Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика сути проблемной ситуации



Белкоопсоюз

Учреждение образования

Белорусский торгово-экономический университет

Потребительской кооперации

Кафедра менеджмента

Социологическое исследование

на тему:

 

«Социальная проблема сиротства»

Выполнил:

Студент ФЭУ

Гр. Э-12

Проверил:

Гомель 2005

 

Содержание

Актуальность темы …………………………………………………..3

 

Характеристика сути проблемной ситуации ……………………….5

 

Определение цели и задач исследования ………………… ..…….12

Определение объекта и предмета исследования ……………….. 13

 

Эмпирическая интерпретация понятий ………………………….. 14

 

Характеристика выдвинутых гипотез …………..………………… 15

Анкета.........………...........…………………………………………....16

 

Литература …………………………………..………………………..19

Актуальность темы

Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства – явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях.

В последние годы общество и государство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь начат активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. В течение 70-ти лет существования советского государства ответственность на себя за все основные проблемы брало на себя государство, освобождая тем самым граждан от ответственности. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер.

Признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, Республика Беларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.

В 1991—1992 гг. были приняты законы “Об образовании в Республике Беларусь”, “Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь”, “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”.

В 1993 г. в Беларуси, первой среди республик бывшего СССР, был принят закон “О правах ребенка”, который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка.

В апреле 1995 г. утвержден “Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы”.

В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указами Президента Республики Беларусь утверждены “Основные направления государственной семейной политики” и программа “Дети Беларуси” на 1995 – 2000 годы.

В сентябре 1999 г. введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь “О браке и семье”.

В октябре 2000 г. принят в новой редакции Закон Республики Беларусь “О правах ребенка”.

В мае 2001 г. указом Президента Республики Беларусь утверждена программа “Дети Беларуси” на 2001 – 2005 годы.

В мае 2003 года принят Закон Республики Беларусь “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

 

Характеристика сути проблемной ситуации

Несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма и решения, принимаемые органами исполнительной власти, проблема социального сиротства в республике продолжает обостряться, о чем свидетельствуют приводимые ниже факты.

По предварительным данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 01.01.2003г. проживало 9 898590 тыс. человек, из них 2 171 480 детейв возрасте до 18 лет, что составляет 21,9% от общей численности населения страны. Наибольшее количество детей проживает в г. Минске (347 869 чел.) и Брестской области (347 209 чел.), наименьшее - в Могилевской (259 746 чел.) и Гродненской (261 716 чел.) областях.

На этот же период на учете находилось 28 322 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в возрасте до 18 лет. Из них 13 942 чел. (49,23%) находились на государственной опеке, в том числе426человек на временной форме опеки (в социальных приютах), 14 380 чел.(51,03%) – на частной опеке. С учетом же находящихся на госопеке детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, обучающихся в ВУЗах (607 чел.), ССУЗах (683 чел.) и ПТУЗах (3 277 чел.), их общее количество составляло 32 889 чел.Кроме того, на усыновлении находилось 8 929чел., в т.ч. за границей – 1 865чел.

Наибольшее количество детей сиротской категории (без учета находящихся на госопеке детей-сирот, обучающихся в ВУЗах, ССУЗах и ПТУЗах) проживает в Минской области – 5 478 чел., а наименьшее – в Брестской – 2617 чел. В процентном же отношении (от детского населения области) наибольшееколичество детей-сирот проживает в Витебской области – 1,71% (4 772 чел.).

Анализ статистических данных показывает, что на фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет (в среднем на 65,9 тыс. чел. в год, начиная с 1993 года) количество осиротевших и оставшихся без родительской опеки детей увеличивается в среднем на 1,6 тыс. чел. в год. Так в 2002 году по сравнению с 1993 годом количество детей данной категории увеличилось на 15 648чел. Только за 2002 год их количество увеличилось на 437 чел. при сокращении общего количества детей в возрасте до 18 лет на 80 275 чел.

За 2002 год вновь выявлено 5 223 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Наибольшее количество таких детей (929 чел.) выявлено в Минской области .

