Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика состоит из трех серий



Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)

Цель: определение уровня развития операции классификации

Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.

«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф

«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.

«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли

«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?

Обработка:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:

1) обобщение по существенному признаку – 2 балла;
2) употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

 

Мотивационная готовность к школьному обучению

«Исследование мотивации учения у старших дошкольников» (по М.Р. Гинзбургу.)

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка данных исследования:Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

 

Мотивы,№ Выборы
I выбор +   +   + +
II выбор   + +   + +
III выбор + + +     +
Контрольный выбор + + +     +

 

I выбор – внешний мотив – 0 б.;

II выбор – учебный мотив – 5 б.;

III выбор – игровой мотив – 1 б.;

IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;

V выбор – социальный мотив – 4 б.;

VI выбор – отметка – 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора. Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая).

 

Волевая готовность к школьному обучению

Методика « Определение уровня саморегуляции».

Цель: определение уровня саморегуляции.

Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—

И т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила: пиши палочки и черточки в такой же последовательности; правильно переноси их с одной строчки на другую; не пиши на полях; пиши не в каждой строчке, а через одну». Время выполнения задания 5 минут. Анализ проводится по следующим критериям: 5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до концазанятия ; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно. 4 балла – по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.   Коммуникативная готовность к школьному обучению Методика "Да и нет не говорите" Цель: выявления уровня сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми.

Методика состоит из трех серий.

Первая серия. Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет» и «не». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре. Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы: «Правильно?» или «Неправильно?» не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать использовал он или нет запрещенные слова.
Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличии от первой серии, после каждого ответа давалась оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, 25 колец большой весьма привлекательной для детей игрушки-пирамидки с головой Петрушки (можно использовать другие игрушки или разрезные картинки). По ходу эксперимента взрослый обращает внимание на то, что неверные ответы ведут к уменьшению колец в пирамидке, предлагает получше отвечать, чтобы сохранить кольца и поиграть с игрушкой после эксперимента, в противном случае кольца окажутся у экспериментатора и играть будет не с чем.
Введение в ситуацию эксперимента такой игрушки позволит сделать наглядной и весьма значимой для детей оценку ответов, которую дает экспериментатор, снимая или не снимая с пирамидки очередное кольцо. Поскольку снятие колец прямо и непосредственно зависит от адекватности ответа правилам игры, то более наглядным и значимым, по сравнению с первой серией эксперимента становится для детей второй смысл задаваемых вопросов, то есть во второй серии облегчено понимание условности общения со взрослым.
Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако отвечать на эти вопросы испытуемые должны только после «знака» экспериментатора. Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса. Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знаю», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя.
В данной серии пытаются другим способом облегчить детям видение условности позиции взрослого в ситуации эксперимента. Дети, показавшие высокие результаты в предыдущих сериях, как правило, тратили больше времени на выполнение задания, чем те, которые плохо справились с заданием. Поэтому предполагается, что искусственная временная задержка, то есть насильственное увеличение интервала между вопросом взрослого и ответом ребенка, должна способствовать снятию импульсивности.
Эксперимент во всех трех сериях проводится индивидуально. Вопросы и ответы ребенка строго протоколируются.
ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ «ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЕ»
1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты видел когда-нибудь кошку?
3. Солнышко какого цвета?
4. Ты сейчас ешь конфету?
5. Днем есть на небе звезды?
6. Сейчас ночь?
7. Завтра ты пойдешь в школу?
8. В каком городе ты живешь?
9. У тебя дома есть игрушки?
10. Когда выходной, ты ходишь в детский сад?
11. Птички в норках живут?
12. Может ли кошка съесть мышку?
13. Какая у тебя любимая игрушка?
14. Рыбки живут в воде?
15. После зимы наступает осень?
16. Летом в пальто ходят?
17. Ты любишь рисовать?
18. На день рождение тебе подарили подарок?
19. Как зовут твоего друга?
20. Снег летом бывает?
21. Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)?
22. Ты делаешь утром зарядку?
23. Игрушки живые?
24. Какого цвета халат у врача?
25. Ты сейчас спишь?

Обработка данных.
По результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившее свои ответы.
На оснований полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми; рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым.

Когнитивная готовность к

школьному обучению

1. Восприятие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.