Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины возникновения терроризма и методы борьбы с ним. 4 страница



Проверьте себя, было ли насилие в вашей жизни. Случалось ли, чтобы человек, которого вы любили:

 

• Контролировал все ваше время;

• Обвинял вас во всех неудачах;

• Был против ваших отношений с родительской семьей или друзьями;

• Заставлял вас все время находиться дома;

• Критиковал вас за любые мелочи;

• Легко приходил в ярость под воздействием алкоголя или наркотиков;

• Контролировал ваши расходы и заставлял отчитываться за каждую копейку;

• Прослушивал ваши телефонные разговоры или запрещал пользоваться телефоном;

• Высмеивал вас перед другими;

• Разрушал ваши ценности и чувства;

• Был, толкал, пинал или кусал вас или ваших детей;

• Заставлял вас вступать в сексуальные отношения против вашей воли;

• Причинял боль или угрожал причинить боль вашим домашним животным;

• Угрожал делать больно вам или вашим детям;

• Угрожал избить вас или ваших детей;

• Использовал или угрожал использовать оружие?

Если вы ответили «да» хотя бы на один вопрос, значит вы подвергались насилию.

Насилие – это часть простого, предсказуемого цикла. Цикл начинается с ощущения напряженности, затем происходит «взрыв». За ним следует период, когда агрессор чувствует себя виноватым и обещает, что такого больше не повторится. Но цикл насилия совершается снова и снова. Поначалу для его завершения может потребоваться больше года, но со временем цикл завершается все быстрее, а насилие становится все более жестоким.

1. Период напряженности. В этот период жертва часто чувствует, что как- будто ходит по лезвию бритвы или живет на вулкане, ощущает подавленность и беспокойство. Общение сведено к минимуму.

2. «Взрыв». В этот период характерны драка, побои, скандалы, постоянная критика, требовательность со стороны агрессора. Жертва испытывает страх, иногда даже ужас. Насильник угрожает расправой, если жертва пожалуется кому-нибудь.

3. Фаза примирения. Агрессор может извиняться и обещать, что это никогда не повторится. Это дает жертве напрасную надежду на изменение ситуации.

Насильник может внушать вам, что это именно вы стали причиной его агрессивного поведения. Это ложь. Вы никогда не несете ответственность за поведение другого человека. Это никогда не является вашей виной. Наоборот: это преступление, совершаемое против вас.

 

Как предупредить насилие.

 

• Не быть инициатором борьбы. Не допускать, чтобы ответственность за начало нового эпизода борьбы могла быть возложена на вас.

• Помочь партнеру прекратить борьбу против вас. Это означает: сделать так, чтобы ему стало понятно, что он своих целей не достигнет, если будет стремиться подавить вас или тайно влиять на вас.

• Сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно, в первую очередь, для него же самого.

 

Чтобы управлять ситуацией, вам следует:

 

• Исключать эмоциональные «перехлесты», которые захватывают вас, лишают способности принимать взвешенные решения.

• Обеспечивать свободу принятия решений.

• Снижать свою податливость к нежелательному психологическому воздействию.

 

В ситуации нарастания конфликта попытайтесь перейти в особый режим функционирования. Он включает в себя три состояния:

 

 

Спокойствие, готовность к гибкому поиску путей к взаимопониманию. Осознавание своих долгосрочных, а не сиюминутных интересов.

Уважение к другому, признание его права на ошибки, готовность помочь ему от них избавиться. Способность уступить там, где это не принципиально.

Быть начеку, исполниться силой. Готовность к борьбе, мобилизация. Однако состояние борьбы не должно захватывать вас – иначе вы рискуете потерять контроль над ситуацией.

 

 

Если вы подверглись физическому насилию, необходимо срочно обратиться к врачу, зафиксировать в документах все телесные повреждения, обратиться в милицию с заявление о совершении насилия. Если вы сомневаетесь в тех или иных мерах – обратитесь в кризисный центр, вам подскажут как лучше поступить.

