Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критика практического разума»(1788)

Иммануил Кант (? – 79 – 86) (1724 – 1804)

79) "Критика чистого разума" Канта. (1781г,критический период)

Предмет исследования – природа самого познания. «Критика» - как обсуждение чего-то, «Чистого» - т.к познавательные способности даны человеку априорно.

 

Субъект а не объект определяет пути и способы познания(активность познающего субъекта),и поэтому Кант пишет:

- о восприятии окружающего мира через ощущения как о первичном способе познания(априорных формах чувстсвенности: пространоство,время)

- о спосбности человека размышлять о тех предметах,которые даны нам в очущениях(априорные категории рассудка,единство,множество и и тд)

Эти априорные формы, априорные категории рассудка, идеи – трансцендентальные,т.е выходят за границы опыта,однако аф и ак имеют в эмпирическом мире адекватный предмет и способности к познанию направляються на познаваемый эмпирический предмет, идеи же его не имеют

- о идеях: о Боге,о душе,о мире(априорные понятия разума),т.е понятия разума,для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет.

Разум,оперируемый идеями и выходящий за рамки мира явлений или феномена, неизбежно сталкиваеться в процессе познания с противоречиями,которые одинаково правильные,так называемые антиномии,т.е человек способен познать только мир явлений(феномен),ноумен же(мир «вещей в себе»,того,что мыслиться)не может быть познаваем,т.к не даеться в ощущениях,и тут следует перейти к

Критика практического разума»(1788).

Эмпирическая часть этики Канта,где поднимается вопрос о том,как соотносяться свобода и ответственность человека. Рациональная – предмет «Основоположения метафизики нрвов»,где он поднимает идею правящего в человеке как в ноумене категорического императива

Человек:

- Как феномен: подчинен природной сущности а значит несвободен.

- Как ноумен: существо разумное и поэтому обладает свободой воли,причем свобода подразделяеться на свободу в негативном(свобода от внешиних условий,своей чувственности,а значит и господство над миром феноменальным ) и позитивном(способность к самостоятельным действиям,т.е он подчиняеться своему собственному разуму,но он в таком случае должен творить всеобщие законы) смыслах.

Кант разделяет два императива:

- Гипотетический – наличие целии стремление к ее достижению(хочешь стать врачом – учи медицину),т.е не несет моральной нагрузки,он только инструментален.

- Категорический – воплощение долга,где отсутсвует прагматическая цель,и человек мсожет и должен следовать формулам категорического императива,где объективная и всеобщая абсолютная ценность – человек и человечество,что объединяет людей и заставляет каждого законодательствовать для себя и для всех(морально законодательствовать,т.е создавать для себя основы своего поведения,чем и занимаеться чистый практический разум):

- «Поступай всегда так,чтобы перед тобой человечество было целью и никогда средством»

- «Поступай так,чтобы максима твоей воли(то что ты делаешь)могла бы быть принципом всеобщего законодательства»

- «Поступай так,чтобы соотносить свою свободу со свободой других»

Нам не дано познать мотивы поступка человека,т.е действовал он исходя из 2чувства долга»или же им руководили какие-то другие мотивы,но мы можем оценить то,что видим во внешнем его поступке. Итак,Кант разделяет:

- поступки из «чувства долга» - т.е морально

- поступки «сообразно долгу» - т.е легально

И здесь уместно перейти к

81 – 82 - 83)Учение о Праве и соотношение права и морали в философии,Кант о частном праве.

Кант не берет в расчет действ тогда законодательство и не анализирует его,а обращаеться именно к разуму,предмет его рассуждений – ЧИТСТОЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА,которое независимо ни от времени ни от пространства,и касаеться следующих отношений:

А) Между свободными и равными субъектами

Б) Внешних мду людьми

В) Определяет форму,а не существо отношений

 

Исходя из вышесказанного,можно вывести тезис,что и этика(особенность – обязанности человека по отношению к самому себе),и право возлагает на человека обязанности ,но они отличаются способом обязывания и сферами влияния. Тут уместно различить типы поведения с точки зрения Канта.Итак,Кант различает:

 

- моральное поведение,или поведение из «чувства долга»,которое совершено с внутренним осознанием долга,и должно так поступать даже вопреки желаниям и склонностям человека,так называемый «долг ради долга».Из этого можно сделать вывод об аскетизме такого поведения;

-легальное поведение,или поведение «сообразно долгу»,т.е такое,которое только внешне согласуеться с законом,а мотивы такого поступка могут быть любыми.При этом понятно,что право может регулировать чисто внешние проявления,поэтому далее я рассмотрю понятие права:

 

Сущность права – свобода,но тогда встает вопрос при каких условиях свобода одного совместима со свободой других? И тогда Кант различает право:

- С объективной стороны: совокупность условий,при которых произвол одного совместим с произволом каждого другого по общему закону свободы

- С субъективной стороны: принцип,требующий согласования произвола одного с произволом другого на основе общ зна свободы

Право – мера свободы,причем основа правовой свободы – самоограничение личности,и в этом право и мораль связаны,однако если право может принудить к внешнему исполнению своих норм,то мораль.как явление внутреннее и подразумевающее внутреннее самообязывание самого субъекта,не может быть принудительной.

Кроме того,Кант разграничевал право и мораль для того чтобы доказать свою позицию против потернализма,т.е человек сам способен разобраться с добром и злом,справед и не справед без вмешательства гос – ва;

Сущность права – единство правомочий и обязанностей.

