4.1. Общая цель:Выяснить общий уровень подготовки по изучаемым разделам.
4.2. Учебные цели занятия:
1. Студент должен иметь представление о системе, к которой данный орган от- носится.
2. Студент должен знать гистологические препараты, составные части и законо- мерности строения (оболочки, слои, ткани, клетки, другие структурные осо- бенности, характерные для диагностируемого органа) органов пищеваритель- ной системы.
3. Студент должен уметь сопоставить данные микроскопического и ультрамик- роскопического строения, а также гистохимические особенности объектов изучения при объяснении их функций.
4.3. Психолого-педагогическаяцель: Для современной гистологии характерен функциональный подход к изучаемым структурам. Материал занятия может слу- жить иллюстрацией для обоснования с позиций диалектики тесной связи таких категорий как форма и содержание (на примере единства структуры и функции изучаемых тканей).
В ходе занятия целесообразно отметить приоритет ученых, показать достиже- ния медицины.
Необходимо напомнить студентам, что биологическая природа человека такова, что она требует обязательного нормативного взаимодействия всех систем и органов, поэтому употребление алкоголя, наркотиков, курение снижают их жизнедеятельность. Студенты должны воспитывать в себе личность, гармонически сочетающую духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Во время занятия студенты должны соблюдать все правила микроскопирования. Правильная работа сохраняет препараты и зрение.
5. Место проведения контрольного занятия- учебная комната
6. Оснащение занятия:
1. Микроскопы
2. Таблицы
3. Препараты
4. Компьютер
7. Структура содержания темы (хронокарта):
Продолжительность занятия: 135 минут
№ п/п
Описание этапа
Время, мин.
Цель этапа
Оснащенность
Ответственный
Организационный этап
1. Отметить отсутствующих;
2. Значение темы.
1. Учебная комната
Дежурный группы
Определение конечного уровня знаний
Проверить уровень подготовки.
1. Контрольные вопросы (приложение №1)
2. Тестовые задания (приложение №2)
3. Ситуационные задачи (приложение №3)
4.Гистологические препараты
5. Микроскопы
6. Компьютер
Преподаватель
Подведение итогов
Проставление оценок
1 .Журнал успеваемости
2. Альбомы студентов
Преподаватель
Домашнее задание
1 .Лекции
2. Учебник
3.Методические разработки
Преподаватель
Аннотация
Занятие проводится в форме экзамена: тестирование, собеседование и сдача практических навыков.
На занятии первоначально каждый студент получает билет, в котором 20 тестовых заданий с четырьмя вариантами ответов, из них только один правильный. На работу отводится 15 минут. Затем студенты по очереди приглашаются к преподавателю и получают билет для собеседования и препараты. В билете 5 вопросов и 1 ситуационная задача. В билет включены вопросы из разных разделов, а также вопросы по возрастной гистологии.
Отвечая на вопросы, студент должен стремиться излагать материал по принци- пу от общего к частному, тогда ответ будет полным и осмысленным, позволяющим охарактеризовать глубину знаний.
Предлагаемая ситуационная задача аналогична тем, которые приводятся в сборнике: «Ситуационные задачи для студентов» - Красноярск, 1992, написанный сотрудниками кафедры и в переработанном сборнике 2007 г.
Основная терминология расшифрована в сборнике: «Толковый словарь гистологи- ческих терминов». Под редакцией ст. преп. Суховой Л.Е. и проф. Пуликова А.С., 2004 г.
К билету прилагается два (или несколько) «немых» препаратов (без этикеток). Препарат надо определить (дать название), уметь охарактеризовать структуры и по- казать их в препарате.
Оценка выставляется, как общий средний балл по всем вопросам. Критерии оценки прилагаются (приложение №4).
9. Вопросы для самоподготовки(приложение №1)
10. Тестовые задания по теме(приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме(приложение №3)
Рекомендации по УИРС
Написание рефератов
1. Взаимосвязь между соединительной и эпителиальной частями зубного зачатка.
2. Развитие корня в многокорневых зубах.
3. Иррегулярный дентин, причины возникновения, структурные отличия и гисто- химические особенности.
4. Особенности строения агрегатов лимфоидных узелков тонкого кишечника, их роль в гуморальном и клеточном иммунитете.
5. Значение червеобразного отростка в жизнедеятельности организма.
6. Влияние лекарственных препаратов на функциональное состояние печени и поджелудочной железы.
7. Влияние алкоголя на функциональное состояние печени и поджелудочной же- лезы.
8. Возрастные особенности слизистой ротовой полости.
