Прианализе конкурентов рекомендуется ответить на следующие 16 вопросов:
· Какую долю рынка занимают конкуренты (по видам товаров и рынкам)?
· Каков объем товарооборота конкурентов?
· Имеет ли товар конкурентов собственное (марочное) название?
· Какова организация сбыта товара у конкурентов?
· По каким критериям организован сбыт у конкурентов (по видам товаров, регионам, видам потребителей)?
· Какова численность сотрудников конкурентов в сфере сбыта?
· Какова политика цен конкурентов?
· На что делается упор — на цену или качество? Какие значения показателей качества имеет товар конкурентов?
· Какие виды и средства рекламы используют конкуренты?
· Как поставлено обслуживание клиентов?
· Каковы условия и сроки поставки у конкурентов?
· Какова форма и внешний вид продукции конкурентов?
· Какова практика товародвижения у конкурентов (виды транспорта, объемы заказов, размещение складов, их виды и стоимость хранения и транспортирования)?
· В какие страны экспортируется товар конкурентов?
· Какова доля экспорта по отдельным странам?
· Какая доля рынка приходится на товар конкурентов за рубежом?
К основным условиям обеспечения конкурентоспособностиобъектов мы относим следующие:
· применение научных подходов к стратегическому менеджменту;
· обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
· рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;
· применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);
· рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;
· формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.
К основным показателям рыночной стратегии фирмы на будущее относятсянормативы конкурентоспособности товаров и фирмы, т.е. задания научно - исследовательской организации на проведение исследований по определению путей достижения конкурентоспособности.
Служба маркетинга не проводит экспериментальные работы, не разрабатывает опытные образцы технических решений, а только прогнозирует на основе изучения рынка, применения воспроизводственного, функционального и других научных подходов уровень показателей качества и ресурсоемкости товаров, объемов их производства по рынкам, организационно-технического и социального развития фирмы. Период, на который прогнозируются показатели, определяется длительностью воспроизводственных циклов выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей. Примерная форма таблицы с нормативами приводится ниже.
Безусловно, по перспективной модели товара которая будет выпускаться, возможно, через 3—5 и более лет, очень трудно спрогнозировать все перечисленные в этих подразделах показатели. Поэтому из них нужно выбирать важнейшие, определяющие конкурентоспособность товара и фирмы на конкретном рынке в годы, указанные в табл. 1.
Таблица 1.
Нормативы конкурентоспособности товаров (одного назначения) ___________ и фирмы_______________ на период с __________ по ______________
ПОКАЗАТЕЛИ
Значения показателей по годам
(годы должны совпадать)
Конкуренты
Фирма
Наименование фирмы и товара
Наименование фирмы и товара
Наименование фирмы и товара
год
год
год
год
год
год
год
год
1. Качество товара
2. Ресурсоемкости товара
3. Программы выпуска по рынкам
4. Эффективности и конкурентоспособности товара
5. Организационно-технического и социального развития фирмы
6. Устойчивости фирмы
Ошибка в прогнозе приводит к непоправимым результатам, к бесполезной трате в будущем ресурсов, к банкротству. Производитель (инвестор) заинтересован в прогнозе попасть в "десяточку". Это обстоятельство заставляет производителей прикладывать максимум усилий для повышения качества прогнозов. Важно отметить, что для прогнозирования показателей как своих, так и конкурентов должны применяться одни и те же методы и модели.