Правомочия – из естественного права и покояться на априорных принципах,и из Положительного права(по воли законодателя)

Естественное право – право частное,нравственнные требования,обращение к законодателю,и прислушивание его к нормам естественного права(свобода равенство независимость) произойдет постепенно,это право – «сфера должного»

Позитивное право – гражданское/публичное

 

ВИДЫ ПРАВА

1)Частное право

- И есть подлинное естественное право,сфера ценностей.

- Основная категория – владение,т.к все вещи подразделяються на «мое» и «твое»,сформулировал антиномию частного права:

«Возможно иметь нечто внешнее своим,хотя я не владею им»(феноменальное владение), «Невозможно иметь нечто внешнее своим,если я не владею им»(ноуменальное владение,именно оно и есть «чисто правовое владение»)

А) Вещное

Право собственности не от рождения,а в процессе социально – исторического развития,окончательное приобретение которого происходит в государственном состоянии

Б)Личное

Право на действие других людей.которое можно получить только в результате договора как свободного волеизъявления сторон.путем которого приобретаеться не право на вещь.а право на действие какого – либо лица. Вещь по этому договору: «Право основанное на договоре есть только личное право,и только через передачу становиться вещным»

Господство Pacta sunt servanda – Договоры должны соблюдаться.

В) Лично – вещное

Семейное право,»право домашнего быта»,согласно основной концепции которго нужно пользоваться услугами как лица,а не как вещи: «Владеть как вещью,а пользоваться услугами лица».

«Муж приобретает жену,чета приобретает детей,а семья – прислугу».Брак порождает и личное,и вещное и лично – вещное право.

 

Кант предполагает единство частного и публичного права,и переход от естественного права к частному праву рассматриваеться кантом как закономерный и необходимый.

 

2)Публичное право

Регулирует отношения мду гражданами,основное требование – чтобы народ ПРИНимал участие в создании Констиуции. Он не считает народ законодателем,а лишь одной из сторон создания законов,следовательно необходимо наличие законодательной власти.

- Не отрицает и необходимость исполнительной и судебной власти,однако не считает,что они должны уравновешивать друг друга,по его теории схема взаимоотношений ветвей власти выглядит так:

А)Исполнительная власть подчиняеться законодательной

Б)Судебная власть назначаеться исполнительной

-Различает по двум критериям(число правящих лиц и способ управления)уже привычные нам формы правления,однако среди них выделяет лишь одну не правильную – деспотию,т.к она противоречит разуму. Идеальной же считает автократию,которая была бы ограничена правом,т.е по сути – конституционную монархию.

Все же защищал идею правового государства,которое представлял как жизнь народа под властью права и закона,и это государство характеризовалось следующими чертами:

- верховенство права

-необходимость соответствия государства принципам права,что подразумевает соответствие естественным законам в историческом развитии(свобода,равенство и личная автономия – суть основные правовые принципы)

- против сословных привилегий(из-за тезиса о равенстве прав и обязанностей)

- правовое государство определяет термином «res publica»,где свобода сочетаеться с принуждением и законом.

По его версии,существуют разные соотношения закона,принуждения и свободы:

Анархия = свобода + закон без принуждения

Деспотия = закон + принуждение без свободы

Варварство = принуждение без закона и свободы.

В возникновении государства Кант придерживался т. Общественного договора:

- В естественном состоянии люди сталкивались с произволом друг друга,ничем не ограниченным,что подтолкнуло их заключить договор из побуждений морали,т.е повинуясь категорическому императиву.

- Однако чтобы договор заключился,необходимы следующие условия:

А)Обязательство признавать в индивиде лицо,которое способно познать и следовать велению категорического императива.

Б)Общ договор заключаеться людьми как разумно-нравственными существами,а значит нельзя УЖЕ с моментазаключения договора обращаться с людьми как с животными

В) Против потернализма – вмешательства государства в сферу мысли

- Стороны договора:каждый со всеми и все с каждым,по которому люди отказываються от произвола в естественном состоянии во имя правовой свободы,чем и обусловливаеться взаимная ответственность. (правовая свобода – возможность не повиноваться другим законам,кроме тех,на которые человек дал свое согласие)

- Гарантия крепости общ дра – народный суверенитет и разделение властей

3)Международное право,по Канту – межгосударственное

Право государств по отношению друг к другу,госва находяться сейчас в естественном состоянии,где войны – обычное явление,но они должны выйти из этого состояния как когда-то люди,и вступить в правовое состояние которое обеспечит мир на земле.

Именно мир – конечная цель международного права. В связи с этим следует поговорить об идее вечного мира,которой Кант в 1795г посвящает статью «К вечному миру»,которая состоит из 2ух частей:

- Условия сохранения мира

Искренносить

Недопустимость гос долгов как средств давления

Уважение суверенитета

Переход к добровольным армиям

Отказ от шпионов

– Гарантии сохранения мира

А)обязательное республиканское устройство государств

Б)образование федерации как союза суверенных и свободных государств

В)идея всеобщего радушия

 

 

И тут об Идее всемирной истории:

В деятельности каждого человека в его природных зачатках,проявляющихся в бессмертном человеческом роде,можно увидеть цель истории,определенную для нее природой – господство права,а способ ее достижения – социальный антогонизм.

Кант считает,что человеку от природы присущи зависть,злоба,тщеславие.неуживчивость,но именно эти качества являються источником прогрессивного развития и обусловливают вознокновение права,которое обеспечивает свободу одних от произвола других, в необузданной свободе люди не смогли бы ужиться друг с другом – в этом и сущность социального антогонизма.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.