9. Миндалины. Их возрастные изменения и участие в защитных реакциях.
3. Дифференцировать микропрепараты систем органов.
Стандарты ответов 1-3
1. №73 Околоушная железа
2. №75 Подъязычная железа
3. №85 Небная миндалина
4. №86 Пищевод собаки
5. №76 Губа
6. №84 Десна
7. №80 Шлиф зуба
8. №89 Твердое небо (слизистая часть)
9. №77 Язык кошки
10.№82 Ранняя стадия развития зуба
11. №83 Поздняя стадия развития зуба
12. №88 Дно желудка
13. №93 Тонкая кишка
14. №96 Толстая кишка
15. №98 Поджелудочная железа
16. №100 Печень свиньи
В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность студента использовать теоретические знания на практике. При работе с препаратами в качестве ориентированной основы целесообразно использовать их описание, при- веденное в картах заданий и ориентировочных основ действия в теме каждого заня- тия. Следует помнить, что при диагностике препаратов достоверным признаком яв- ляется микроструктура самого объекта и далеко не всегда его форма и размеры.
На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие типаР-12.
Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2. Диапазон фокусировки микроскопа мм не менее: механизмом грубой фокусировки 40, механизм точной фокусировки 2. Предметный столик:
Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8 Пределы поворота от 0 до 360
Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микро- скоп. В нем различают оптическую и механическую части.
1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного освещения, вогнутой поверхностью зеркала.
2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх.
3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фрон- тальной линзой объектива малого увеличения и покровным стеклом должно быть около 1 см. Установку резкости проводят с помощью макровинта. Перемещая пре- парат на предметном столике, рассматривают его детали по всей площади, устанав- ливают в центре поля зрения участок препарата, который следует изучить при большом увеличении. Для этого с помощью револьверного устройства ставят объек- тив с более сильным увеличением. (х40). Установку резкости проводят с помощью микровинта.
4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсион- ный объектив (90). При этом на покровное стекло наносят каплю иммерсионного масла (кедровое масло), после чего осторожно опускают тубус до прикосновения фронтальной линзы объектива к маслу. Используя микровинт достигают четкого изображения. После окончания работы кедровое масло удаляют с объектива и по- кровного стекла марлей.
Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы раз- личных марок, когда в качестве источника освещения используют естественный или искусственный свет. При световой микроскопии гистологических препаратов необходимо выполнять следующее:
1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью зеркала, глядя в окуляр (х7 или х10), навести свет.
2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы покровное стекло на препарате было обращено в сторону объектива.
3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения гистологического препарата.
4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате.
5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.
3.Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.
4.Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “стоматология”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
5.Ситуационные задачи для студентов/сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова и д.р.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.
Приложение №1 Вопросы для самоподготовки
Вариант №1
1. Какое строение имеет эпителиальный зубной орган?
2. Укажите в каких органах пищеварительного тракта располагаются лимфоид- ные фолликулы.
3. Чем объясняется наличие линий Ретциуса в эмали?
4. Какую функцию выполняют шеечные клетки фундальных желез желудка?
5. Дать морфологическую характеристику гепатоцитам
Вариант №2
1. К какой ткани относятся амелобласты?
2. Где в зубе локализуется зернистый слой Томса и что он собой представляет?
3. Назовите слои слизистой оболочки пищевода.
4. Строение слизистой оболочки кишки.
5. Чем представлена триада печени?
Вариант №3
1. Какова функция дентинных трубочек?
2. Какая ткань образует зубной мешочек?
3. Строение печеночного ацинуса? Что он объясняет?
4. Какую функцию выполняют добавочные клетки фундальных желез желудка?
5. Перечислить источники развития тканей поджелудочной железы.
Вариант №4
1. Какой дентин называют первичным?
2. Какие ткани зуба развиваются из эпителия?
3. Чем обусловлена сухость ротовой полости у новорожденных?
4. Дайте определение желудочной ямке.
5. Какими клетками представлен панкреатический островок поджелудочной же- лезы?
Вариант №5
1. Чем представлены участки менее минерализованного межпризменного вещест-
ва эмали?
2. Какие клетки входят в состав ворсинки кишечника?
3. Какие части зуба развиваются из мезенхимы?
4. Какую функцию выполняют главные клетки желудка?
4. Какие слои различают в мышечной оболочке кишки?
5. Укажите, какие функции выполняет печень.
Вариант №18
1. Каковы функции зубодесневого соединения?
2. Укажите слои слизистой десны.
3. Какие виды дентиклей вы знаете?
4. Какую функцию выполняют ЕС-клетки желудка?
