Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача - оценка общей одарённости ребёнка его
родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов). Инструкция.
Вам предполагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей.
Внимательно изучите и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
О - сведений для оценки данного качества нет.
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.). Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают,- важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы для того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдалённых во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребёнка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одарённых детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий, воображаемых событий.
Способность к оценке прежде, всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности. Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли
Проявляется в умении формулировать понятая, высказывать собственные суждения. Настойчивость (целеустремлённость) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.
Отработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.
№
Качество
Отметка
Любознательность
Сверхчувствительность к проблемам
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить критически
Настойчивость
Перфекционизм
Анкета для родителей
1, Учитель умеет точно предсказать успехи моего ребенка в учебе.
2, Учитель - справедливый человек.
3. Учитель умело учит моего ребенка, поэтому он не боится проверочных
работ.
1
4. Слово учителя - закон для моего ребенка.
5. Учитель тщательно планирует работу с моим ребенком.
6. Мой ребенок вполне доволен учителем.
7. Учитель может всегда дать разумный совет (в отношении учебы и воспитания моего ребенка).
8. Я полностью доверяю учителю.
9. Оценка учителем моего ребенка очень важна для меня.
10. Работать с учителем для моего ребенка - одно удовольствие.
11. Учитель всегда выслушивает мнение моего ребенка.
12. Я не сомневаюсь в справедливости и необходимости методов и средств, которые учитель применяет на уроке.
13. Я могу поделиться с учителем мыслями, которые касаются моего ребенка.
14. Учитель хорошо знает сильные и слабые стороны моего ребенка.
15. Я хотел бы (как воспитатель ребенка) стать похожим на учителя.
Родители анонимно заполняют бланк на каждого учителя, работающего в данном классе, по пятибалльной шкале;
1 балл - совершенно к нему не относится;
2 балла - чаще к нему не относится;
3 балла - когда как;
4 балла - похоже на него;
5 баллов - это точно о нем.
Учитель по каждой анкете может набрать от 1.5 до 75 баллов. Баллы всех анкет складываются, и вычисляется средний балл учителя по каждому параметру в данном классе. Низким является результат менее 47 баллов, высоким - свыше 72 баллов, нормальным от - 48 до 71 балла
(А. Е. Рябов).
Анкета для учащихся «Мое отношение к учению».
Фамилия и имя учащегося…………………………………………………………
Возраст………………………. Класс ..……………….. Школа № 1 …………………..
Напротив предмета и суждения о нем поставить один из баллов:
( 2- это про меня, 1- не уверен, 0- это не про меня).