Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.
Рынок– тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики, это форма движения общественного продукта и услуг.
Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, парикмахерская, фондовая и товарная биржи и т.д.
Рынки принимают самые разные формы.
Это различные базары, ярмарки, аукционы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д.
Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.
Рынок открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.
Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий работник.
Механизм рынка – это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают.
Рынок выполняет определенные функции:
- информационную - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
- интегрирующую;
- регулирующую;
- уравновешивает спрос и предложение;
- обеспечивает сбалансированность экономики;
- санирования - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
- стимулирующую - своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
- формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Условиями функционирования свободного рынка являются:
- свобода выбора,
- конкуренция,
- свободное равновесное ценообразование.
К структурам рынка относятся: монополия, совершенная конкуренция, олигополия и монополистическая конкуренция.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостаткизаключаются в следующем:
- рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения, нарастанию социальных конфликтов, к образованию монополий;
- не создает условий для реализации права на труд;
- не гарантирует полную занятость населения;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;
- не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
- не защищает среду обитания человека от загрязнения;
- рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.