Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие безусловной доброй воли



Та воля безусловно добра, которая не может быть злой, стало быть, та, максима которой, если ее делают всеобщим законом, никогда не может противоречить себе. Следовательно, принцип: поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать,- также есть высший закон безусловно доброй воли. Цель должна мыслиться не как обусловленная, а как самостоятельная цель, стало быть лишь негативно, т. е. как цель, вопреки которой никогда не следует поступать. А такой целью может быть только сам субъект всех возможных целей, потому что он есть в то же время субъект возможной безусловно доброй воли. Каждое разумное существо как цель сама по себе должно иметь возможность рассматривать себя в отношении всех законов, которым оно когда-либо может быть подчинено, также как устанавливающее всеобщие законы, так как именно то, что его максимы способны быть всеобщими законами, отличает его как цель самое по себе.

Таким образом, царство целей возможно только по аналогии с царством природы, но первое возможно только по максимам, т. е. правилам, которые мы сами на себя налагаем, второе же - только согласно законам причин, действующих по внешнему принуждению. Несмотря на это, природу как целое хотя и рассматривают как механизм, тем не менее, поскольку она имеет отношение к разумным существам как своим целям, также называют царством природы.

Только достоинство человечества как разумного естества без всякой другой достижимой этим путем цели или выгоды, стало быть уважение к одной лишь идее, тем не менее должно служить непреложным предписанием воли и что именно эта независимость максимы от всех подобных мотивов придает ей возвышенный характер и делает каждое разумное существо достойным быть законодательствующим членом в царстве целей; ведь в противном случае его нужно было бы представлять подчиненным только естественному закону его потребностей. Сущность вещей не меняется от их внешних отношений, и о человеке, кто бы он ни был, хотя бы высшее существо, должно судить по тому, что помимо всяких внешних отношений единственно составляет абсолютную ценность человека. Моральность, таким образом, есть отношение поступков к автономии воли, т. е. к возможному всеобщему законодательству через посредство максим воли. Поступок, совместимый с автономией воли, дозволен; несогласный с ней поступок не дозволен. Воля, максимы которой необходимо согласуются с законами автономии, есть святая, безусловно добрая воля. Зависимость не безусловно доброй воли от принципа автономии (моральное принуждение) есть обязательность. Обязательность, таким образом, не может относиться к святому существу. Объективная необходимость поступка по обязательности называется долгом.

В личности нет, правда, ничего возвышенного, поскольку она подчинена моральному закону, но в ней есть нечто возвышенное, поскольку она устанавливает этот закон и только потому ему подчиняется.

 

Предпосылки материалистического понимания истории. предпосылки, сущн. понимание истории

Этих предпосылок три: «…действительные индивиды» — первая посылка теории (которую мы в дальнейшем изложении будем обозначать через «И»); «…их деятельность » — вторая посылка теории (которую мы обозначим через «Д»); «…материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью (Aktion)»1 — третья посылка теории (ее мы обозначим через «МУ») (там же).

Такой выбор дает К. Марксу и Ф. Энгельсу возможность выразить идею, что в теории материалистического понимания истории речь идет о действительно существующих индивидах, а не о воображаемых, и осуществить на деле марксистский принцип выведения теории из действительности. Исходя из этого ряд авторов, перечисляя исходные посылки, порой даже заменяют понятие «действительные индивиды» на «реальные», что, однако, представляется некоторым обеднением методологического значения определения, данного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Действительные индивиды, таким образом, определяются К. Марксом и Ф. Энгельсом через их акции деятельности (действовать, материально производить, быть деятельными — tätig sein) и через материальные условия их акций деятельности (определенные материальные рамки, предпосылки и условия, независимые от произвола действительных индивидов). Однако не только первая посылка содержит в себе последующие две посылки, но и вторая посылка — «акция деятельности действительных индивидов» — вбирает в себя две другие, поскольку, как неоднократно подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, деятельность есть неотъемлемый атрибут, способ наличного бытия (Daseinsweise) действительных индивидов и осуществляется ими в рамках определенных материальных условий их жизни. Сказанное относится и к третьей посылке, которая в наиболее развернутом по сравнению с первыми двумя виде раскрывает материалистический характер исходных посылок марксистской теории истории. Материальные условия жизни определяются К. Марксом и Ф. Энгельсом как материальные условия жизни действительных индивидов, т. е. как их условия, а не материальные условия «вообще». При этом К. Маркс и Ф. Энгельс выделяют две стороны материальных условий жизни действительных индивидов — материальные условия, которые действительные индивиды застают в готовом виде, и материальные условия, которые создаются акциями деятельности действительных индивидов. Авторы «Немецкой идеологии», разворачивая далее концепцию исторического процесса, определяют все многогранное содержание обеих сторон материальных условий жизни людей, где первая сторона выступает как продукт природы и продукт предшествующей деятельности предшествующих поколений людей, а вторая — как продукт, создаваемый настоящей деятельностью настоящих поколений людей в процессе обработки («Д») природы («МУ») людьми («И») и обработки («Д») людей («МУ») людьми («И») (развертывание этих двух отношений в концепции материалистического понимания истории.

