Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика детско-родительских отношений, на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна

Теорию построения движений Н.А.Бернштейна (Бернштейн, 1947) можно рассматривать значительно шире – как теорию построения уровней психического реагирования человека. (Гиппенрейтер, 2002; Веккер, 1998; Величковский, 1986; и другие). В данной работе, мы, с точки зрения теории построения движений рассмотрим детско-родительские отношения только нижних уровней построения – А, В и С, тесно связанные с врожденными особенностями человеческого поведения. Когда автор, ниже, описывает характеристики движения – это точка зрения, прямо вытекающая из теории построения движений Н.А.Бернштейна. Когда мы переходим к описанию движений общения и детско-родительских отношений - это точка зрения данного автора (Максимова, 2008).

 

Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций – уровень А.

Это уровень регуляции тонуса всего организма. За счет тонического формообразования строятся: поза человека, движения обхватывания, хватка руки.

Общение уровня А – это телесное, тоническое вписывание двух тел друг в друга, подстраивание, состраивание двух организмов. Во время тонического соподстраивания происходит объединение тонусов мамы и ребенка.

В качестве примера, можно вспомнить и сравнить ощущения, когда вы несете засыпающего и уснувшего ребенка. В первом случае его тельце прижимается к вам, подстраивается под ваши руки; во втором – обвисает, выскальзывает – такого ребенка нести тяжело и очень не удобно. Тоническое подстраивание происходит, как правило, бессознательно и, по нашим наблюдениям, всегда сопровождается разлитым ощущением комфортности, удовольствия.

В норме такое состраивание присваивается ребенком и становится основой его взаимодействия с другими людьми, а, возможно, и с миром.

В случае тревоги или опасности у ребенка развивается инстинктивное тоническое «цепляние за маму»:взволнованный ребенок подбегает к маме, крепко обнимает ее колени, просится на руки, приживается к маме всем своим тельцем, крепко обхватив маму руками.

Нарушения общения уровня А - демонстрируют себя тем, что не формируется тоническое подстраивание двух тел: тело мамы и тело ребенка не взаимодействуют друг с другом, остаются разобщенными.

При диагностировании детско-родительских отношенй крайне показательно, как дети сидят на руках мамы. В норме ребенок сидит на руках у родителей «развалившись», «как в кресле», вписываясь в изгибы тела. Например - бедра ребенка плотно прилегают к бедрам мамы, спина ребенка повторяет изгибы маминой груди, щека ребенка повернута к лицу или щеке мамы. При движениях мамы щеки ненароком касаются друг друга (щека ребенка не отстраняется!). Мама изменила позу, ребенок повертелся на ее коленях, «вписался» вновь и расслабился. Здесь мы диагностируем не только ребенка, но и маму. Мы следим за маминой щекой: если она повернута к ребенку, если ненароком или намеренно она касается головки ребенка или его щеки – мама доверяет себя ребенку; если щека мамы «уходит» от головки ребенка или она намеренно отводит ее в сторону – то это говорит о каких-то серьезных проблемах мамы, которые будут мешать установлению доверия между мамой и ребенком в процессе коррекционной работы.

 

Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень В.

Уровень В руководит всеми основными двигательными автоматизмами тела - переворачивания, ползания, ходьбы, лазания, бега и т.п.

Общение уровня В –это общение внутри совместного движения - взаимные дружеские толкания (торканья), объятия, сжимания, дружеская «борьба», движения ласки, совместные движения, когда ребенок сидит у родителей на руках, на шее и т.п. Если сравнить общение уровней А и В, то общение А – соподстроиться, практически, слиться при близком телесном контакте; общение В – или это соединение в едином движении, или это движения общения - потолкаться, пободаться, прижаться и т.п. Обратная связь в общении на уровне В также выражается в движениях: приятие – легкое ответное движение на давление: прижаться в ответ; неприятие – движение в сторону от воздействия или отсутствие ответа. Как и на уровне А, совместное движение, в общении, доставляет радость. (Вспомните какое удовольствие доставляют ребятам и зверятам совместные бегалки или игры в кучу-малу).

Знак особого доверия уровня В – повернутая к вам щека (Эйбл-Эйбесфельдт , 1995). Если щека повернута к нам, ребенок хочет и ждет общения. При отказе от общения на этом уровне в первую очередь «уходит» щека или голова. (При этом может сохраняться общение более высоких уровней построения, тех, которые уже могут обманывать – речь, жесты-знаки). Другие движения доверия этого уровня – потереться носом, щекой, прижаться бедром, спиной, щекой или затылком.

