-фирмы не оказывает влияния на рынок своей продукции, существует свободный вход и выход на рынок.
-фирмы могут воздействовать на условия реализации товара и соответственно ведут конкурентную борьбу, вход на рынок продукции ограничен.
К рынкам несовершенной конкуренции относят:
- монополистическую конкуренцию;- олигополию; - монополию.
Совершенная конкуренция.
Рынок совершенной конкуренции –характеризуется наличием большого количества фирм производителей, действующих независимо друг от друга.
Признаки совершенной конкуренции:
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал.
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать (все товары отрасли являются совершенными заменителями).
В модели совершенной конкуренции предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке.
Рыночная цена является результатом согласованных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынок, что предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка (продавцов и покупателей) о ценах и товарах. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Решения принимаются в абсолютной определенности, т.е. отсутствие конкуренции предполагает неизменные условия работы на рынке.
!
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые соответствовали бы им полностью.
Примерами рынков с совершенной конкуренцией можно считать рынки сельскохозяйственной продукции (продажа молока, мяса, овощей, фруктов).
Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция (от греч. poly - многои poleo - продаю) – это конкуренция с некоторой монопольной властью, которая наблюдается, когда на рынке конкурирует множество продавцов, продающих близкие, но несовершенные товары-заменители.
Признаки монополистической конкуренции:
1. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал.
2. Фирмы предлагают дифференцированный товар, в стремлении обойти конкурентов производителями применяется как реальная, так и мнимая дифференциация производимого товара.
3. Большое количество продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен. Степень монопольной власти колеблется в пределах 0 <IL
4. Вход на рынок является достаточно свободным, но имеются некоторые ограничения, которые необходимо преодолеет фирмам-новичкам:
а) сложность продукции, которую выпускает именно данная фирма, ее продвижение на рынке потребует дополнительных затрат;
б) предпочтение покупателей к уже существующей торговой марке;
в) дифференциация прибыли (фирма может, как получить прибыль, так и понести убытки) и т.д.
5. Производители используют методы ценовой конкуренции.
!
Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценить монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей.
Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная монопольная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции).
Примерами рынков монополистической конкуренции являются: рынки моющих средств и личной гигиены (шампунь, мыла, стиральные порошки и т.д.), продовольственной продукции, одежды и т.д.