Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Сущность и функции рынка



Тема 6. Функционирование конкурентного рынка

1. Сущность и функции рынка

2. Рыночный механизм и его элементы

3. Инфраструктура рынка

 

Вопрос 1. Сущность и функции рынка

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Рынок– тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики, это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, парикмахерская, фондовая и товарная биржи и т.д.

Рынки принимают самые разные формы.

Это различные базары, ярмарки, аукционы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д.

Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

Рынок открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий работник.

Механизм рынка – это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают.

Рынок выполняет определенные функции:

- информационную - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

- интегрирующую;

- регулирующую;

- уравновешивает спрос и предложение;

- обеспечивает сбалансированность экономики;

- санирования - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

- стимулирующую - своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

- формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Условиями функционирования свободного рынка являются:

- свобода выбора,

- конкуренция,

- свободное равновесное ценообразование.

К структурам рынка относятся: монополия, совершенная конкуренция, олигополия и монополистическая конкуренция.

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

- наличием у каждого участника полной информации о рынке;

- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостаткизаключаются в следующем:

- рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения, нарастанию социальных конфликтов, к образованию монополий;

- не создает условий для реализации права на труд;

- не гарантирует полную занятость населения;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

- не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

- не защищает среду обитания человека от загрязнения;

- рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.