Зрение, слух исполняют на этом уровне лишь сигнальную функцию. Нет прямого взгляда «глаза в глаза», используется только боковое зрение. Когда в общении используется «боковое зрение», то голова располагается не прямо, а чуть с наклоном, взгляд искоса, чуть снизу и сбоку. Ребенок, когда подходит прижаться к вашим ногам, когда что-то просит или хочет, чтобы его пожалели, также часто использует этот ускользающий боковой взгляд, взгляд доверия и подчинения.

Естественный симбиоз. Общение с ребенком на уровне В предполагает двигательную и эмоциональную слитность ребенка и родителя. Желания ребенка считываются родителем и практически моментально исполняются. По-видимому, именно здесь формируется общение, названное Л.С.Выготским «пра-мы», естественный симбиоз мамы и ребенка (Выготский, 2003). Это общение является в онтогенезе ребенка доминирующим до психологического выхода ребенка в пространственное поле.

Чувство защищенности. В культуре нашего общества много внимания уделяется обеспечению маленького ребенка едой, питьем, теплом, знаниями. Но часто недооценивается, поскольку многими считается само собой разумеющимся и естественным, - чувство защищенности. А ребенку требуется постоянно знать, что он находится рядом со взрослым и под его защитой. Для этого ребенок, обычно, двигательно воздействует на маму: прижимается к маме, надавливая на нее головой; хватается за мамины волосы и тянет их на себя; хватается за мамино тело, руку, юбку и трясет; подбегает сзади или сбоку и толкает маму или другого ребенка всем телом или руками. Т.е. во всех этих случаях ребенок провоцирует маму на ответное движение. Мама отвечает на движения ребенка – поворачивается к ребенку щекой, прижимает его к своему телу, поглаживает. Она не только удовлетворяет его потребности в телесном контакте, но двигательно сообщает ребенку, что она рядом, что сейчас – все спокойно, а если что не спокойно, то мама всегда его защитит. (Этих потребностей звереныш добивается, тыкая в маму головой, надавливая лапками на ее тело, хватает за мех и трясет, тянет его на себя). Мало того, это чувство защищенности требуется нам в любом возрасте и дается оно только через общение. Мы часто наблюдаем, что, когда человеку плохо – в любом возрасте – ему хочется прижаться к кому-то сильному, чтобы этот сильный его обнял. Или один взрослый хлопает другого по плечу: «Не вешай носа!».

Если ребенок не чувствует двигательного ответа другого человека, то он остается один, как бы теряет себя.

Когда ребенок предлагает вам общение на этом уровне, а вы ему в этом отказываете, то – самая первая реакция - растерянность. По-видимому, отсутствие ответа воспринимается ребенком, как неудовлетворение жизненно важной потребности – потеря состояния защищенности. Далее возможен страх - страх одиночества, потери защиты. Возможна агрессия – получить реакцию, ответ любой ценой – пусть агрессивный, но ответ, все не так страшно, как отсутствие ответа.

Привязанность. При хорошем общении на уровне В у ребенка формируется привязанность. Привязанность первично появляется по отношению к близкому человеку, удовлетворяющему жизненно важные потребности ребенка. Как сформировавшееся чувство, привязанность будет проявляться и на всех более высоких уровнях построения. На уровне С – к объектам пространства - к собаке, игрушечному медвежонку, позже к друзьям. На уровнях Д и Е – к более абстрактным понятиям – семье, культуре, группе людей и т.п.

Диагностика хорошего общения на уровне В. Если телесное общение норма, то ребенок как будто «присоседивается телом»: стоя рядом или на руках у родителей – прижаться, телом, щекой или затылком; постоянное общение через контакты с телом – дотронуться, положить руку на плечо, потолкаться плечами, погладить и т.п.; сохранные, незаторможенные, врожденные мимические движения и жесты; использование бокового взгляда в общении.

Нам кажется, что разворот щеки особенно важно отслеживать при общении с любым ребенком: если щека повернута к нам, ребенок хочет и ждет общения; при отказе ребенка от общения в первую очередь «уходит» щека и голова.

