Цель: выстроить траекторию движения возможного карьерного роста.
Ход работы:
1. Предложите ваше понимание термина «карьера». Сравните его с определениями из словарика (Информационный блок 1).
2. Познакомьтесь с текстом (Информационный блок 2) и ответьте на вопросы:
1) какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?
2) какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?
3)какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?
3. Познакомьтесь с шестью принципами постановки карьерной цели. (Информационный блок 3)
Задание:выберите одну из ваших личных или профессиональных целей, соотнесите ее с прочитанным и ответьте на вопросы: 1) ваши профессиональные цели имеют качественно-количественные показатели? 2) их можно измерить?
Комментарий:
Если на все вопросы дан положительный ответ, стоит задуматься, действительно ли вы объективно оцениваете сложившуюся ситуацию. Не слишком ли идеально?
Если на все вопросы дан отрицательный ответ, подумайте, а действительно ли Вы хотите достичь заявленную цель. Может быть это не Ваша цель?
Если положительные и отрицательные ответы чередуются, можно порадоваться: Вы - живой человек и ничто человеческое Вам не чуждо, есть, за что себя поругать и похвалить. Есть шанс стать еще лучше. Успехов на пути постановки целей!
Задание: Составь декларацию жизненных целей.
Мои жизненные цели
Цели на ближайшие 3 года
Цели на полгода
4. Познакомьтесь с принципами карьерной стратегии. (Информационный блок 4)
Задание: определите основные цели и принципы Вашей образовательной и профессиональной стратегии.
Моя образовательная стратегия
Моя профессиональная стратегия
Мои целиМои принципыМои ресурсы
Мои целиМои принципыМои ресурсы
Контрольные задания
1. Определите, какой из стратегий соответствует следующий принцип карьерного движения: "через тернии к звездам"
а) линейная стратегия;
б) нелинейная стратегия.
2. Какие принципы постановки карьерной цели нарушены в следующем высказывании: "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что"?
а). принцип привлекательности;
б). принцип последовательной близости;
в). принцип оценки результативности.
3. В какой из типологий карьерных стратегий возможность личностного самовыражения наиболее вероятна:
а). "трамплин"
б). "перепутье"
в). "змея"
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1. Словарик
Карьера ( от фр. carriere- бег, профессия, поприще) - быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. (БСЭ, 20 т. С.313).
Карьера - активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности; успешное продвижение по службе или служебный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни (включая учебу, работу, досуг). (Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов. М.,1997).
Карьерная стратегия - организация карьеры таким образом, чтобы сам способ продвижения обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. При таком понимании карьерной стратегии стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса.
ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА И РАЗМЫШЛЕНИЙ
"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе , когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".
(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).