Около 86% от вновь выявленных являются социальными сиротами. Из них 4 457 чел. (85,33%) получили сиротский статус в связи с лишением их родителей родительских прав. Следует отметить, что процент детей, отобранных у родителей с лишением их родительских прав, растет из года в год. Для сравнения, в 1990 году количество таких детей составляло 24,72% от общего количества вновь выявленных.

По данным органов охраны детства в каждом из сельских районов в крайне неблагоприятных условиях в семьях социального риска проживают от 200 до 600 детей, которые при определенных условиях могут пополнить ряды социальных сирот.

Из общего количества (5223 чел.) вновь выявленных в 2002 году и 505 чел., оставшихся (на начало 2002 года) не устроенными на постоянную форму опеки, 2395 чел. (41,81%) устроено на государственную опеку, 2379 чел. (41,53%) - на воспитание в опекунские семьи, 287 чел. (5,01%) – в приёмные семьи, 43чел. (0,82%) - в детские дома семейного типа, 278 чел. (4,85%) – устроено на временные формы опеки и только 139 чел. (2,66%) - на усыновление .

Из общего количества (13 942 чел.) детей-сирот, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях республики, в 2002 году на воспитание в опекунские семьи устроено 160 чел. (1,15%), в приёмные семьи – 141 чел. (1,01%), в детские дома семейного типа - 17 чел. (0,12%) и на усыновление – 734 чел. (5,26%) .

Рассматривая данный показатель, нельзя не учитывать тот факт, что более 50% вновь выявляемых детей-сирот получают сиротский статус, находясь в возрасте 7-13 лет, что практически лишает их возможности обрести новую семью в результате установления опеки или усыновления, т.к. шанс осиротевшего ребенка попасть в новую семью зависит от его возраста. Чем “моложе” ребенок, тем он более предпочитаем для семейных форм устройства, особенно для такой приоритетной формы устройства, какой является усыновление.

Процесс усыновления детей-сирот гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами характеризуется следующими показателями:

· в 1993 году - 787 чел.; в 1998 году - 440 чел.;

· в 1994 году - 617 чел.; в 1999 году - 732 чел.;

· в 1995 году - 583 чел.; в 2000 году – 912чел.;

· в 1996 году - 575 чел.; в 2001 году – 868 чел.;

· в 1997 году - 486 чел.; в 2002 году – 912 чел.;

 

· в 2006 году – 337чел.; в 2007 году – 539 чел.;

· в 2008 году – 536 чел.; в 2009 году – 585 чел.;

· в 2010 году – 562чел.;

В 2002 году иностранными гражданами усыновлено 549чел.

К сожалению, имеет место и такое негативное явление, каквозврат детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, с семейных форм воспитания в детские интернатные учреждения .

По объективным и субъективным причинам в 2002 году в интернаты возвращено 216 чел. - 0,93% от общего количества детей, находившихся на семейных формах воспитания, включая усыновление. К субъективным причинам можно, в некоторых случаях, отнести и ошибки специалистов по охране детства районных (городских) отделов образования в определении кандидатов в усыновители (опекуны, попечители).

Увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, повлекло за собой рост сети детских интернатных учрежденийдля детей данной категории.По сравнению с 1994 годом количество школ-интернатов и детских домов для детей-сирот увеличилось, соответственно, на 14 и на 13 единиц. При этом, если в 1994 году количество детей-сирот в указанных учреждениях составляло 90,54% от общего количества воспитанников, то в 2002 году этот показатель составил 97,73%.

Из общего количества воспитанников интернатных учреждений всех типов 50,81% составляют дети-сироты . В том числе, количество детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, составляет 95,22% от общего количества воспитанников, в домах ребенка – 79,04%, в школах-интернатах - 42,05%, в детских домах-интернатах – 41,71%.

Основные характеристики сети учебно-воспитательных учреждений, в которых обучаются (воспитываются) дети-сироты, отражены в следующей таблице.

