Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лаврентьевская летопись



[Лаврентьевская летопись получила название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 г для суздальско-нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича, по благословению Суздальского епископа Дионисия. Изложение в летописи доведено до 1304 г.]

В лето 6745 [1237] На зиму пришли от восточные страны на Рязанскую землю безбожные татары и начали воевати Рязанскую землю и пленили ее до Проньска. Попленили Рязань весь и пожгли. И князя их убили (…) Много же святых церкви огню предали и монастыри и селе пожгли, имущества немало в свою страну взяли. Потом пошли на Коломну.

Тое же зимы. Поиде Всеволод, сын Юрьев внук Всеволож противу Татаров и встретил их у Коломны и бысть сеча велика и убили у Всеволода воеводу, Еремея Глебовича и иных мужей много убили у Всеволода и прибежал Всеволод в Володимер в мале дружине, а Татарове пошли к Москве.

Тое же зимы взяли Москву Татарове и воеводу убили Филипа Нянка, за православную христианскую веру, а князя Володимера взяли в плен, сына Юрьева, а люди избили. (…)

Тое же зимы. Выехал Юрьи из Володимера в мале дружине, урядив сыны своя в собе место Всеволода и Мстислава. И еха на Волгу с племянниками своими Васильком и Всеволодом и с Володимером и ста на Сити станом. (…) Татарове станы свои урядив у города Володимера, а сами пошли взяли Суздаль и святую Богородицу разграбиша и двор княж огнем пожгли, и монастырь святого Дмитрия пожгли, а прочии разграбили, а чернеци и черницы старыя и попы и слепыя и хромыя и люди все иссекоша, а что чернец иных и черниц и попов и попадьи и дьяконы и жены их и дчери и сыны их, то все повели в станы свои, а сами пошли к Володимеру. В неделю мясопустую по заутрени приступили к городу месяца февраля в …. день (…) и взяли град до обеда. (…)

Татарове попленише Володимер и поидоша на великого князя Георгия окаянные кровопийцы и другие пошли к Ростову, а иные к Ярославлю, а ини на Волгу на Городец и пленише все по Волге и даже до Галича Мерьскаго, а ини идоша на Переславль и его взяли оттоле всю ту страну и грады многи (…). Яко приде весть к великому князю Юрью Володимер взят и церкви соборныя, и епископ и княгини с детьми, и со снохами и со внучаты огнем скончашася, а старейшая сына Всеволод с братом вне града убита, люди избиты, а к тобе идут. (…) И поидоши безбожные Татары на Сить, противу великому князю Юрью. Слышав же князь Юрги с братом своим Святославом и племянниками своими Василком и Всеволодом и с Володимером и с мужами своими поидоша противу поганых. И вступили в бой и была сеча зла и побегоша наши пред иноплеменники и ту убиен бысть князь Юрьи, а Василка яша руками безбожнии и поведоша в станы свое се же зло здеяся.

В лето 6747 [1239]. Взяли Татарове Чернигов, того же лета взяли Мордовскую землю, Муром по Клязьме повоевали город святой Богородицы взяли, того же лета был пополох зол по всей земли, не ведали и сами кто где бежит.

 

Джувейни. История Завоевателя мира.

[Ала-ат-дин Ата-мелик Джувейни (1226 – 1283) губернатор Багдада, Ирака и Хузистана на службе у хана Хулагу, внука Чингисхана и правителя Персии. Его «История» написана между 1256 и 1260 годами по официальным документам и рассказам очевидцев.]

«Когда каан (Угэдэй) во второй раз устроил большой курултай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, ассов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он (Угетай) назначил царевичей: Менгу-хана, и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату – Хорду и Тангута – и несколько других царевичей, а из знатных эмиров был Субутай-бахадур. (…) В землях Булгара царевичи соединились; от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума войска столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они силою и штурмом взяли город Булгар (…). Для примера подобным им жителей его (частью) убили, а (частью) пленили. Оттуда они отправились в землю Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители которого, по многочисленности были точно муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом, до того густым, что нельзя было проползти по земле. Царевичи окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом, против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей».