5. Укажите, что является структурно-функциональной единицей экзокринной части поджелудочной железы.
Вариант №19
1. Чем отличается подслизистая оболочка железистой зоны от подслизистой жи- ровой зоны твердого неба?
2. Какой эпителий покрывает кожную часть губы?
3. Какую функцию выполняют ECL-клетки желудка?
4. Какую функцию выполняют клетки Купфера?
5. Дайте морфофункциональную характеристику экзокринной части поджелудочной железы.
Вариант №20
1. Чем образовано мягкое небо?
2. Укажите сосочки языка. Какие сосочки покрыты ороговевающим эпителием?
3. Какой тканью образована пульпа зуба?
4. Укажите отличительные особенности пилорических желез от фундальных.
5. Что является структурно-функциональной единицей дольки печени?
Эталоны ответов к вопросам для самоподготовки Вариант №1
1. Зубной орган имеет 3 слоя клеток: внутренний - клетки амелобласты, распо- ложенные в один ряд; наружный - однослойный плоский эпителий. Между ними располагаются отростчатые клетки, образующие пульпу эмалевого ор- гана.
2. Лимфоидные фолликулы располагаются в миндалинах, кишечнике.
3. Особенностью процессов обызвествления эмали, связанных с периодичностью образования.
4. А) камбиальную; б) вырабатывают слизь.
5. Гепатоциты имеют многоугольную форму, могут содержать 2 ядра и более. Цитоплазма характеризуется большим содержанием рибонуклеопротеидов. Присутствуют все органоиды общего значения, а также включения: гликоген, липиды, пигменты и другие, образующиеся из продуктов, приносимых кро- вью.
Вариант №2
1. К эпителиальной эктодермального типа.
2. Зернистый слой Томса локализуеся в дентине корня, это интерглобулярный дентин.
1. Содержат отростки одонтобластов и нервные волокна. Обеспечивают транс- порт тканевой жидкости.
2. Мезенхима.
3. Имеет вид ромба. В острых углах находятся вены центральные, в одном тупом углу - междольковая триада. Ацинус печени объясняет кровоснабжение печеночной дольки, которое осуществляется от центра к периферии.
4. Секретируют слизь.
5. Кишечная энтодерма и мезенхима.
Вариант №4
1. Образующийся в период формирования и прорезывания зуба.
2. Эмаль, кутикула.
3. Слюнные железы развиты слабо и плохо функционируют.
4. Желудочная ямка - это неглубокое впячивание эпителия в собственную пла- стинку слизистой (менее чем на 2/3).
5. В-клетки (базофильные), А-клетки (ацидофильные), Д-клетки (дендритиче- ские), Д1 - клетки (аргирофильные) и РР-клетки.
1. Проходят через всю толщу эмали от дентиноэмалевого соединения до поверх- ности.
2. Вырост слизистой оболочки.
3. А) губы; б) щеки; в) нижняя поверхность языка; г) дно ротовой полости; д) мягкое небо.
4. Из эпителиального зубного органа, зубного сосочка, зубного мешочка.
5. Внутридольковые кровеносные капилляры (синусоидного типа) составляют систему циркуляции крови в печеночных дольках. По ним течет смешанная кровь в направлении от периферии к центру долек, где расположена централь- ная вена.
Вариант №7
1. У дентиноэмалевого соединения, проникая в ее внутренние отделы, имеют сходство с пучками травы.
3. Разрастанием эпителием пульпы зубного органа, оно регулирует скорость об- разования тканей корня зуба.
4. Вырабатывают пепсиноген.
5. Альфа-клетки составляют 20-25% от всей массы инсулярных клеток. В остров- ках они занимают периферическое положение. Гранулы клеток обладают ок- сифильными свойствами. Их плотное содержание отдельно от окружающей мембраны узким светлым ободком. В гранулах обнаружен гормон глюкагон. Под его влиянием в тканях происходит усиленное расщепление гликогена от глюкозы.
Вариант №8
1. Эмалевые веретена представляею собой короткие булавовидные или веретено- видные структуры, располагающиеся во внутренней трети эмали, перпендику- лярно дентино-эмалевой границе. Являются гипоминерализированными участ- ками эмали.
3. А) оксифильная цитоплазма; б) наличие базальной исчерченности.
4. Корень.
5. Нет ворсинок, крипты многочисленные просветы их широкие, много бокало- видных клеток, нет клеток Паннета.
Вариант №10
1. Отсутствуют эластические волокна.
2. Печеночные балки, синусоидные капилляры, центральная вена, пространство Диссе.