Ни один человек не может подвергаться избиениям, угрозам, унижениям и всему тому, что приводит к эмоциональным травмам или физическим повреждениям. Уважайте себя. Защищайте свои права.

Если вам угрожает насилие, вы можете составить план, который позволит вам быстро действовать в момент, когда это необходимо. Никто лучше вас не знает вашей ситуации, поэтому составьте такой план, который будет полезен именно вам.Вот пример такого плана:

 

• Если вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Договоритесь о безопасном месте с кем-то, кому вы можете доверять.

• Вы должны знать, как связаться с ближайшим отделением милиции или кризисным центром.

• Если у вас нет возможности покинуть дом, закройтесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию, или кому-то, кто может помочь вам.

• Кричите так, чтобы ваши соседи могли услышать вас и вызвать милицию.

• Если вы вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.

• Проверьте себя и детей на наличие травм и, если это необходимо, обратитесь в травмпункт или поликлинику.

• Если вы решили уйти насовсем, вам понадобятся паспорт и документы на детей, деньги, необходимые лекарства, вещи первой необходимости или имеющие личную ценность. Предусмотрите это заранее.

 

Маркеры здоровых отношений (Автор - психолог Ольга Шубик, источник) :

ты рядом с человеком, а не "в нём" или "вместо него"

вы ссоритесь, миритесь, злитесь друг на друга, говорите о чувствах, молчите о них - и ничего из этого не мешает вам продолжать оставаться рядом друг с другом

рядом с этим человеком ты узнаешь много для себя нового из того, что меняет твои взгляды здесь и сейчас, твоя картина мира дополняется

вам интересно, банально интересно друг с другом

вы испытываете чувство удовольствия - чаще или реже в какие-то моменты, но оно явно присутствует

вы делаете шаги навстречу друг другу, умея уступать партнёру в какие-то моменты и это для вас не жертва, а добровольное решение и знак того, что для вас эти отношения важны

вы хотя бы раз видели другого уязвимым, слабым, "плохим" и это не стало для вас поводом для манипуляций

инициатива общения распределена между вами двумя, нет "преследователя" и "убегающего"

вы уважаете точку зрения вашего партнёра, даже если с ней не согласны

вас влечёт друг к другу - вы вместе потому, что оба этого хотите.

 

 

Билль о правах>>>>>

Заявляя о своих личных правах, помните: они есть и у всех остальных людей, и все остальные тоже вправе о них заявить.

 

 

Как распознать, «здоровые» ли у вас отношения?

Ваши отношения, конечно же, будут отличаться от отношений ваших знакомых или друзей. Ведь многое зависит от семьи, детских впечатлений, ваших убеждений и ценностей. Но отношения никогда не должны включать в себя контролирующее поведение или причинение боли одного из партнеров другому. В хороших отношениях оба партнера:

 

• Отдают и берут, время от времени выбирают свои пути, а время от времени идут на компромисс;

• Уважают друг друга, ценят взгляды и убеждения другого;

• Поддерживают и вдохновляют начинания и достижения друг друга;

• Разделяют ответственность и принятие решений;

• Принимают индивидуальность партнера;

• Поддерживают дружеские отношения и ведут активную жизнь вне отношений.

 

Самое важное, что следует помнить: даже после долгих лет смятения, страха и депрессии, можно вновь обрести жизненное равновесие, если поставить перед собой такую цель и настойчиво идти к ней.

 

Телефоны доверия и кризисные центры:

 

• Ярославна (Москва) – центр психологической помощи женщинам, понедельник – четверг с 9.00 до 19.00, тел. 282-84-50. На сайте "Ярославны" вы можете найти телефоны доверия в ряде других городов..

• Анна (Москва) – помощь переживающим жестокое обращение в семье, понедельник – пятница с 9.00 до 21.00, тел. 124-61-85

• Сестры (Москва) – помощь пережившим сексуальное насилие, понедельник – пятница с 9.00 до 21.00, тел. 901-02-01

• Голуба (Москва) – телефон доверия, помощь несовершеннолетним беременным 792-73-41

• Антиспид (Москва) – телефон доверия 216-65-96

• ВИЧ\СПИД (Москва), телефон доверия 933-42-32

• ВИЧ\СПИД (Москва), телефон доверия 250-63-41

• Телефон доверия для наркоманов (молодежный) 122-32-77 (Москва)

 

Мифы и факты по поводу насилия.

