Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учреждения и организации, реализующие помощь семье

Социальное сиротство в России.

 

1. Понятие социального сиротства

2. Истоки соц. Сиротства

3. Законодательные акты, направленные на соц защиту детей сирот

4. Государственные формы устройства детей сирот

5. Семейные формы устройства

6. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи.

 

Социальное сиротство

Соц сиротство как явление возникло в результате кризиса института семьи, падение ее нравственных устоев.

Соц сиротство возникает в случаях устранения или неучастия круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей( искажение родительского поведения)

Соц сироты — это дети, у которых родители умерли или оставили их без попечения вследствие лишения родительских прав, признания недееспособными, безвестно отсутствующим и т.д.

Социальными сиротами также являются дети, чьи родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о них. Количество соц сирот при живых родителях составляет 95% несовершеннолетних, лишенных родительского попечения.

Число социальных сирот в России пополняется десятками тысяч детей, приближаясь к 800 тыс.

В современных условиях причинами соц сиротства являются:

- Рост числа внебрачных детей

- Рост разводов и семей, где ребенка воспитывает один родитель

- Увеличение числа родителей, лишенных родительских прав

- Уклонение от воспитания детей молодыми и несовершеннолетними матерями( по причине тяжелой болезни ребенка, тяжелых материальных и бытовых условий)

- Нахождение родителей в заключении

- Деградация личности взрослого человека ( наркомания, алкоголизм)

- Сокращение числа детей, которых берут бод опеку

- Увеличение числа родителей, не способных воспитывать ребенка по состоянию здоровья( по физическим показаниям, а также умственно отсталых)

 

Последствия соц сиротства глубоки и часто необратимы. Они воздействуют на здоровье и психику ребенка. Последствия насильственного изъятия из родительской семьи тем тяжелее, чем меньше ребенок.

Вследствие тяжелого положения детей во многих странах мира ООН в 1959г. Была принята «Декларация прав ребенка», послужившая отправной точкой для принятия государствами нормативно-законодательных актов в области защиты прав ребенка.

Следующим шагом стало «Конвенция о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 года генеральной ассамблеей ООН, ратифицирована в СССР 13 июня 1990 года)- конвенция определяет создание, необходимых ребенку условий развития и признает первостепенную роль семьи.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, ст. 38 — гарантирует государственную охрану материнства, отцовства, детства, развитие соц служб.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность и наказание за наиболее отягощенные формы проявления жестокости к детям.

Семейный кодекс РФ защищает права ребенка, регулируя личные и имущественные отношения членов семьи и регулирует форму и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ обеспечивает охрану материнства и детства, права ребенка на пенсию, права приемных детей.

Закон об образовании от 2013 года — предусматривает льготы соц сиротам в области образования.

В РФ было принято ряд постановлений правительства РФ от 20 июля 1992 года « О неотложных мерах по социальное защите детей-сирот»

В соответствии с этими законодательными актами в РФ действовала федеральная целевая программа « Дети России»( 2010), включающая программы: «Дети и семья», «Здоровое поколение», «Дети-сироты»

Регулирующую роль в судьбе многих детей сыграла деятельность Российского детского фонда. Цель — защита детей-сирот, создание семейных домов.

Государственные формы устройства детей-сирот:

1. Дом ребенка — учреждение здравоохранения. Здесь оказывают помощь детям-сиротам, подкинутым детям, детям с дефектами физического и психологического развития. Здесь дети до 3-х лет, а с дефектами до 4-х лет. Основная деятельность — воспитательная и учебно-оздоровительная. Обеспечены питанием, одеждой, обувью, инвентарем, игрушками. Выписка из дома ребенка производится при возвращению их в семью, переводе в детский дом.

2. Детский дом — государственное образовательно-воспитательное учреждение, обеспечены содержанием, развитием и воспитанием. Дети от 3 до 18 лет. Здесь дети, лишившиеся родителей. Есть детские дома для детей дошкольного возраста( 3-7 лет), школьного возраста(7-18 лет) и семейного типа.

3. Школа-интернат — государственное учреждение, обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии и обучении. Типы интернатов:

- Интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем;

- Вспомогательные интернаты для детей с задержкой психоречевого развития. В ведении Министерства образования.

- Интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью.

4. Приюты — это государственные специализированные учреждения социальной защиты, форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшихся в трудной ситуации. Цель — оказание детям психоло-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы.