3. Слои пульпы: периферический, промежуточный и центральный Отделы пульпы: коронковый и корневой.
4. Слизистая, подслизистая, мышечная, серозная.
5. Р-клетки - составляют основную массу островков (70-75%). Большая часть их содержится в центре островков. Секреторные гранулы проявляют базофильные свойства. В некоторых гранулах содержится плотная кристаллическая струк- тура. В ней обнаруживается цинк. Гранулы р-клеток состоят из гормона инсу- лина. Он способствует усвоению глюкозы крови клетками тканей.
Вариант №11
1. Большое количество коллагеновых волокон, образующих продольные пучки.
2. Это пространство между кутикулой и эмалью.
3. Горизонтальное.
4. В дне крипт тонкого кишечника.
5. Ацинус является структурно-функциональной единицей экзокринной части поджелудочной железы. Он включает секреторный отдел и вставочный проток. Ацинус напоминает мешок, состоящий из 10-12 крупных ациноцитов, распо- ложенных на базальной мембране. Ациноциты имеют форму конуса. Цито- лемма на базальной поверхности клеток образует внутренние складки, а на апикальной - микроворсинки. Между боковыми поверхностями клеток имеют- ся контакты типа замыкательных пластинок и десмосом. Верхушечные части клеток называются зимогенными зонами, а базальные части - гомогенными. Зимогенные зоны окрашиваются кислыми красителями и заняты крупными секреторными гранулами различной степени зрелости; гранулы содержат син- тезируемые в клетках ферменты в неактивной форме. В гомогенной зоне пре- обладает гранулярная ЭПС. Обилие рибосом обуславливает базофилию этой зоны. Ядра ацинозных клеток, содержащие 1-2 ядрышка, располагаются в ба- зальной части. В надъядерной части клеток расположен комплекс Гольджи. Митохондрии рассеяны по всей цитоплазме.
Вариант №12
1. Отсутствием различий в характере рыхлой соединительной ткани коронковой и корневой пульпы. В пульпе молочных зубов мало коллагеновых волокон.
5. Капилляры окружены узким вокругсинусоидным пространством. В это про- странство через поры в эндотелии капилляров попадают составные части плазмы крови, В нем, кроме жидкости, богатой белками, находятся микровор- синки гепатоцитов, иногда отростки звездчатых макрофагов, агирофильные волокна, а также отростки клеток - перисинусоидальных липоцитов, способ- ных к волокнообразованию, а также к депонированию жирорастворимых ви- таминов.
2. Эпителий многослойный плоский неороговевающий, в верхнем и среднем сло- ях секретируется гликоген. Собственная пластинка - рыхлая неоформленная ткань. Мышечная пластинка отсутствует.
3. А) клетки конической формы; б) базальная часть клетки базофильна; в) содер- жит округлое ядро; г) апикальная часть клетки содержит оксифильные секре- торные гранулы.
1. Из слизистой оболочки десны, костной стенки зубной альвеолы с периостом.
2. Иррегулярный дентин появляется после прорезывания зуба. Отличается мед- ленным ростом и менее правильной структурой - дентинные канальцы локали- зованы на разном расстоянии друг от друга, неравномерная минерализация.
3. А) белковые; б) слизистые; в) смешанные.
4. Складки, ямки, поля.
5. Эндокринная.
Вариант №17
1. Из эпителия десны, эпителия борозды, эпителия прикрепления.
2. Исчерченный, внутридольковый, междольковый, общий выводной проток.
3. На концах отростков одонтобластов происходит отложение солей в виде круглых шаров - калькосферитов.
5. А) обезвреживание многих продуктов обмена веществ; б) инактивизация гор- монов, биогенных аминов, лекарственных препаратов; в) участвует в защит- ных реакциях организма против микробов и чужеродных веществ в случае проникновения их извне; г) в ней образуется гликоген; д) синтезируются важ- нейшие белки плазмы крови; е) метаболизируется железо и образуется желчь; ж) участвует в обмене холестерина; з) в печени накапливаются жирораствори- мые витамины - А, Д, Е, К и др.; и) в эмбриональном периоде - кроветворный орган.
3. По локализации: свободные, пристеночные, интрамуральные. По строению: канализированные и неканализированные.
4. Вырабатывают серотонин и мелатонин. Серотонин стимулирует секрецию пи- щеварительных ферментов. Мелатонин регулирует фотопериодичность функ- циональной деятельности желез.
5. Ацинус.
Вариант №19
1. В подслизистой оболочке железистой зоны находятся концевые отделы слизи- стых небных слюнных желез, а в подслизистой жировой зоны - клетки жиро- вой ткани,