Диагностический комплекс для оценки психического развития детей в раннем возрасте.
Цель методики:своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребенка и при необходимости выбрать соответствующие методы коррекции выявленных отклонений.
Целесообразно также проведение психологической диагностики при поступлении ребенка в детское учреждение. Ее цель: оказание адекватной помощи малышу в период адаптации.
Методики могут быть использованы в специализированных диагностических центрах, консультационных пунктах, больницах, поликлиниках и детских образовательных учреждениях, в том числе в домах ребенка.
Процедура психодиагностического обследования.
Диагностический минимум по оценке уровня психического развития детей раннего возраста проводится в соответствии с планом работы практического психолога в индивидуальной форме. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка, поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ними.
Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
Задания для детей двух – трех лет
Лови шарик
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление развития ручной моторики, способности к прослеживанию за двигающимся предметом.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.)
2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
3 балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
Спрячь шарик
Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличие у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: Две для детей 2 – 2,5 лет (три для детей 2,5 – 3 лет ) разные по величине коробочки с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине.
Проведениеобследования: Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение: Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой маленькую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание, не выполняет.
3 балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла - ребенок понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
Разборка и складывание матрешки
Задание направленно на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: Две двухсоставные матрешки для детей 2 – 2,5 лет (трехсоставные для детей 2,5 – 3 лет).
Проведение обследования:Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее, взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл-ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, стучит, кидает, зажимает ее в руке и т.д.
2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий: заинтересован в конечном результате.