Семейные формы устройства:

1. Усыновление( удочерение) — родственные связи между ребенком и новыми родителями

2. Опека и попечительство — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевно больных) определяют опекуна органы опеки и попечительства на основа

нии решения суда.

 

Социализация детей в детдомах и интернатах

 

 

Современные детские дома требуют незамедлительного реформирования. Все случаи попадания в детский дом ведут к нарушению семейной социализации. С младенческих лет дети нуждаются в постоянной заботе родителей и усваивают первые социальные роли( сына, дочери, родителей). Эту модель они переносят в будущую семью.

В детдоме дети испытывают тоску, отчаяние, агрессивность. Они лишены общения с детьми из обычной семьи.

При выходе из детского дома им приходится резко адаптироваться. Они не знают обыденной жизни.

Социализация в детском доме пропитана негативным отношением к его обитателям.

Сегодня создаются фостерные семьи, при которых потенциальные родители, прелварительно отобранные, берут на воспитание и содержание чужого ребенка, получая за его воспитание и содержание заработную плату. Срок содержания ребенка ограничен( например до получения им образования). Основная цель подобных семей — социальная адаптация сирот к самостоятельной жизни. Пусть это и не родная семья, но семья, где существуют семейные связи между людьми.

Семейные детские дома — Могут быть созданы в блоке жилой городской постройки. В семейных городках всего 10-12 домов, в каждом из которых живут по 1-2 семьи. В городке действует своя администрация, имеются спортивные площадки, медпункт, центр, где проводятся культурные мероприятия, школы и детский сад. В семье вместе с родителями-воспитателями до совершеннолетия живут приемные дети. В семейных детских домах, дети от 3 до 18 лет получают защиту от родителей, лишенных родительских прав. Здесь создаются нормальные семейные условия. Выпускники семейного детского дома пользуются льготами воспитанников детских домов.

Общее число детей, включая родных и усыновленных не превышает в приемной семье десяти человек.

Обязательным является поддержание связей с биологическими родителями, чтобы после реабилитации можно было вернуть ребенка в родную семью. Биологические родители предупреждены о том, что ребенка вернут в семью при условии снятия причины конфликта.

Приемные родители берут на воспитании не менее 5 детей-сирот. С ними заключается договор-контракт, в котором оговорены условия оплаты труда, права и обязанности, продолжительность прибывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.

Социальный педагог помогает приемным родителям изучить проблемы и состояние ребенка, приемной семье войти в контакт с другими семьями. Он участвует также в посещении ребенком родительской семьи.

Воспитание детей в семейных домах экономически целесообразно, так как отпадают расходы на зарплату обслуживающему персоналу( сторожам, няням и тд)

Такие дома есть в Московской области — 11 домов- 11 семей, по 8 ребят в каждой семье. Один взрослый на 3-4х детей. Дети здесь из беспризорных детей, с хроническими заболеваниями, с нарушениями психики, с задержкой умственного развития, избитые и запуганные.

Мамы-воспитатели приводят этих ребят в нормальное состояние. «Мамы» стряпают, стирают, лечат, распекают и мирят, Делают подарки и устраивают праздники. Дети выполняют все обязанности ребенка в семье.

Землю под деревню выделяет здесь комитет образования Москвы, деньги на строительство поступают от благотворительных организаций, частных лиц.

Учреждения и организации, реализующие помощь семье

Федеральная и региональная структура сферы семейной политики — комитет государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей и структурные подразделения федеральных министерств и ведомств, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры.

На уровне регионов — администрации городов разрабатывают и принимают комплексные программы семейной политики.

Для их реализации создаются комитеты по делам семьи, центры социального здоровья семьи и детства, женские советы

Социальные службы помощи молодежи,

Социальные службы школы,

Приюты для детей.

Важную роль в решении проблем семьи сыграли федеральные программы «Женщины России», «Здоровье».

Местные органы власти создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Новое направление социальной политики — социальное обслуживание семей. Интенсивно развивается сеть центров экстренной помощи семье и детям.

Социальные службы молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают психологическую помощь людям, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов им помогают психологи, медики, педагоги, осуществляется их профессиональная подготовка.

В центрах досуга родители могут оставить детей на какое-то время, собираются подростки, вся семья может принять участие в культурно-массовых мероприятиях.

В медико-социальных центрах оказывается поддержка всем слоям населения: патронаж семей с малолетними детьми, пропаганда здорового образа жизни, медицинский, особо нуждающимся (семьям) прикрепляют, к бытовым службам и магазинам.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты — для детей. Для взрослых — социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома интернатного типа (до 18 лет)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.