Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКАХ

Декабря 2013г. №45

Пророк Наум

1 декабря (по старому стилю) празднуется день памяти пророка Наума. «Пророк Наум наставит на ум» - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Замечательно, что моления Науму о прибавлении разума никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем.

Биографические сведения о пророке Науме очень скудны. Имя пророка Наума (евр. Нахум – «Господь утешил») являлось выражением надежды на милость Божию, «чаяния Утехи Израилевой» (Лк. 2, 25) среди всех бед, которые принесло Израилю господство Ассирии. Первым стихом его книги («Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина», Наум. 1, 1) дается подсказка о происхождении пророка. Среди толковников даже идут споры, на что указывает это название: на отчество его и значит ли — сын Елкоса, или место жительства и значит — из Елкоса (Елкоша). Все содержание и весь характер книги указывают на Палестину, как на место происхождения пророка и его книги; в частности, речь пророка, вообще, чистая и изящная, носит отпечаток северной части Палестинской территории, и этим подтверждается мысль блаж. Иеронима о Галилейском происхождении и местожительстве пророка Наума. Можно здесь еще упомянуть мнение ряда ученых, будто Елкош, родина пророка, тождествен с Капернаумом (евр. Кфар Нахум), название которого в переводе с еврейского означает «городок Наума». В книге пророка есть довольно ясные указания на то, что он пророчествовал в Иудее и среди иудеев, к которыми обращает свою речь. Наконец, близкое знакомство пророка Наума с проповедью и писаниями других пророков, особенно пророка Исаии, самое близкое сходство употребляемых им оборотов и образов речи, сходство языка - все это было следствием постоянного обращением пророка с родною иудейскою средою и изучения писаний библейского Израиля. Может быть можно эти два мнения примирить тем соображением, что Наум родился и долго жил в Палестине, был пленен в Ассирию и снова возвратился под конец жизни на родину.


Время его жизни, не определенное в его книге, гадательно и приблизительно определяется по некоторым историческим датам его пророчеств. Поскольку Наум пишет о падении Но-Аммона (т.е. Фив), которое произошло в 663 году, и предрекает гибель Ниневии (606 год), можно сделать вывод о том, что его книга написана в промежутке между этими событиями. Указание на Ниневию как на цветущий город, позволяет уточнить даты: в 630 и 624 году на город нападали скифы, в 626 году произошло вторжение сирийцев; цветущей Ниневия была до этих событий.
Пророческая Книга Наума посвящена падению великого города, тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигр. Примерно за столетие до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона. Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах, и город был спасен. На этот раз Ниневия погибла в 606 году до Р.Х.

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет, и они получат свободу. Многие правители Ассирии были жестокими людьми: недаром Наум называет ее столицу «городом кровей». Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Падение Ниневии вызвало большую радость и ликование в мире, который Ассирия безжалостно сокрушала. Даже язычники усматривали в судьбе империи кару за ее преступления и святотатства. В Иерусалиме гибель огромного города (длина которого равнялась 100 км, крепостная стена содержала 1500 башен, а ширина позволяла ехать 3-ем колесницам одновременно) не могли считать случайностью. «Исторические события лишь кажутся пестрым хаосом, тогда как над всеми столкновениями противоречивых сил и воль царствует единая воля Творца и Судии», - писал по поводу падения Ниневии о. Александр Мень. Город получил возмездие за свои грехи, справедливое наказание за совершаемые в течение многих десятилетий злодеяния. Митрополит Филарет пояснял, что библейские пророки не изображают историческое возмездие «неким особенным действием карающего Бога, но как бы естественным только действием самих грехов».

Во время осады Ниневии мидянами и вавилонянами в 607 г. до P. X., через несколько десятилетий после написания этого пророчества, река внезапно поднялась и сделала «всепотопляющее наводнение» (Наума 1:8); затопление, не имевшее себе равного, унесло один угол стены. Через эти речные ворота хлынула вода, разрушая основания дворца, построенного из высушенных на солнце кирпичей. Царь и его придворные были пьяны (3:11), и, сознавая приближающуюся на них гибель, сложили погребальный костер и умерли в сожравшем их огне (3:15). После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., когда археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалин.

О . Максим Кокарев

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКАХ

В дошкольном детстве я очень любил придуманную мной игру «в слова». Эта простая игра состояла в том, что, услыхав какое-то новое слово, я долго фантазировал, сочиняя, что бы такое оно могло означать, и лишь позже спрашивал о содержании нового понятия у взрослых. Конечно, далеко не всегда мои фантазии оправдывались, и у большинства слов в реальности оказывалось совсем иное значение, нежели я предполагал.

Мне кажется, каждый из нас, когда только входит в Церковь и ещё не успевает повзрослеть в Ней, в определённой мере играет в такую же детскую игру. Она, правда, облегчена тем, что имеется множество подсказок в лице «взрослых» — Святых отцов. А иногда, сталкиваясь с какими-то явлениями и понятиями лицом к лицу, мы вроде бы можем приблизиться к истине, но, тем не менее, чаще всего промахиваемся. Так же промахивалась та восторженная толпа, сквозь которую проходил Христос, лишь изредка чувствуя реальное, наполненное верой и смыслом прикосновение к Себе кого-нибудь из теснивших Его людей (сюжет о кровоточивой жене, например).