Предпосылки натуралистического понимания истории.

1 предпосылка всякой человеческой истории – это существование живых человеческих индивидов. Всякая историография должна исходить из геологических, оро-гидрографических, климатических и иных природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории.

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинаютпроизводить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь.

Способ, каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит прежде всего от свойств самих жизненных средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению. Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять-таки предполагает общение индивидов между собой. Форма этого общения, в свою очередь, обусловливается производством.

***

Определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения. Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае – на опыте и без всякой мистификации и спекуляции – выявить связь общественной и политической структуры с производством. Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов, т.е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при наличии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий

Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками. Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.Этот способ рассмотрения не лишен предпосылок. Он исходит из действительных предпосылок, ни на миг не покидая их. Его предпосылками являются люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолированности, а в своем действительном, наблюдаемом эмпирически процессе развития, протекающем в определенных условиях.

Первый исторический акт, это – производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни. При уяснении всякой исторической действительности необходимо поэтому первым делом учесть указанный основной факт во всем его значении и объеме и предоставить ему то место, которое он заслуживает.

Второй факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом.

Третье отношение, с самого начала включающееся в ход исторического развития, состоит в том, что люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться: это – отношение между мужем и женой, родителями и детьми, семья. Эта семья, которая вначале была единственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения. Эти 3 стороны социальной деятельности следует рассматривать именно лишь как 3 "момента", которые совместно существовали с самого начала истории.

Развитие производительных сил является, далее, необходимой предпосылкой потому, что только вместе с универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей, благодаря чему, с одной стороны, факт существования "лишенной собственности" массы обнаруживается одновременно у всех народов. Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как нечто местное, 2) сами силы общения не могли бы развиться в качестве универсальных, а поэтому невыносимых сил: они остались бы на стадии домашних и окруженных суеверием "обстоятельств", и 3) всякое расширение общения упразднило бы местный коммунизм. Коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное "сразу", одновременно

движение способа производства и связанные с ним формы общения

Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение.

Разделение труда в пределах той или иной нации приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни и к противоположности их интересов. Одновременно, благодаря разделению труда внутри этих различных отраслей, развиваются, в свою очередь, различные подразделения индивидов, сотрудничающих в той или иной отрасли труда. Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством или, самое большее, земледелием. Вторая, это – античная общинная и государственная собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению – путем договора или завоевания. Третья форма, это – феодальная или сословная собственность. Если для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для средневековья исходным пунктом служила деревня.

Следующее расширение, которое получило разделение труда, заключалось в отделении общения от производства, в образовании особого класса купцов, - отделении, которое было унаследовано в сохранившихся от исторического прошлого городах. Города вступают в связь друг с другом. Ближайшим следствием разделения труда между различными городами было возникновение мануфактур, отраслей производства, переросших рамки цехового строя. С появлением мануфактуры различные нации начинают конкурировать между собой, вступают в торговую борьбу. С появлением мануфактуры изменяется и отношение рабочего к работодателю. Капитал потерял опять значительную часть своего первоначального натурального характера, который был еще до некоторой степени присущ ему. все исторические коллизии, согласно нашему пониманию, коренятся в противоречии между производительными силами и формой

развитие противоречий между индивидами и условиями их жизни.

Исходной точкой для индивидов всегда служили они сами, - взятые, конечно, в рамках данных исторических условий и отношений, а не в качестве "чистого" индивида, как его понимают идеологи. Но в ходе исторического развития, - и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, - появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям.

Общественные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллективность, к которой эти индивиды принадлежали лишь как средние индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях существования своего класса; они находились в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса. Совершенно обратное имеет место при коллективности революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего собственного существования, так и условия существования всех членов общества.

Определенные условия, при которых люди производят, соответствуют, - пока еще не возникло противоречие, - их действительной обусловленности, их одностороннему бытию, односторонность которого обнаруживается лишь при возникновении противоречия и существует, следовательно, только для позднейших поколений.

В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности, все односторонности индивидов слились в две простейшие формы - в частную собственность и труд. Сами индивиды совершенно подчинены разделению труда и поэтому поставлены в полнейшую зависимость друг от друга. Частная собственность, поскольку она в рамках труда противостоит труду, развивается из необходимости накопления. , на одной стороне - совокупность производительных сил, которые приняли как бы вещную форму и являются для самих индивидов уже не силами индивидов, а силами частной собственности, - они, следовательно, являются силами индивидов лишь постольку, поскольку последние представляют собой частных собственников. Единственная связь, в которой они еще находятся с производительными силами и со своим собственным существованием, - труд, - потеряла у них всякую видимость самодеятельности и сохраняет их [66] жизнь лишь тем, что калечит ее. В частном праве существующие отношения собственности выражаются как результат всеобщей воли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.