Предмет исследования – природа самого познания. «Критика» - как обсуждение чего-то, «Чистого» - т.к познавательные способности даны человеку априорно.
Субъект а не объект определяет пути и способы познания(активность познающего субъекта),и поэтому Кант пишет:
- о восприятии окружающего мира через ощущения как о первичном способе познания(априорных формах чувстсвенности: пространоство,время)
- о спосбности человека размышлять о тех предметах,которые даны нам в очущениях(априорные категории рассудка,единство,множество и и тд)
Эти априорные формы, априорные категории рассудка, идеи – трансцендентальные,т.е выходят за границы опыта,однако аф и ак имеют в эмпирическом мире адекватный предмет и способности к познанию направляються на познаваемый эмпирический предмет, идеи же его не имеют
- о идеях: о Боге,о душе,о мире(априорные понятия разума),т.е понятия разума,для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет.
Разум,оперируемый идеями и выходящий за рамки мира явлений или феномена, неизбежно сталкиваеться в процессе познания с противоречиями,которые одинаково правильные,так называемые антиномии,т.е человек способен познать только мир явлений(феномен),ноумен же(мир «вещей в себе»,того,что мыслиться)не может быть познаваем,т.к не даеться в ощущениях,и тут следует перейти к
Критика практического разума»(1788).
Эмпирическая часть этики Канта,где поднимается вопрос о том,как соотносяться свобода и ответственность человека. Рациональная – предмет «Основоположения метафизики нрвов»,где он поднимает идею правящего в человеке как в ноумене категорического императива
Человек:
- Как феномен: подчинен природной сущности а значит несвободен.
- Как ноумен: существо разумное и поэтому обладает свободой воли,причем свобода подразделяеться на свободу в негативном(свобода от внешиних условий,своей чувственности,а значит и господство над миром феноменальным ) и позитивном(способность к самостоятельным действиям,т.е он подчиняеться своему собственному разуму,но он в таком случае должен творить всеобщие законы) смыслах.
Кант разделяет два императива:
- Гипотетический – наличие целии стремление к ее достижению(хочешь стать врачом – учи медицину),т.е не несет моральной нагрузки,он только инструментален.
- Категорический – воплощение долга,где отсутсвует прагматическая цель,и человек мсожет и должен следовать формулам категорического императива,где объективная и всеобщая абсолютная ценность – человек и человечество,что объединяет людей и заставляет каждого законодательствовать для себя и для всех(морально законодательствовать,т.е создавать для себя основы своего поведения,чем и занимаеться чистый практический разум):
- «Поступай всегда так,чтобы перед тобой человечество было целью и никогда средством»
- «Поступай так,чтобы максима твоей воли(то что ты делаешь)могла бы быть принципом всеобщего законодательства»
- «Поступай так,чтобы соотносить свою свободу со свободой других»
Нам не дано познать мотивы поступка человека,т.е действовал он исходя из 2чувства долга»или же им руководили какие-то другие мотивы,но мы можем оценить то,что видим во внешнем его поступке. Итак,Кант разделяет:
- поступки из «чувства долга» - т.е морально
- поступки «сообразно долгу» - т.е легально
И здесь уместно перейти к
81 – 82 - 83)Учение о Праве и соотношение права и морали в философии,Кант о частном праве.
Кант не берет в расчет действ тогда законодательство и не анализирует его,а обращаеться именно к разуму,предмет его рассуждений – ЧИТСТОЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА,которое независимо ни от времени ни от пространства,и касаеться следующих отношений:
А) Между свободными и равными субъектами
Б) Внешних мду людьми
В) Определяет форму,а не существо отношений
Исходя из вышесказанного,можно вывести тезис,что и этика(особенность – обязанности человека по отношению к самому себе),и право возлагает на человека обязанности ,но они отличаются способом обязывания и сферами влияния. Тут уместно различить типы поведения с точки зрения Канта.Итак,Кант различает:
- моральное поведение,или поведение из «чувства долга»,которое совершено с внутренним осознанием долга,и должно так поступать даже вопреки желаниям и склонностям человека,так называемый «долг ради долга».Из этого можно сделать вывод об аскетизме такого поведения;
-легальное поведение,или поведение «сообразно долгу»,т.е такое,которое только внешне согласуеться с законом,а мотивы такого поступка могут быть любыми.При этом понятно,что право может регулировать чисто внешние проявления,поэтому далее я рассмотрю понятие права:
Сущность права – свобода,но тогда встает вопрос при каких условиях свобода одного совместима со свободой других? И тогда Кант различает право:
- С объективной стороны: совокупность условий,при которых произвол одного совместим с произволом каждого другого по общему закону свободы
- С субъективной стороны: принцип,требующий согласования произвола одного с произволом другого на основе общ зна свободы
Право – мера свободы,причем основа правовой свободы – самоограничение личности,и в этом право и мораль связаны,однако если право может принудить к внешнему исполнению своих норм,то мораль.как явление внутреннее и подразумевающее внутреннее самообязывание самого субъекта,не может быть принудительной.
Кроме того,Кант разграничевал право и мораль для того чтобы доказать свою позицию против потернализма,т.е человек сам способен разобраться с добром и злом,справед и не справед без вмешательства гос – ва;
Сущность права – единство правомочий и обязанностей.