У взрослых мы также отсматриваем их двигательный ответ в ответ на движения ребенка: состраивание или отталкивание; эмоциональный заряд ответа; положение щеки, бедра, иногда, спины.

Патологический симбиоз. Ребенок, застрявший на данном уровне общения (это часто встречается при нарушениях детско-родительских отношений, при заболеваниях аутистического спектра), любой отрыв от мамы воспринимает как опасность для своего существования. Возникает ощущение потери, утраты и сопутствующие ему страхи - «даже в туалет не пускает!»; присутствие мамы является гарантией сохранения безопасности. Такие особенности поведения психологи называют патологическим симбиозом, и он (этот симбиоз) очень тормозит дальнейшее развитие ребенка.

Похожее цепляние за ребенка иногда встречается и у родителей. Сексуальность. Если ребенок по какой-либо другой причине в своем раннем развитии, не дополучает рук – например, ранний отрыв от мамы и помещение ребенка в детское учреждение, использование памперсов, проблемы родителей, когда им не до ребенка и т.п., то ребенок не научается взаимодействию на уровне В, и тогда позже, в подростковом возрасте, любое прикосновение к своему телу будет иметь для него только сексуальное значение.

С – Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.

Это уровень осмышления реального пространства существования человека, в том числе пространства собственного тела. Здесь появляются цели и стремления к ним. Появляются движения подражания, игра, невербальное общение, эмоционально окрашенные звуки. Восприятия и ответы происходят «здесь и сейчас». В движениях большое значение приобретают ротации конечностей – движения в плечах, локтях, запястьях, коленях и т.п. Выделение фигуры и фона. Выделение себя, как фигуры. На уровне С зрение и слух служат ориентации в пространстве, они могут следить за целью в пространстве, корректировать и вести движение. Внимание на уровне С - концентрируется на цели (разглядывание, удержание, ведение или слежение и т.п.) Здесь уже не пассивное восприятие, как на предыдущем уровне, а активное исследование.

 

Невербальное общение уровня Свсегда происходит в объединенном пространстве общающихся людей, «здесь и сейчас», и содержит в себе какую-либо цель: прислушаться, чтобы услышать; посмотреть, чтобы увидеть; протянуть руку, чтобы дотронуться; состроить гримасу, помахать рукой, чтобы увидели тебя. Если общение на уровнях А и В – это содвижение, то общение уровня С – это соделание: совнимание к единой цели в пространстве - общая еда, общая прогулка, общая игра. Часто происходит и объединение эмоций. Общение уровня пространственного поля абсолютно искренне и реально. Начиная с уровня D и выше, в общении возможна неискренность, ложь и даже обман.

Присоединение к вниманию значимого взрослого. Ребенок на уровне пространственного поля – легче и более заинтересованно следит за целью, присоединившись к вниманию мамы, чем самостоятельно.Во время обследования детей нам часто удается наблюдать следующий феномен. Педагог просит ребенка 2-5 лет смотреть на предмет, который он передвигает перед его глазами. Ребенок взглядывает на предмет, но сразу теряет. Тогда мы сажаем ребенка к маме не руки, спиной к маминому лицу. Просим маму внимательно следить за перемещением предмета. Ребенку не даем никакой команды, но через 1-2 минуты глаза ребенка начинаю следить за предметом. Глаза мамы и ребенка двигаются синхронно.

Социальная ссылка. Второй феномен получил название «социальной ссылки». «Когда ребенок, выросший настолько, чтобы различать знакомые лица, сталкивается с незнакомым явлением, он получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Как мать реагирует на этот предмет: улыбается или хмурится? Ребенок настраивает свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. При первой встрече с огромным псом он, видя испуг на материнском лице, сам пугается и узнаёт, что собака-это объект, которого следует бояться». (Блум и др., 1988)

Осознание себя и своего тела в пространстве. На уровне А возникает тоническое ощущение себя, на уровне В – кинетическое, ощущение себя в движении. На уровне С родители выделяют ребенка, как значимый объект пространства. Образно говоря, эмоция «садится» на тельце ребенка, как на объект в пространстве.