Что такое «несение креста»? Как должна выглядеть, если так можно выразиться, подлинная церковность у современного человека? Как выглядит современный праведник, живущий в миру? Можно бесконечно долго рисовать в уме картины и образы, проецируя их на свою жизнь и на жизнь окружающих в конкретных ситуациях (что является одной из нелёгких, но обязательных задач для пастыря по отношению к пасомым). Но, увы, чаще всего мы ошибаемся, не умея отделить главное от второстепенного, и этим сильно обедняем нашу религиозную картину мира.

Про такую вот ошибку, не так давно совершённую мной, я и хотел бы рассказать.

Произошла эта небольшая история пару лет назад и началась она для меня, приходского священника, весьма тривиально — вызовом на требу. Некая особа позвонила и попросила пособоровать свою тяжелобольную маму. В назначенное время за мной подъехала солидная иномарка, в которой за рулём сидела со вкусом одетая красивая женщина.

Хотя она была явно постарше меня, я воспринимал её почему-то на равных, слушая её непринуждённый монолог (наверное, было бы вернее употребить вульгарное, но здесь более подходящее слово — щебетание). Видимо, сказывалась какая-то психологическая молодость, поскольку дама была жизнерадостна и, несмотря на болезнь своей мамы, о чём-то непринуждённо расспрашивала меня, никак не выдавая в себе человека глубокого, а тем более религиозного. Во всём её облике чувствовался здоровый, и в общем-то нормальный гедонизм солидной беззаботности.

Почему я так подробно описываю этот психологический портрет? Чтобы стало понятно, насколько я был озадачен, когда между делом Вера — так назовём мою героиню — изъявила желание и сама пособороваться вместе с мамой. «Если Вас не затруднит, конечно…», — вежливо сказала она. «Нисколько не затруднит», — ответил я, смутившись. Смутился, не понимая, знает ли она, что это за Таинство и какое оно имеет значение. Может быть, для неё соборование — лишь замена «белой магии» целительницы бабы Дуни из газетного объявления на что-нибудь новенькое, экзотическое?

Уже подбирая слова, чтобы вежливо выяснить серьезность ее намерения, я онемел, когда мы вошли в её дом. Оказалось, что женщина — мама ребёнка-инвалида со сложнейшей формой ДЦП. Мальчик лет пятнадцати с ангельским лицом сидел в специальном кресле, в окружении родственников, и на него было больно взглянуть: настолько его искалечила болезнь, согнув в дугу все члены маленького тщедушного тела. Вера сказала, что хорошо бы когда-нибудь и сына причастить и пособоровать, но только не сейчас: он боится посторонних и может переволноваться...

Наше знакомство не ограничилось совершением требы, и я потом не раз еще приезжал к этому удивительному семейству, постепенно узнавая некоторые подробности их жизни. Вера оказалась глубоко верующим человеком, живущим церковными Таинствами. Когда пятнадцать лет назад она родила второго ребёнка, он оказался настолько бесперспективно больным, что отказаться от него не умолял разве что муж — офицер разведки, здоровенный богатырь с лицом голливудского актёра.

Жалели и уговаривали все, аргументируя тем, что там, на гособеспечении, ребёнку будет лучше, а муж, мол, иначе непременно уйдёт из семьи, похорохорившись годок для приличия. Ну, а про карьеру, даже не свою, а супруга, можно, учитывая ряд обстоятельств, забыть навсегда. Но в сердце матери не было сомнения, и она посвятила себя безвозвратно своему тяжелобольному чаду.

Потом, как в сказке, появилось «случайно» подаренное специальное кресло-коляска, стоимость которого можно сравнить со стоимостью автомобиля. Любовь между супругами со временем только окрепла (причём мужа воцерковлённым человеком никак не назовёшь). Карьера молодого офицера пошла по возрастающей, и с недавних пор их стало возможным назвать вполне обеспеченными людьми. А не так давно появилась ещё одна нечаянная радость: Дима (так зовут больного мальчика) почти научился держать ложку…

Знакомство с этой семьёй и их ситуацией я переживал с особым трепетом. Всё потому, что оно совпало с испытанием в нашей личной семейной жизни: мы с женой ждали третьего ребёнка, и нам дали понять, что велика вероятность рождения малыша с синдромом Дауна. Потом родился здоровый мальчик, сейчас уже успевший поотковыривать мне половину кнопок на клавиатуре ноутбука, но эта история о том, как можно нести свой тяжкий крест не только без ропота на Бога, но и без единой угрюмой морщинки на лице, мне запомнилась навсегда.

Веру я уже довольно давно не видел — её мужа перевели, и теперь они живут в другом месте. Мама Веры, соборовавшись и причастившись, вскоре преставилась. А я, ещё немного познав на примере её жизни красоту цветов Святого Духа и своё несовершенство, теперь уже боюсь фантазировать о том, как выглядят и ведут себя они — современные подвижники, живущие в миру.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.