Правомочия – из естественного права и покояться на априорных принципах,и из Положительного права(по воли законодателя)
Естественное право – право частное,нравственнные требования,обращение к законодателю,и прислушивание его к нормам естественного права(свобода равенство независимость) произойдет постепенно,это право – «сфера должного»
Позитивное право – гражданское/публичное
ВИДЫ ПРАВА
1)Частное право
- И есть подлинное естественное право,сфера ценностей.
- Основная категория – владение,т.к все вещи подразделяються на «мое» и «твое»,сформулировал антиномию частного права:
«Возможно иметь нечто внешнее своим,хотя я не владею им»(феноменальное владение), «Невозможно иметь нечто внешнее своим,если я не владею им»(ноуменальное владение,именно оно и есть «чисто правовое владение»)
А) Вещное
Право собственности не от рождения,а в процессе социально – исторического развития,окончательное приобретение которого происходит в государственном состоянии
Б)Личное
Право на действие других людей.которое можно получить только в результате договора как свободного волеизъявления сторон.путем которого приобретаеться не право на вещь.а право на действие какого – либо лица. Вещь по этому договору: «Право основанное на договоре есть только личное право,и только через передачу становиться вещным»
Господство Pacta sunt servanda – Договоры должны соблюдаться.
В) Лично – вещное
Семейное право,»право домашнего быта»,согласно основной концепции которго нужно пользоваться услугами как лица,а не как вещи: «Владеть как вещью,а пользоваться услугами лица».
«Муж приобретает жену,чета приобретает детей,а семья – прислугу».Брак порождает и личное,и вещное и лично – вещное право.
Кант предполагает единство частного и публичного права,и переход от естественного права к частному праву рассматриваеться кантом как закономерный и необходимый.
2)Публичное право
Регулирует отношения мду гражданами,основное требование – чтобы народ ПРИНимал участие в создании Констиуции. Он не считает народ законодателем,а лишь одной из сторон создания законов,следовательно необходимо наличие законодательной власти.
- Не отрицает и необходимость исполнительной и судебной власти,однако не считает,что они должны уравновешивать друг друга,по его теории схема взаимоотношений ветвей власти выглядит так:
А)Исполнительная власть подчиняеться законодательной
Б)Судебная власть назначаеться исполнительной
-Различает по двум критериям(число правящих лиц и способ управления)уже привычные нам формы правления,однако среди них выделяет лишь одну не правильную – деспотию,т.к она противоречит разуму. Идеальной же считает автократию,которая была бы ограничена правом,т.е по сути – конституционную монархию.
Все же защищал идею правового государства,которое представлял как жизнь народа под властью права и закона,и это государство характеризовалось следующими чертами:
- верховенство права
-необходимость соответствия государства принципам права,что подразумевает соответствие естественным законам в историческом развитии(свобода,равенство и личная автономия – суть основные правовые принципы)
- против сословных привилегий(из-за тезиса о равенстве прав и обязанностей)
- правовое государство определяет термином «res publica»,где свобода сочетаеться с принуждением и законом.
По его версии,существуют разные соотношения закона,принуждения и свободы:
Анархия = свобода + закон без принуждения
Деспотия = закон + принуждение без свободы
Варварство = принуждение без закона и свободы.
В возникновении государства Кант придерживался т. Общественного договора:
- В естественном состоянии люди сталкивались с произволом друг друга,ничем не ограниченным,что подтолкнуло их заключить договор из побуждений морали,т.е повинуясь категорическому императиву.
- Однако чтобы договор заключился,необходимы следующие условия:
А)Обязательство признавать в индивиде лицо,которое способно познать и следовать велению категорического императива.
Б)Общ договор заключаеться людьми как разумно-нравственными существами,а значит нельзя УЖЕ с моментазаключения договора обращаться с людьми как с животными
В) Против потернализма – вмешательства государства в сферу мысли
- Стороны договора:каждый со всеми и все с каждым,по которому люди отказываються от произвола в естественном состоянии во имя правовой свободы,чем и обусловливаеться взаимная ответственность. (правовая свобода – возможность не повиноваться другим законам,кроме тех,на которые человек дал свое согласие)
- Гарантия крепости общ дра – народный суверенитет и разделение властей
Право государств по отношению друг к другу,госва находяться сейчас в естественном состоянии,где войны – обычное явление,но они должны выйти из этого состояния как когда-то люди,и вступить в правовое состояние которое обеспечит мир на земле.
Именно мир – конечная цель международного права. В связи с этим следует поговорить об идее вечного мира,которой Кант в 1795г посвящает статью «К вечному миру»,которая состоит из 2ух частей:
- Условия сохранения мира
Искренносить
Недопустимость гос долгов как средств давления
Уважение суверенитета
Переход к добровольным армиям
Отказ от шпионов
– Гарантии сохранения мира
А)обязательное республиканское устройство государств
Б)образование федерации как союза суверенных и свободных государств
В)идея всеобщего радушия
И тут об Идее всемирной истории:
В деятельности каждого человека в его природных зачатках,проявляющихся в бессмертном человеческом роде,можно увидеть цель истории,определенную для нее природой – господство права,а способ ее достижения – социальный антогонизм.
Кант считает,что человеку от природы присущи зависть,злоба,тщеславие.неуживчивость,но именно эти качества являються источником прогрессивного развития и обусловливают вознокновение права,которое обеспечивает свободу одних от произвола других, в необузданной свободе люди не смогли бы ужиться друг с другом – в этом и сущность социального антогонизма.