ление. транспорт к фоторецепторам витамина А. по- а) горьких;
глощение света и предотвращение избыточной засвет- б) кислых:
ки рецепторов благодаря синтезу и перемещению в в) сладких;
отростки меланина; г) горьких и кислых.
в) накопление, транспорт к фоторецепторам витамина А, поглощение света и предотвращение избыточной
Эталоны ответов на тестовые задания
1. в
48.а
95.б
2. в
49.в
96.б
3. г
50.г
97.б
4. б
51.в
98.а
5. а
52.г
99.а
6. г
53. в
100.б
7. б
54.а
101.а
8. а
55.а
102. б
9. в
56.б
103.б
10.а
57.а
104.б
11.а
58.в
105.а
12.а
59.б
106. в
13.а
60.в
14.в
61.в
15.г
62.в
16.а
63.б
17.г
64.а
18.а
65.б
19.в
66.б
20.б
67.в
21.г
68.а
22.в
69.г
23. г
70. а
24.б
71.в
25.в
72.в
26.б
73.б
27.а
74.г
28.т
75.б
29.б
76.б
30.а
77.б
31.б
78.б
32.г
79.а
33.б
80.в
34.в
81.в
35.б
82.а
36.б
83.а
37.б
84. в
38.в
85.б
З9.в
86.в
40.б
87.б
41.б
88.а
42.б
89.б
43.б
90.в
44. г
91.б
45.в
92.в
46.г
93.в
47.в
94.а
Приложение №3 Ситуационные задачи по теме
1. В условном эксперименте в процессе развития нервной трубки разрушены спон- гиобласты. Какие нарушения возникнут при дальнейшей дифференцировке нервной ткани?
2. На одном из препаратов представлено нервное окончание, окруженное соедини- тельной капсулой, на другом - капсула отсутствует, ветвление осевого цилиндра со- провождают нейролимфоциты. К каким морфологическим типам относятся первое и второе нервные окончания?
3. Через 2 недели после перерезки нервного волокна животному ввели вещество, тормозящее размножение лимфоцитов. Как это отразится на процессе регенерации?
4. Под микроскопом 2 препарата: на первом - в цитоплазме нейроцита выявляется большое количество зерен липофусцина, на втором - липофусцин отсутствует. Представителями, каких возрастных групп принадлежат препараты?
5. У больного вследствие травмы поврежден спинной мозг. Функция, каких органов будет нарушена?
6. Человек не видит в сумерках. Функция, каких клеток нарушена, с чем это связа- но?
7. Представлены два гистологических препарата задней стенки глаза. На первом препарате гранулы меланина содержатся в цитоплазме клеток пигментного слоя, на втором - в их отростках. В каких условиях освещения находились эксперименталь- ные животные в момент забоя?
9. Разрушена серая соединительная ветвь спинного мозга. Какой элемент вегета- тивной рефлекторной дуги поврежден?
10.По клиническим показаниям у больного удалено основание улитки. Функция, ка- ких клеток утрачена?
11.У больного поражены вкусовые луковицы, расположенные на кончике языка. Восприятие, каких ингредиентов пищи нарушится?
12.У больного принимающего большие дозы антибиотиков, нередко происходит по- теря слуха. Какое звено анализатора нарушается?
13.Алкогольная интоксикация сопровождается нарушением координации движения. Функция, каких клеток мозжечка нарушается в первую очередь? 14.Токсином блокирована функция периферического звена симпатического отдела нервной вегетативной системы. Где возможна локализация процесса? 15.У больного в результате кровоизлияния в мозг, в левое полушарие, блокирована функция 3, 5, 6 слоев серого вещества коры двигательной зоны. Какие проводящие пути прекращают функционировать? Какие органы страдают, и на какой стороне те- ла?
16.Патологическим процессом необратимо повреждены нейроциты серого вещества спинного мозга. Какие клеточные элементы будут учувствовать в нейронофагии? 17.В мышцу конечности ввели маркер, который был захвачен нервными терминаля- ми и транспортирован в перикарионы. В каких нейронах можно обнаружить маркер, если перед введением были перерезаны передние корешки спинного мозга?
18.Клетки контактируют друг с другом и другими клетками ЦНС, содержат крупное ядро и промежуточные филаменты, состоящие из глиального кислого фибриллярно- го белка. О какой клетке идёт речь?
6. Нарушена функция фоторецепторных клеток - палочек. Это связано с недос- татком в организме витамина А, который необходим для синтеза родопсина.
7. а) сетчатка находилась в темноте; б) сетчатка находилась на свету.
8. Дендриты чувствительных и аксоны двигательных нейронов.
9. Постганглионарные волокна симпатических нейронов вестибулярных гангли- ев направляющихся к коже и скелетной мускулатуре.
10.Внутренние и наружные волосковые. 11. Сладкий.
12.Чувствительное (рецепторное). 13.Грушевидные клетки мозжечка.
14.Вертебральных и превертебральных ганглиев симпатического отдела вегета- тивной нервной системы. 15.а) пирамидные пути; б) скелетные мышцы правой стороны тела. 16.Мантийные глиоциты и глиальные макрофаги. 17.В чувствительных нейронах спинномозговых узлов. 18.Астроцит.
Приложение №4 Критерии оценки
1) Оценка за тест выставляется следующим образом:
Оценка "отлично" - 5 баллов ставится за ответ, в котором 91-100% правильных от- ветов. Оценка "хорошо" - 4 балла, если правильных ответов 81-90%). Оценка "удов- летворительно" - 3 балла, если правильных ответов 71-80%. Если правильных отве- тов 70% и меньше - ответ считается неудовлетворительным - 2 балла.
2) Критерии оценки знаний студента при характеристике гистологического препарата
Оценка
Критерии
Отлично
Дано правильное название препарата (указана структура, ткань, орган), принадлежность к функциональной системе. Описание препарата соответствует карте ООД. Указанные под микроскопом структуры правильно определены или самостоятельно найдены. Допускаются лишь мелкие не- точности, не влияющие на сущность ответа.
Хорошо
Допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок в описании препарата, или при нахождении структур, кото- рые после уточнения студент способен исправить.
Удовлетворительно
Дано правильное название препарата, но при ответе или микроскопировании допущены ошибки (не более 2-3), ко- торые после наводящих вопросов студент не способен ис- править.
Неудовлетворительно
Дано только правильное название препарата или препарат неопределен. Даже после наводящих вопросов студент не может дать характеристику структурам.
3) Критерии оценки при устном собеседовании
Оценка
Критерии
Отлично
Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие не- точности, не влияющие на существо ответа.
Хорошо
Ответ правильный, но не совсем полный. Допускаются мелкие неточности и не более трех ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно.
Удовлетворительно
Ответ, в целом, правильный, но не полный, поверхност- ный. Ошибки и неточности, в основном, студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускается не бо- лее двух не исправленных ошибок.
Неудовлетворительно
Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких ис- правлений не дано. Кроме определений студент не может дать никаких пояснений о механизмах физиологических процессов, нормативах показателей гомеостаза и т.д.