Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В чем состоит значение и сущность методов самостоятельной работы учащихся по осмыслению и овладению новым материалом?



Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходимость использования таких методов обучения, как: а) самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; б) лабораторные работы.

К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная учебная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.

Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: "Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий" (курсив наш. - И.Х.).

Коснемся конкретных методов ее организации в процессе обучения.

Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.

В 20-е гг. учебников в школах практически не было (имелись только так называемые рабочие книги для организации практической деятельности по комплексно-проектному методу обучения) и, естественно, самостоятельная работа с учебником не получала распространения. Положение изменилось только после того, как в 1958 г. в "Учительской газете" была опубликована статья Б.П.Есипова и А.П.Аристовой "Раскрыть учебники".

Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации необходимо:

— подбирать для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки, позволяющим осмысливать и усваивать новые знания;

— проводить с учащимися основательную вступительную беседу, ставить перед ними цель работы, вводить в курс новой темы и четко обозначать вопросы, которые им надлежит усвоить; определять порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приемы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля;

— обеспечивать учащихся, если это требуется для усвоения изучаемого материала, соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;

— после окончания самостоятельной работы с учебником проводить закрепление и уточнение усвоенного материла или же потренировать учащихся в применении знаний на практике.

Лабораторные занятия как метод самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом. Этот метод широко используется при изучении физики, химии и биологических предметов. Свое название он получил от латинского слова laborare, что значит работать. Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.

Высоко оценивали лабораторные работы многие ученые. М.В.Ломоносов писал: "Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции". Д.И.Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт.

Проведение лабораторной работы включает в себя следующие приемы:

— постановку темы и задач лабораторной работы;

— определение порядка выполнения лабораторной работы или отдельных ее этапов;

— инструктирование учащихся по технике безопасности;

— непосредственное выполнение лабораторной работы под наблюдением учителя;

— подведение итогов лабораторной работы и формулирование вытекающих из нее основных выводов. Иногда учащиеся пишут отчеты о результатах проведенной лабораторной работы.

Лабораторные работы следует отличать от демонстрации опытов и практических работ. При демонстрации учитель сам проделывает соответствующие опыты и показывает их учащимся. Лабораторные же работы выполняются учащимися (индивидуально или по группам) под руководством и наблюдением учителя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.