Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2012г.
Количество диагностированных: 27 человек.
Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.
Уровниосвоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.
Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.
Достаточный уровень (2-2.5балла)характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.
Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев
Критерии оценки
Степень выраженности в баллах
Комментарии к бальной системе
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание.
-воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы,
-придумывает фантастические события
Общий балл
В комментариях следует отметить :
-преобладающие темы игр,
-Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры.
-разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры.
Наличие и степень освоения ролевого поведения:
- называет свою роль до начала игры,
- способен к смене роли во время игры,
- обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры,
-проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником
Общий балл
В комментарии следует отметить :
- любимые роли ребенка.
Способность к использованию действий игрового замещения.
-использует предметные игровые действия с предметами - заместителями,
- наличие изобразительных игровых действий ,
-производит действия речевого замещения.
Общий балл
В комментарии следует отразить:
-типичные для ребенка действия с предметами заместителями,
-примеры речевого замещения.
Способность к построению игрового сюжета:
-выдвигает игровые замыслы по ходу игры,
-проявляет разнообразие игровых замыслов,
-проявляет инициативу в придумывании игровых событий,
-творчески подходит к выстраиванию замысла.
Общий балл
В комментарии следует отразить:
-примеры новых игровых замыслов.
Способность создавать обстановку для игры:
- выбирает необходимые игрушки в предметы,
-замещает недостающие предметы другими,
-проявляет творчество в создании игровой обстановки.
Общий балл
В комментарии следует отразить:
-приемы проявления творчества в создании игровой обстановки.
Способность к игровой коммуникации:
-проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками,
-проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками.
Общий балл
В комментариях следует отразить:
-наличие у ребенка постоянных игровых партнеров.
Средний балл
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет
Критерии оценки
Степень выраженности в баллах
Начало года
Конец года
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание.
-воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы,
-придумывает фантастические события
2.4 (80%)
2. Наличие и степень освоения ролевого поведения:
- называет свою роль до начала игры,
- способен к смене роли во время игры,
- обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры,
-проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником
2.3(76%)
3. Способность к использованию действий игрового замещения.
-использует предметные игровые действия с предметами - заместителями,
- наличие изобразительных игровых действий ,
-производит действия речевого замещения.
2.4(80%)
4. Способность к построению игрового сюжета:
-выдвигает игровые замыслы по ходу игры,
-проявляет разнообразие игровых замыслов,
-проявляет инициативу в придумывании игровых событий,
-творчески подходит к выстраиванию замысла
2.5(83%)
5. Способность создавать обстановку для игры:
- выбирает необходимые игрушки в предметы,
-замещает недостающие предметы другими,
-проявляет творчество в создании игровой обстановки.
2.5(83%)
6. Способность к игровой коммуникации:
-проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками,
-проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками.
2.6(86%)
Средний балл
2.4(80%)
Вывод: результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения- 2.3(76%) ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей станет продолжение работы над проектом " Развитие познавательных интересов через сюжетно- ролевую игру"