Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Понятие «социальное сиротство»

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

История социального сиротства в России

Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему ещё в период средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Мономахе (начало правления 1114г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем, от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройству для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи детям-сиротам была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921−22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами. В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных. Совершенно понятно, что и во время Великой Отечественной войны проблема социального сиротства приобрела новое качество. Этому способствовали разруха и бедность, а также гибель взрослых как от рук врага, так и от голода. Кроме того, женщин угоняли на работы в западные страны, дети терялись во время эвакуации.

Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствовал и “расцвет” масс — культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания — серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. Сегодня дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение. Кроме того, до двадцати трех лет эта категория граждан имеет право на дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Гарантируя льготы в различных сферах общественной жизни — культуре, спорте, здравоохранении, государственная система воспитания и обучения сирот, как уже отмечалось выше, испытывала значительные материальные трудности практически на протяжении всего периода своего существования. И последние годы также нельзя считать благополучными.

Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых механизмов для решения данной проблемы — профилактики социального сиротства.

Основным условием, провоцирующим социальное сиротство, является кризис семьи, характеризующийся распадом семьи, ростом числа внебрачных детей, ранним материнством. Решение этой задачи должно стать важнейшим для государства. Необходимо изменение политики всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнению своих функций, связанных с воспитанием детей, разъяснения вопросов ответственности родителей. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них; необходимо также предусмотреть статью об уголовном наказании родителей за пренебрежение заботой о детях.

Для повышения воспитательного потенциала системы образования в общеобразовательных школах должна быть введена программа воспитания, в которой особый акцент надо сделать на воспитание в детях будущих родителей, повышение ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. Нужна разработка комплексной программы подготовки молодежи к семейной жизни – это касается образования, здравоохранения в образовательных учреждениях, профилактической работы специалистов всех ведомств по месту жительства (клубы для будущих семей, клубы молодых семей); создания центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям с возможностью проживания в этих центрах.

Важно появление системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В каждом городе, районе нужно создать систему социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и создания условий для его нормальной жизни. Также необходимо создание молодежных организаций, учитывающих традиционные нормы нравственности и духовности.

Должен использоваться рост влияния СМИ с целью введения ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих некорректные и аморальные формы поведения молодежи и создания циклов телевизионных программ, радиопередач для современных подростков с содержанием, отвечающим нормам нравственных ценностей, а также создания учебных телепрограмм для детей и подростков по предметам учебного плана.

В ноябре 2006 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России». Конференция была организована Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения с целью выработки общих подходов по решению проблемы детского сиротства. Перед собравшимися выступили министр здравоохранения и социального развития РФ М. Ю. Зурабов, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко. Результатом конференции стали рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации государственной политики в интересах детей, разработке и принятию законодательных актов и региональных целевых программ по профилактике социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Заключение

Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное — изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приёмным семьям, детям-сиротам и к собственным детям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.