Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика дивергентного мышления



(Модификации Е.Е Туник, Д.Б Богоявленский, Т.А Барышевой)

Тест 1. “Заглавие для производителя” – тест дивергентной продуктивности семантических преобразований.

Задача: придумать название.

Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и.т.д)

Показатели: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность.

Тест 2. “Варианты окончаний”

Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и.т.д

Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная экспрессивность.

Тест 3. “Контекст”

Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях-контекстах.

Тест 4. “Использование предметов” (варианты употребления) -вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления.

Инструкция: “Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Показатели: беглость – суммарное число ответов. За каждый ответ – 1 балл. Все баллы суммируются. Оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Тест 5. «Заключения».

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция: “Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.”

Показатели: беглость воспроизведения идей – общее число приведенных следствий. 1 ответ (следствие) – 1 балл. Баллы суммируются. Оригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Оригинальный ответ – 5 баллов (один на выборку).

Тест 6. «Выражение»

Задача: придумать предложение из 4-х слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: придумайте предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (испытуемому предъявляются напечатанные на листе буквы). В… М… С… К…

Пример. Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай свои предложения.

Показатели: беглость, число приведенных предложений. Одно предложение – 1 балл. Гибкость – число слов, используемых один раз, в каждом последующем предложении учитывается только то слово, которое не употреблялось испытуемым раннее или не приведено в примере. Число слов, используемых один раз, 1 слово – 0,1 балла. Осмысленность предложений, их законченность, правильность грамматического построения предложения (точность). Оригинальность - для упрощения подсчета данных приводиться объединенный показатель, одно оригинальное, правильное предложение – 5 баллов.

Тест 7. «Составление изображений».

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом – ЛИЦО, во втором – ДОМ, в третьем – КЛОУНА, в четвертом – то, что ты захочешь и его надо подписать -назвать.

Показатели: беглость – гибкость: n1 – число изображенных элементов, 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 – n2, n3 – число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла. Оригинальность - M1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относиться только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок – 5 баллов. По частоте встречаемости. M2 – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент – 3 балла. Затем показатели суммируются по всем 4 рисункам.

 

 

Опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен(тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

6. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

8. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

9. Я иногда поступаю по–детски.

10. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

13. Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.