Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды построения образовательного процесса



В настоящее время в массовой практике используются три основных вида построения образовательного процесса:

  • учебный;
  • предметно-средовой;
  • комплексно-тематический.

Практика показывает, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов, и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

Впредметно – средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДОУ этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно – тематический принцип -главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.

Вот краткая суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип повторности.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

  • тематическая узость,
  • поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,
  • эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Реализация данного принципа предусматривает тесную взаимосвязь не только всех специалистов ДОУ – учителя – дефектолога, воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, но и непосредственное вовлечение родителей в воспитательно – образовательную и коррекционную работу.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.