 

Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не наносят вреда здоровью человека. Насмешки, грубые слова, поучения, критика не являются насилием, а иногда даже полезны.

Факты: Словесное и эмоциональное оскорбление вызывает стрессовое состояние, длительное переживание которого приводит к психосоматике: псориаз, язва, астма, гипертония, гинекологические и другие заболевания.

Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).

Факты: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Миф: ссоры между мужьями и женами, детьми и родителями существовали всегда. Это естественно и не может иметь серьезных последствий.

Факты: ссоры и конфликты действительно могут присутствовать в отношениях между людьми. Но отличительной чертой насилия является серьезность, цикличность и интенсивность происходящего и его последствий. Оно может начинаться просто с критики, а потом переходить к унижениям, изоляции, потом – пощечина, удар, регулярные избиения, смертельный исход.

Миф: Словесное и эмоциональное наказание не влияет на формирование личности человека.

Факты: атмосфера психологического насилия приводит к эмоциональной травме, лишает самоуважения и порождает мысль о неполноценности, и это переносится во взрослую жизнь. Грубое слово – обидно, насмешки – унизительны. Если поучения и критика исходят от людей, обладающих властью над тобой, ты становишься беспомощным, не можешь принимать решения. Словесное и эмоциональное наказание приводит к снижению самооценки, возникновению чувства тревоги, может препятствовать развитию чувства уважения к другим людям как у ребенка или подростка, так и у взрослого.

Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.

Факты: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.

Миф: Люди, подвергающие других насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и со своими жизненными проблемами.

Факты: состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей.

Миф: сексуальным надругательствам подвергаются только молодые, хорошенькие женщины.

Факты: известны многочисленные факты, что изнасилованию подвергаются дети от 6 месячного возраста и пожилые люди в возрасте до 93 лет. Внешность и стиль одежды, как и социальный статус, образование, уровень обеспеченности не имеют значения для насильника.

Миф: изнасилование совершается внезапно под влиянием минуты, в плохих районах, в темных переулках, незнакомцами. Насильника всегда можно узнать по внешнему виду.

Факты: согласно статистике, большинство случаев изнасилования происходит дома или на работе со знакомыми и близкими людьми. Внешность насильника никогда не говорит о его склонности к насилию.

Миф: женщины в тайне хотят, чтобы их изнасиловали, поэтому они ведут себя и одеваются соблазнительно.

Факты: ни одно человеческое существо не заслуживает насилия. Однако в реальности обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.

Миф: многие женщины не сообщают об изнасиловании, думая, что они сами спровоцировали его.

Факты: решение о том, заявлять в милицию или нет, зависит от разных причин, включая ожидаемую реакцию семьи, друзей, от социального положения, от уверенности, что милиция все равно не поможет и т.д.

Миф: мужчины и мальчики, которые не бьют, а только дают сдачи, трусы.

Факты: людям, которые применяют физическую силу, не хватает умения общаться и разрешать конфликты. Они чувствуют собственное бессилие и пытаются при помощи силы получить контроль над другими. Уверенный в себе человек не нуждается в ссылке на чужое мнение и силовых доказательствах.

Миф: люди, подвергающие насилию членов семьи или своих партнеров, психически нездоровы, они со всеми веду себя так.

Факты: Эти люди часто ведут нормальный образ жизни за исключением тех моментов, когда они не контролируют вспышки агрессивного поведения. Социальны статус таких людей может быть очень высоким. Они могут занимать руководящие посты, вести активную социальную жизнь, быть успешными в бизнесе и т.д. Они вполне способны контролировать свое поведение и понимают, по отношению к кому можно проявлять агрессивные эмоции.