№ п/п Тип учреждения Кол-во учреждений по сост. на 05.09.: В них детей- сирот по сост. на 05.09.:
2002г 2001г 2000г 1999г 2002г 2001г 2000г 1999г
1. Общеобразовательные школы- интернаты
из них – для детей- сирот
2. Спецшколы- интернаты для детей с ОПФР
из них, для детей- сирот
3. Санаторные школы- интернаты
4. Детские дома
из них, для детей- сирот
5. Социальные приюты 56*** - 490*** -
6. ВУЗы 44/14* 44/14* 43/14* 42/15* 607** 434** 400** 338**
7. ССУЗы 147/7* 148/8* 150/6* 152/6* 683** 465** 404** 382**
8. ПТУЗы 3277** 2679** 2573** 2255**
    По состоянию на конец года:
9. Детские дома- интернаты
10. Дома ребенка
  ВСЕГО: - - - -

 

*) – учебные заведения негосударственной формы собственности,

**) – количество детей-сирот, находящихся на госопеке,

***) – данные по состоянию на конец 2000 года.

Общую картину социального сиротства в республике значительно дополняет информация, содержащаяся в областных и республиканском банках данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительской опеки.

Так, например, на основании информации банков данных, актуализированных по состоянию на 01.10.2001г., установлено, что из общего количества детей сирот и детей, оставшихся без родительской опеки:

· более 24,15% страдают хроническими заболеваниями;

· более 21,62% имеют особенности психофизического развития;

· более 38,86% не обеспечены жильем;

· только 3,92% имеют имущество;

· опекунами более 51% детей-сирот и детей, находящихся на воспитании в опекунских (приемных) семьях, являются бабушки, около 21% - тети, более 10% - другие родственники и т.д.

Влияние причин, по которым ребенок остается без опеки родителей, отражено (на основании информации банков данных) в следующей таблице:

Причины Мать Отец
Лишение родительских прав 55 % 39 %
Умер(ла) 26 % 17 %
Осужден(а) 4 % 6 %
Отказ от ребенка 5 % 2 %
Ребенок отобран решением суда 4 % 3 %
Признан(а) недееспособной 1 % 0 %
Уклоняется от воспитания ребенка 2 % 2 %
Признан(а) безвестно отсутствующим(ей) 1 % 1 %
Болен(больна) 1 % 0 %
Наличие акта о подкидывании 1 % -
Ребенок рожден вне брака - 30 %

 

Приведенная информация отражает масштабы и основные тенденции развития в республике такого негативного явления, каким является социаль-ное сиротство – явления, давно переросшего рамки одного ведомства. Для решения этой проблемы необходима консолидация усилий различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций. В координации этих усилий организующую роль должны сыграть секторы (отделы) охраны детства, которые в рамках Президентской программы “Дети Беларуси” созданы в 93 отделах образования. В настоящее время в районных (городских) отделах образования республики работает 290 специалистов по охране детства (в 1990 году - 173 специалиста) (табл. 1.8 – 1.8.7).

Более детализированная информация по проблемам социального сиротства представлена в нижеследующих таблицах, диаграммах и графиках настоящего информационного бюллетеня,что позволяет проводить всесторонний анализ как в целом по республике, так и по отдельным регионам.

В приведенных таблицах данные по государственной форме опеки системы Министерства образования (детские дома, школы-интернаты, детские социальные приюты) представлены по состоянию на начало учебного года, а данные по домам ребенка Минздрава и домам-интернатам Минсоцзащиты, а также данные по частной форме опеки, включая опекунские и приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни и усыновление – по состоянию на конец соответствующегокалендарного года.

В связи с тем, что в статистической отчетности не выделяются данные по возрасту студентов ВУЗов и учащихся ССУЗов и ПТУЗов, имеющих сиротский статус, а до 1998 года не выделялись и данные по форме опеки, сведения по указанной категории сирот, приведенные в следующей таблице, включают в себя данные о лицах старше 18 лет.

 

На начало учебного года ВУЗы ССУЗы ПТУЗы
Всего детей- сирот В т.ч. на госопеке Всего детей- сирот В т.ч. на госопеке Всего детей- сирот В т.ч. на госопеке
1995/96 - - -
1996/97 - - -
1997/98 - - -
1998/99
1999/00
2000/01
2001/02
2002/03

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.