего, и спящего, и галлюцинирующего, и всех других возможных форм природного сознания. Оно «первичнее» их всех.

Трансцендентальное сознание и феномены – только они обладают аподиктическим существованием.

Знание является аподиктическим, когда оно несомненно; адекватность знания связана с его полнотой, ясностью и отчестливостью.

 

Феноменологическое истолкование

 

- не опирается на предпосылки и не использует идеи. Оно действует в рамках чистой интуиции посредством наполняющей данности самой вещи. Оно занимается только истолкованием смысла, которым этот мир обладает для всех нас до всякого философствования, черпая его только из нашего опыта, смысла, который может быть раскрыт, но никогда не может быть изменен. Оно каждый раз имеет дело с общей сущностной формой – инвариантом.

 

Психическое

В психической сфере бытие и феномен едины. Феномен – не природа. Психическое, «феномен» приходит и уходит,не сохраняя никакого остающегося тождественного бытия. Психическое не есть познаваемое в опыте как являющееся: оно есть «переживание», в рефлексии созерцательно усвояемое переживаний. Психическое – с двух сторон неограниченный поток феноменов, с единой проходящей через него интенциональной линией… (Гуссерль, с.703).

Вчувствование – род опосредованного созерцания психического, созерцательное проникновение.

Постижение сущности не зависит от существования, оно созерцательно как постижение сущности; это не созерцание опыта. Созерцание и познание опыта уже предполагает сущностное познание психического.

Интерсубъективность

 

По мере принятия разных решений о действиях субъект меняется. Во вутреннем времени трансцендентального субъекта происходит его субъектный синтез – «эгологический генезис», а время является универсальной формой эгологического генезиса. Генезис бывает

· активным – связанным с моими решениями и поступками,

· пассивным, не зависящим от моей воли.

 

«Я, размышляющий феноменолог, ставлю перед собой универсальную задачу раскрытия самого себя как трансцендентального ego в его полной конкретности, т.е. со всеми заключенными в нем интенциональными коррелятами.» (1,369)

С этой точки зрения, феноменология – это эгология, наука о трансцендентальном эго, трансцендетальный идеализм, последовательно выполненное самоистолкование трансцендентального субъекта.

Всю область феноменов можно разделить на две части:

· область собственно моего, за пределами которой останутся

· все остальные феномены

 

Границы выделенной сферы – эмпирического феномена ego - достаточно размыты. Но в её ядро входят тело, психофизическая структура в полноте физических, биологических, социальных и психологических характеристик.

 

При встрече с другим трансцендентальным субъектом он не дан как таковой мне непосредственно. Я воспринимаю только его психофизическую структуру. Но с помощью восприятия по аналогии меня самого, аналогизирующей апперцепции – «аппрезентации» - я усматриваю, что за психофизической структурой стоит трансцендентальное по отношению к моему трансцендентальное ego другого – alter ego. Возникает сообщество монад, членом которого являюсь и я в качестве отдельной монады. Моя монада является центральной, её трансцендентальное ego дано ей непосредственно, когда другие – лишь опосредованно, через аппрезентацию. Мир является миром центральной монады моего трансцендентального Эго: интерсубъективный мир строго центрирован и располагается концентрическими кругами вокруг моего эго. Жизненный мир – мир людей и предметов, непосредственно окружающих меня в течение всей моей жизни, мир моих убеждений, привычек, вкусов, дел. Мир науки, культуры, религии находятся на большем отдалении, чем жизненный мир.

 

Метод чистой психологии

 

Созерцание и рефлексия позволяют вернуться к сущностям, которые могут дать строгие психологические понятия. Для этого нужно вернуться к опытному созерцанию. Поворот взгляда от тематического – рефлексия, схожая с осознанием - вводит саму психическую жизнь внутрь созерцания. Сущностная характеристика психической жизни – сознание о чем-то конкретном. Чистая психология – это априорная феноменология, где доступно психическое в его собственной сущности. При этом, чистота – это:

 

· чистота от всего психофизического, внепсихического вообще

· свобода от всех предрассудков и точек зрения на мир и других

 

Душевные переживания не имеют реальной единой формы существования и последовательности. Необходимо придерживаться действительно очевидной самоданности, осознавания и осознанности. Это значит, что мы задаем вопросы исключительно феноменологическому опыту. Самое непосредственное (не единственное) – самопостижение в опыте и незаинтересованное наблюдение жизни сознания. Я не тематизирую, не участвую в феноменах. Это создает поле феноменологического восприятия. На нем основан всякий другой опыт. Всякое сознание есть сознание моего Я.

Сохраняя феноменологическую континуальность опыта, исходя из собственной имманентной жизни, можно сохранять связь с другим Я, эго. Вчувствование, сохранение интенциональности в собственном Я при вхождении в чужое Я, может позволить постоянно исключать из этого акта природу(3)

 

 

Библиография.

1. Слинин Я.А. Эдмунд Гуссерль и его картезианские размышления / Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 752 с. – С.290 – 323.

2. Энциклопедия Кругосвет / Интернет

3. Гуссерль Э. Амстердамские доклады / Элетронная библиотека студента

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.