Миф: женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.

Факты: без сомнения в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.

 

 

Женщины, подвергающиеся насилию, могут иметь следующие общие характеристики:

• Низкая самооценка

• Они верят во все мифы о насильственных отношениях

• Имеют очень традиционные представления о семье, роли женщины в семье и обществе, верят в «женское предназначение»

• Берут на себя ответственность за действия обидчика

• Страдают от чувства вины и отрицают свое чувство гнева к обидчику

• Имеют серьезные реакции на стресс и психосоматику

• Верят в то, что сексуальные отношения могут стабилизировать отношения в целом

• Уверены в том, что никто не может им помочь в разрешении проблемы насилия в семье.

 

Люди, подвергающие насилию своих близких, имеют так же сходные характеристики:

• Низкая самооценка

• Они верят во все мифы о насильственных отношениях

• Традиционны во всех взглядах на ведущую роль мужчины (взрослого по отношению к детям) в семье и обществе

• Обвиняют других в действиях, которые совершают сами

• Патологически ревнивы

• Представляют собой двойственную личность

• Часто используют агрессию в сексуальных отношениях с целью повышения самооценки

• Не осознают, что их агрессивное поведение может иметь серьезные последствия

 

Насилие: виды и формы

 

Очевидно, что индивидуальная виктимность, или «комплекс жертвы», всегда реализуется в соответствующей ситуации. Такие ситуации предъявляют к людям требования, которые превышают их адаптивный потенциал. Это жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери (McCrae, 1984).

 

Как уже говорилось во введении, в настоящем справочнике рассматривается ограниченный набор критических ситуаций, в которых человек может демонстрировать поведение жертвы. Это:

 

1) различные виды криминальных преступлений (покушение на убийство и тяжкие телесные повреждения, хулиганство, кражи, мошенничество, вымогательство), а также террористические акты, в первую очередь захват заложников;

 

2) различные виды насилия (домашнее, школьное, моббинг) и изнасилование;

 

3) различные варианты аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, компьютерная и игровая зависимости, участие в деструктивных культах).

 

В данном справочнике мы не рассматриваем ситуации, когда человек становится жертвой несчастного случая или бытовой травмы, что обусловлено исключительно ограниченностью объема справочника. Вопросы же аддиктивного поведения как проявления «комплекса» жертвы рассматриваются нами в рамках столкновения личности с различного рода внешними и внутренними кризисами, или критическими ситуациями.

 

Когда употребляют термин «жертва», то очень часто, если не всегда, подразумевают насилие против жертвы. Рассмотрим основные классификации видов и форм насилия.

 

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие (Алексеева, 2000).

 

 

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление.

 

 

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

 

 

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

 

 

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

 

 

Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления.

 

Таким образом, насилие – форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).

 

Понятия насилие и насильственное преступление в юридической и психологической практике не совпадают. Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие насилие по отношению к человеку очень широко и, кроме тех действий, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, включает также и другие действия: принуждение или поощрение совершать поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба; препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать; злоупотребление властью (причем власть рассматривается широко, например, власть возраста, которую имеют взрослые над детьми, власть силы, власть популярности, власть гендерная, например, власть мужчины над женщиной, и другие виды власти). Достаточно широко распространено такое явление, как домашнее насилие (Осипова, 2005).

 

На основании опроса населения в США (подобное исследование было проведено в ряде европейских стран с теми же результатами) были определены коэффициенты тяжести различных преступлений (табл. 1.1). Как видно из таблицы, наиболее значимым для людей является сексуальное насилие, которое по тяжести занимает второе место после смерти жертвы (Христенко, 2005).

 

 

Интердискурсивное насилие. Агрессия в событийном компоненте произведения, психологии персонажей и тд.

