Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Особенности личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости

I. Карьера и карьерный кризис

Карьера - быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.

В чистом виде карьерных кризисов не существует. Это так называемые экзистенциальные кризисы, которые наступают на определенном этапе развития личности, так называемая смена смыслов жизни. Таким образом, если человек на время утрачивает в ощущениях чувство смысла жизни, которое он имел раньше, в частности, на работе, то это выражается в общей депрессии.
Кризисы в карьере встречаются часто, и симптомы их разнообразны: от невозможности устроиться на работу с желаемой зарплатой до невыносимой скуки. Наталья Ускова, Директор по развитию центра «КЛАСС» условно разделила эти кризисы на 3 категории:
1) Профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание связано не столько с карьерой, сколько с профессией. В какой-то момент человек понимает, что он больше не может заниматься любимой прежде работой. Нежелание настолько сильно, что могут начаться соматические заболевания.

2)Кризис достижения. Это кризис построения карьеры, когда человек достигает определенного уровня и понимает, что следующую высоту ему не взять.
3)Скука. Человек еще видит карьерные перспективы, но ему стало скучно работать. В какой-то момент он понимает, что эта сфера деятельности ему уже не интересна. Есть люди, готовые рискнуть и начать карьеру, практически «с нуля». Однако довольно часто люди, столкнувшись с подобным кризисом и не получив профессиональной помощи, пускаются в «социальный дрейф». Пытаются реализовать себя вне работы и карьеры.

Карьерный кризис приходит тогда, когда ваши карьерные стремления больше вас не вдохновляют, не соответствуют вашим потребностям, не наполняют жизнь целью. Это может наступить постепенно или неожиданно. Иногда кризис наступает в один день. Глобальные события могут отразиться на ваших жизненных приоритетах и повлечь за собой карьерный кризис.

Признаки карьерного кризиса:

1) Вы недолюбливаете своих коллег или начальника, хотя раньше находили их вполне милыми;

2) Вам абсолютно не хочется вставать и идти каждый день на работу;

3) Вам скучно, вы рассеяны, нет никаких стимулов, вас все начинает злить и раздражать;

4) Вам кажется, что вы разрываетесь между двумя жизнями;

5) Вам видится, что у всех вокруг все в порядке и один вы такой несчастный;

6) У вас ни на что нет сил, и вроде вы никому не нужны и до вас никому нет дела;

7) Вы никак не можете принять серьезных жизненно важных решений, спрашивая совета у всех и каждого;

8) Вы вечно сожалеете о принятых в прошлом решениях;

9) Вы злитесь на людей, из-за которых, как вам кажется, вы оказались в теперешнем положении.

 

II. Особенности личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости.

Зрелость один из самых продолжительных этапов жизни человека. В этот период человек стремиться занять "своё" положение в обществе, максимально развить духовную, эмоциональную и интеллектуальные сферы личности.

Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

С началом средней взрослости человек оказывается в условиях, существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться. Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. В период средней взрослости Я-концепцияличности обогащается новыми Я-образами. Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Для психологии данного возраста характерно окончательное избавление от комплексов, адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни, стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир. Ведущим видом деятельностиявляется труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности. Во многих профессиях наступает вершина расцвета карьеры, пик профессиональной продуктивности.

На начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня. При трех-пятилетнем стаже работы она снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период. На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличаются своим содержанием и динамикой.

К 40 годам человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки. К 50 годам, согласно Р. Гаулду, Д. Левинсону, Д. Вейланту, человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.

Не завершено и профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

Е. А. Климов описывает стадии профессионального онтогенеза, которые, на наш взгляд, соответствуют возрастному периоду от 25/30 до 50/55 лет. Интернал, считает автор, — это опытный работник, который может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом и широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрел свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты могут быть стабильно хорошими, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Авторитетом Е. А. Климов называет мастера своего дела, который хорошо известен в профессиональном кругу или даже за его пределами. С его мнением считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.

Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни. Согласно Levinson, типичный возраст для этого кризиса между 40 и 45 годами, согласно Jagues или Gould– около 37 лет. В обширном обзоре литературы Kearl и Hoag (1984) отметили, что чаще начало кризиса относят к 37,7 лет. Некоторые теории подчеркивают, что кризис середины жизни – это общий феномен, поэтому практически каждый человек, вступающий в середину жизни должен сам столкнуться с трудностями: биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни прошла, столкнуться с изменением в семейных ролях и профессиональном статусе, растущим осознанием своей собственной смертности. Другие теории, однако, указывают на то, что кризис середины жизни встречается только у некоторых людей, в то время как другие минуют этот период жизни без каких либо явных или скрытых признаков переживания кризиса. Тем не менее, Costa, McCrae (1978), Kruger (1994) настаивали на том, что кризис середины жизни реальный психологический феномен, включающий в себя переживания повышенной тревожности и депрессивности.

Характеристики кризиса середины жизни:

ñ убывание физических сил и привлекательности;

ñ осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;

ñ «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.

Идея кризиса середины жизни, подобно кризису самоопределения обращена в большей мере к феноменам, связанным с развитием, чем к патологическим феноменам. Это проявляется в существенном изменении точки зрения личности на жизнь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.