1. Деструктивная критика — это: пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов ит.п.;
риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.
2. Деструктивные констатации — это:упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция, прежде всего рост; черты лица; близорукость или другие нарушения зрения, слуха ит.п.);
«дружеские», «безобидные» ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание о «старых грехах^) или личных тайнах адресата.
3. Деструктивные советы — это: непрошеные рекомендации и предложения по изменению позиции, способа поведения ит.п.;безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнеров.
Принуждение — это стимуляция человека к выполнению нежеланных для него действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений. Принуждение возможно только в случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями лишить адресата каких-либо благ или изменить условия его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими. Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление. Формы принуждения:
объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований;
наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений;
запугивание возможными последствиями;
угроза наказанием, в наиболее грубых формах — физической расправой.
Принуждение — это способ влияния, который ограничен сферой потенциального приложения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата.
Одним из наиболее распространенных видов психологического воздействия является манипуляция. Психологическая манипуляция — это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями. Под манипуляцией обычно также подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения. То есть манипуляция — это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» (Доценко, 2003).
Метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:
идею «прибирания к рукам»;
обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;
искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.
Также выделяют пять признаков манипуляции: 1) родовой признак — психологическое воздействие; 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности); 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях.
Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.
Существуют следующие средства, с помощью которых разворачивается манипулятивное воздействие:
Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. Например, отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция эт влияния со стороны других людей, контроль других возмо и ых помех и т.п.
Подбор вида силы (оружия в-еде! с вия) для оказания давления. Например, перехват инициат-пы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние, когда критичность адресата снижена (или выбор момента), рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация (или имитация) собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т.п.
Поиск мотива, через который можно «влезть в душу». Совсем не обязательно это стремление к успеху, деньгам, славе или сексуальному удовлетворению. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживание из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак), хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т.д.