 

«Насилие» здесь исключительно на бумаге и в воображении читателя. Лишь как стилистическая инкрустация, или необходимость, задуманная автором. Изображение насилия может быть для того, чтобы сориентировать читателя, создать настроение и фон повествования. Как злого отличить от хорошего? По поступкам. Тот, кто причиняет вред несправедливо и есть злой. Это контраст, в котором «агрессия», свойство образности персонажей. Приведем простой пример. Имя ветхозаветного Бога — «Яхве» может быть интерпретировано посредством насилия и зла. Яхве переводится как «огонь поедающий». Т.е ад, огонь — это метафора для описания Бога. Указанием на антагонизм ада и рая Богу автоматически присваивается положительные черты.

 

Существует классификация интердискурсивного насилия:

 

A. По форме:

 

Физическое насилие — любое нарушение физической целостности персонажа. Возьмем пример из русской сказки про «Лихо одноглазое».

 

Жил — был кузнец. Захотелось ему как-то посмотреть на лихо. Ушел за ним в темный лес, искал и наконец-то встретил. Явилось лихо в образе старухи, попутчика кузнецова съела.… А кузнецу говорит, скуй мне глаз. «Хорошо, — говорит, да есть ли у тебя веревка? Надо связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз.… Взял он толстую веревку да этою веревкой скрутил ее хорошенько… Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу…».[69]

 

Моральное насилие — происходит тогда, когда персонажу причиняются душевные страдания.

 

Бабель в работе «Топос проституции в литературе…» предлагает рассматривать следующие виды морального насилия. Основная форма — это ложное спасение проститутки, под видом которого происходит вторичное совращение.

 

«Более безобидный характер носит «выманивание» у клиентов денег и угощений.… На грани полового «извращения» находится сексуальное и финансовое «укрощение» клиентов».[70] Женька в «Яме» А. Куприна говорит: «Все вы дуры!...» Отчего вы им все это прощаете? Раньше я и сама была глупа, а теперь заставляю их ходить передо мной на четвереньках, заставляю целовать мои пятки, и они это делают с наслаждением…. Вы все девочки знаете, что я не люблю денег, но я обираю мужчин, как только могу...»

 

Образ «морально изнасилованного человека» создал Н.В. Гоголь в «Шинели». Речь о человеке из одного департамента…, но лучше не назвать департамента. Мелкий «чиновнишка» — Акакий Акакиевич, изощренно и обидно высмеиваемый сослуживцами. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха… Молодые чиновники подсмеивались над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки… Только если уж слишком невыносима была шутка… он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?…и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»…». Унижения, производимые над Акакием Акакиевичем, были до того досадные, что он практически от них и скончался. И даже писатель, сжалившись над умершим, воскресил его обиду мстительным привидением. Оно бродило по Петербургу и срывало у всех проходящих шинели.

 

Б. По содержанию:

 

Нейтральное насилие. Не входит в концепцию произведения. Оно, возможно, используется для того, чтобы показать «плохих и хороших» персонажей. Такое насилие встречается повсеместно. Даже в «Мери Поппинс» известной писательницы Памелы Треверс описываются следующее: «...Потом она (Мери — авт.) сделала очень странную вещь — она отломила у себя два пальца и подала их Джонни и Барби...». Или в сказках Джанни Родари можно встретить интересные моменты. Например: «Принц Лимон устроил в лесу фейерверк, чтобы развлечь графинь. Фейерверк у него был особенный. Он связывал своих солдат-лимончиков попарно и стрелял ими из пушки вместо ракет...».

 

Пример «практичного» садизма дан в сказке «Иван Запечин». Этому Ивану досталось кольцо. А кто с ним во дворец явится, получит царскую дочь. Смекнули тут старшие братья и говорят юродивому:

 

«— Продай перстень нам…

— Ивашко отвечал: «У меня не продажный, а заветный». Братья спрашивают « Какой завет?». — «А дайте по ремню из спины вырезать» — отвечает он. Те согласились. Вырезал Ивашко ремни и положил в карман».