 

Ипатьевская летопись

[Ипатьевская летопись получила свое название по принадлежности старшего списка Костромскому Ипатьевскому монастырю, но по содержанию представляет южный летописный свод конца XIII в. Свод состоит из двух частей: киевской летописи, оканчивающейся 1198 годом и галицко-волынского повествования, доходящего до конца XIII века.]

В лето 6748 [1240]. Пришел Батый Киеву в силе тяжкой, многим множество силы своей, и окружи град и обступила сила татарская, и бысть град в осаде велице. И был Батый у города и воины его осаждали град. И не было слышно от гласа скрипения телег его, множества ревения верблюд его, и ржания от гласа стад конь его. И была исполнена земля Русская ратных. Взяли в плен Татарина именем Товроул. И тот исповеда им всю силу их. То были братья его сильные воеводы Урдю и Баидар, Бируй, Каидан, Бечак, Менгу и Куюк, иже воротился увидев смерть ханову и был ханом не отроду же его, но был воевода его первый. Себедай богатур и Бурундай богатырь иже вся Болгарскую землю пленил, и Суждальскую, иных без числа воевод, их же не исчислишь здесь. Постави же татары пороки [стенобитные машины] городу подле врат Лядских. И били пороком беспрестанно, день и нощь, выбили стены. И возиидоша горожане на избыт стены, и тут видно было, как ломаются копья, и стрелы омрачили свет побежденных. И Дмитр [киевский воевода] ранен был. Взошли Татары на стены (…) гражане же построили тогда другие, около святой Богородицы. Татары же пошли на приступ и бысть брань межи ими велика. Люди же взбегали на крыши церковные. От тягости повалились с ними стены церковные, и взят был град воинами».

 

Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского

и его боярина Федора.

[Сказание составлено во второй половине XIII в священником Андреем или епископом Иоаном, как форма «Жития» святого, церковное почитание которого установили в Ростове дочь Михаила, княгиня Марья и его внуки Борис и Глеб.]

«В год 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и расселинах земных. Михаил же бежал в Венгрию. Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно перебиты; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, все разбежавшиеся по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их, говоря: «Не годится жить на земле хана и Батыя, не поклонившись им». И многие приезжали на поклон к Батыю. И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам. чтобы шел он сначала через огонь поклонился кусту и идолам. (…) Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие он хотели получить – пусть прельстятся славой мира сего».

 

Ипатьевская летопись

«В лето 6753 [1245] Михаил [Черниговский] бежал Угры (…) возвратился к Чернигову, оттуда ехал к Батыю прося волостей своих от него. Батый же сказал: «Поклонися отец наших закону». Михаил же отвечал: «Раз Бог наш передал власть нашу из-за наших грехов в руки ваши, тебе кланяемся, и чести приносим тебе, а закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемся». Батый же яко свирепый зверь возъярился, повелел заколоти [Михаила]. И заклан был беззаконным Доманом Путивльцем нечестивым и с ним заклан был боярин его Федор».

 

Плано Карпини. «История Монгалов».

[Джовани дель Плано Карпини – францисканский монах, направленный папской курией послом к монголам. В 1245 году он побывал в ставке Батыя, а затем в столице империи монголов – Каракоруме, был свидетелем избрания нового каана. По возвращении опубликовал записки о своем путешествии на восток, посвященные главным образом описанию жизни и нравов монголов и их правителей.]

Глава VII. Как они заключают мир.

«Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, ели те им не подчиняться, потому. Что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот что татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы он отдавали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. (…) Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысяцким и сотникам (…). Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и с другими; иным же они позволяют вернуться, чтобы привлечь других; некоторых он губят также напитками или ядом. Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их.(…) Башафов [Баскаков], или наместников своих, они ставят в земле тех, кому позволяется вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не дают им того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они неверны татарам. И таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведом жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них (…) И не только государь татар, захвативший землю, или наместник его, но и всякий татарин, проезжающий через эту землю или город, является как бы владыкой над жителями, в особенности тот, кто считается у них более знатным».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.