«Этологи любят изучать иерархию на молодых петухах, которые очень агрессивны и устанавливают иерархию очень быстро. В одной работе самого жалкого из забитых петушков из каждой группы ловили, приклеивали ему на голову огромный красный гребень из поролона - символ высокого иерархического ранга - и пускали обратно в загон. Петушок не знает, что у него на голове, и поначалу ведет себя по-прежнему забито. Но подбегающие клюнуть его петушки, видя огромный гребень, пасуют. Раз за разом обнаруживая их неуверенность, петушок надувается, поднимает голову, выпячивает грудь и шаг за шагом восходит на вершину иерархической лестницы без чьего-либо сопротивления». (Дольник, 1993)

Центральное зрение. Для невербального общения уровня С чрезвычайно значимо зрение: оно включает в себя конвергенцию двух глаз на единой цели и слежение, разглядывание цели. Мы постоянно активноотслеживаем жесты, мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние собеседника. И мы знаем, что точно так же наш собеседник считывает нас.

Мимика. С врожденной неосознанной мимикой мы сталкивались уже на уровне В. На уровне С выразительная мимика становится осознанной. Она отражает и демонстрирует элементарные эмоции – удовольствие, страдание, испуг, интерес, гнев. Мы осознаем свою улыбку, нахмуренный лоб, надутые губы и ожидаем какого-то ответа на демонстрируемые нами выражения своего лица.

Руки. Руки в общении выполняют не столько утилитарные (схватить, удержать, отправить в рот), сколько жестовые функции. Дотронуться, чтобы обратить на себя внимание; потянуть в нужную сторону или просто махнуть в эту сторону рукой.

Мама держит ребенка за руку, и идет постоянный, эмоционально окрашенный, диалог двух рук. Если все спокойно, то мамина рука слегка сжимает ладошку ребенка. Подходят к проезжей части дороги – мама держит руку ребенка уверенно и крепко. Начал шалить – сильно сердито сдавила руку. Увидели приятеля – рука легонько подталкивает ребенка в сторону друга. Ребенок испугался – мамина рука его успокаивает. Как для общения на уровне В диагностичен – поворот щеки и таза, так для общения уровня С – движения кистей рук, доверие рук.

Интонации звучания. Уровень С – уровень интонированного звучания. Звучание уровня С в общении – всегда эмоционально. При хорошем общении родители и дети всегда отслеживают интонацию звучания. Часто она оказывается более значимой, чем слова.

Чередование действий, диалог неотъемлемая часть любого общения. Чередование деятельностей задается родителями и усваивается ребенком. Ребенок улыбнулся – мама ответила, ребенок протянул ручки – мама взяла его на руки или покачала головой «нет» и т.д. Другие примеры чередований: переглядывания - разговор глазами, интонационные диалоги, мимические диалоги, жестовые диалоги (например, поглаживания, игра кистей рук), европейский танец-игра, включающий целый ряд чередующихся действий и демонстраций.

В хорошем общении мы наблюдаем и чередование активности – сначала действия предлагает мама, затем – ребенок. Если активность всегда исходит только от мамы, собственная активность ребенка может затормозиться; особенно это опасно при работе с особыми детьми, с детьми, имеющими те или иные особенности развития.

Социальность. В филогенезе животные на этом уровне объединяются в группы, стада, стаи. Это естественное (врожденное) желание совместного делания в пространстве не меньше присуще и человеку: вместе поели, вместе строим дом, ходим гулять, поем, танцуем, защищаемся от врага. Во всех этих случаях происходит искреннее объединение людей в едином эмоциональном поле. (Только с уровня Д появятся действия «как надо»).

В любой целостной группе всегда выделяется лидер. Лидер, это тот, на которого остальные члены группы смотрят больше, чем на других. Родители, будучи лидерами, становятся объектами искреннего внимания ребенка. То, как они себя ведут, запечатлевается и присваивается. Ребенок запечатлевает и присваивает эмоции, которые родители демонстрируют в связи с тем или иным объектом, в связи с той или иной ситуацией. Позже это поведение будет отыгрываться с куклами. Став взрослым, ребенок станет неосознанно использовать эти модели поведения. Когда родители слишком часто и долго смотрят на ребенка, они как бы передают ему роль лидера, которую тот неосознанно принимает. Такое нарушение детско-родительских отношений достаточно часто встречается в современных семьях.

Пристальный неподвижный взгляд на этом уровне – выражение угрозы, вызова.

Заискивание часто проявляет себя как улыбка (знак несерьезности опасений, несерьезности агрессии) или смех.