 

В сказке о «Шурыпе» поп просит своего работника: «Вот что: свари-ка кашицы, позавтракам да рассчитамся. В кашицу да положь-ка першу, да и лукшу, да солёну». Работник возьми и завари в котле всех поповских детей: Пирку, Лушку и Олену. « Эх, озорник», — спокойно ответил на это батюшка: «Я тебе говорил перцу, луку, да соли», да ты, мол, не расслышал — поклал моих детей. «Делать нечего, сели да позавтракали». Позже поп даже благословил убийцу своих детей.

 

Гротескное насилие. Например «жестокость» как инструмент «парадокса» в литературе. Парадокс — есть отклонение «некоего качества или свойства от нормы его проявления в обыденном мире человека». «Где мы? — гневно вопрошал Жюль Жанен в 1834 году, рассматривая творения Сада.— Здесь только одни окровавленные трупы, дети, вырванные из рук матерей, молодые женщины, которым перерезают горло в заключение оргии, кубки, наполненные кровью и вином, неслыханные пытки, палочные удары, жуткие бичевания. Здесь разводят огонь под котлами, сооружают дыбы, разбивают черепа, сдирают с людей дымящуюся кожу; здесь кричат, сквернословят, богохульствуют, кусаются, вырывают сердце из груди — и это на протяжении двенадцати или пятнадцати томов без перерыва; и это на каждой странице, в каждой строчке….».

 

Трагическое насилие (В. Богомолова). «Эмоции, которые Аристотель определял как сущность трагедии, — сострадание и страх». Следовательно, сцены насилия, вызывающие сострадание, и есть трагические. Трагическое осмысление насилия характерно для «исторических произведений». А. Одоевский на основе летописи в поэме «Василько» реконструирует ослепление В. Теребовльского:

 

«Взял торчин нож, готовясь к ослепленью;

Ударил — но не в очи: он лицо

Страдальца перерезал. «Ты неловок», —

Сказал Василь. Краснея, торчин нож

Отер полою; вот его в зеницу

Ввернул: кровь брызнула из-под ножа;

Ввернул его в другую, и ланиты

Уже волной багровою покрыты».

 

Правое (неправое) насилие. Позитивная и негативная оценка субъектов творчества — это разделительная черта между правым и несправедливым насилием.

 

«Чувство негодования, которое мы испытываем, видя торжество негодяев, и удовлетворение, когда они получают по заслугам»[71] характеризует правое насилие.

 

Бабка-долгоноска из сказки «Мужик и черт», воспользовавшись волшебной силой, попленяет царство, а самого царя опаляет. По сказке — это несправедливо и подло. И, конечно, правда торжествует, когда царь отсекает ей голову, становится бабке на одну ногу, дергает другую, раздирая мертвое тело.

 

«Волшебная дудка» приводит пример правого насилия. Отец, узнав, что старшие дочери загубили свою сестру, «на ворота (их) посадил, из ружья расстрелял…»

 

Неправое насилие чаще всего неадекватно ситуации. Это когда доброго героя убивают те, от кого он меньше всего этого ожидал; или лишают жизни незаслуженно, с особой жестокостью.

 

В сказке «Иван-царевич и богатырка синеглазка» коварные братья, только что спасенные царевичем, задумывают его убить и с этой целью бросают в глубокую нору. Достаточно распространенный сюжет. Загубить свою падчерицу задумала мачеха в «Морозке». Говорит она: «Ну, старик, отдадим Марфушку замуж… увези… к жениху; да смотри, старый хрыч, поезжай прямой дорогой, а там сверни с дороги-то направо, на бор, — знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозка. Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла». Позже мачеха посылает старика забрать окоченевший труп дочери: « Поезжай, старый хрыч, да буди молодых!».

 

Юмористическое насилие.

 

Д. Хармс. Рассказ «Реабилитация». «Рассказчик признается в серии убийств, расчленении, некрофилии, уничтожении младенца и т. п., но одновременно кумулятивность, чрезмерная вычурность преступлений и нелепость оправданий дезавуируют ситуацию, делают ее невсамделишной…. Смешное проявляется в синтактике текста…».[72] Герой признается: «…потом я бил его примусом – утюгом бил вечером – так что умер он совсем не сразу».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.