Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи



Березина Т.А.

Воронина О.И.

Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Программа «Детство» предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом выступает диагностика.

Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.

В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом, старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания старших дошкольников в системе психолого - педагогической поддержки семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во второй части статьи.

В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.

Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:

1. Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

2. Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.

3. Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.

 

Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок времени и вечером.

В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:

· Эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)

· Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно

· Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении- сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

· Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

· Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер(советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный(выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

· Возникающие трудности,конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование родителей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.