Дистанция общения. В норме на этом уровне запечатлеваются дистанции общения – то расстояние, на котором общение допустимо. Эти дистанции различаются для разных народов: у южан их практически нет, у северных народов они значительны и четко определены.

Объединение в поле пространства. Хорошее общение предполагает мимическое, двигательное, интонационное, зрительное объединение в поле пространства, внутри границ общения. В психологии это носит название – раппорт. Люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах, взглядах, …взаимно дополняя друг друга. Установление раппорта всегда сопровождается положительными эмоциями.

Эмоциональное заражение. Многие авторы описывают эмоциональное заражение, происходящее «здесь и сейчас», в едином пространстве общения (Баллон, 1967; Дарвин, 2001; Никольская, 2000). То есть происходит эмоциональное единение внутри границ поля общения.

Эмоциональное заряжение целей в пространстве. Ребенок видит целостный мир. Взрослые выделяют в нем отдельные объекты, выхватывая их из целостного мира и показывая ребенку. Например: «Червяк плохой, бяка!» или «Киска ласковая хорошая!» И человек потом всю свою сознательную жизнь брезгливо относится к червякам и улыбается кошкам (Никольская, 1997; Сергиенко, 1992).

Диагностика хорошего общения на уровне С. Главное – это наличие раппорта – двигательной и эмоциональной состроенности в пространстве. Раппорт детско-родительских отношений проявляется в том, что и ребенок, и родитель неосознанно отзеркаливают и дополняют друг друга. Мы обращаем внимание на: позу – точки опоры, наклон и т.п.; взгляды – появление взгляда именно тогда, когда его ждут; впитывание сообщаемой информации глазами; отсутствие неподвижного взгляда в упор; чередование действий – каждый внимательно выслушивает другого, отзеркаливая эмоциональную составляющую сообщения; движения кистей рук – или руки объединяются в общении, иди их движения отзеркаливают и дополняют друг друга - доверие рук; жесты – наличие жестов, их раскованность, соответствие общению; мимику – свобода мимических движений, соответствие мимики сообщениям другого; особенности речи: интонации – угрозы, раздражения, злобы, отвержения (равнодушия); интонация общения здесь важнее, чем произносимые слова;тон, темп, громкость и ритм – человек, если действительно хочет быть понятым, говорит четко; наличие эмоционального и двигательного подражания и заражения; границы общения, комфортные для обоих.

Признаки нарушения общения на уровне С: трудности слежения за действиями партнера, ускользание взгляда;амимичность;ослабленность эмоционального заражения при взаимодействии с другими детьми или взрослыми; или эмоциональные реакции, не соответствующие происходящему;

отсутствие или сглаженность интонированности речи; отсутствие или нарушение границ общения; отсутствие общения кистями рук.

Заключение

Если мы принимаем точку зрения, что – родители, как посредники, вводят ребенка в мир, то нам необходимо учитывать не только социальное воздействие родителей на ребенка, но и врожденные биологические особенности поведения и родителей и ребенка, зависимость поведения ребенка от поведения родителей. Родители могут достроить, выровнять недостатки своего ребенка; но могут и усугубить или даже навести на ребенка какие-то проблемы.

Это не значит, что родители – плохие. Родители – такие, какие они есть, такие, каким их сделали их родители, окружающая среда и т.д. Врожденные составляющие нашего поведения нами, как правило, не осознаются, но, тем не менее, они влияют и на наше поведение, и на наше взаимоотношения с нашими детьми.

Мы надеемся, что предлагаемы нами несложные оценки диагностики неосознанных составляющих детско-родительских отношений помогут педагогам и психологам в понимании детско-родительских проблем и в проведении коррекционной и воспитательной работы с родителями и их детьми.

 

Список литературы

Баллон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

Блум Ф., А. Лейзерсон Л. Хофстедтер - Мозг, разум и поведение [1988, CHM]

Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Издательство "Смысл". Москва, 1998

Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс. ...докт. психол. наук. М.: МГУ, 1986.

Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2003.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, «ЧеРо» «Юрайт», М. 2002.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001.

Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб, М., 2004.

Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского

аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. – М.: «Диалог-МИФИ», 2008.

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000.

Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.

Эйбл-Эйбесфельдт И. Красота и мозг // Красота и мозг / Под ред.
П. В. Симонова. М., 1995.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.