1. Предмет философии науки и понятие историко-философского процесса.
2. Понятие, исторические типы и специфика научной рациональности.
3. Специфика социально-гуманитарных наук и их отличие от естественных наук.
4. Периодизация истории науки. Всемирно-историческое, региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.
5. Философская проблема истины в истории науки.
6. Специфика и виды научной познавательной деятельности.
7. История философии как философская и историческая наука.
8. Типологические черты средневековой философии. Проблемы взаимосвязи науки и религии в средние века.
9. Роль философии в изменении созерцательной позиции ученого эпохи средневековья.
10. Философия эпохи Возрождения и становление современной науки.
11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. (Г. Галилей, Н Коперник, И. Кеплер)
12. Эмпирический метод в философии. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
13. Ф. Бэкон о систематизации наук и новом методе научного исследования.
14. Философские концепции Нового времени и формирование научных картин мира (Р. Декарт, И. Ньютон).
15. Лейбниц Г. как первый организатор научных обществ и инициатор развития науки.
16. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
17. Позитивистская традиция в философии науки.
18. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.
19. Основные этапы и особенности развития доклассической науки.
20. Первая научная революция и начало «классической» науки. Идеалы и нормы «классической» науки.
21. Общая характеристика «неклассической» науки, ее отличия в сравнении с «классическим» этапом ее формирования.
22. «Постнеклассическая» наука и необходимость нового типа рациональности.
23. Нормативная модель науки Р. Мертона.
24. Социокогнитивная концепция науки Т. Куна. Обоснование науки как процесса сочетания «нормального» развития и научных революций. Понятие парадигмы.
25. Концепция «критического рационализма» К. Поппера. Основные положения и понятия.
26. Г. Риккерт о различиях наук о природе и наук о культуре в объектах и методах исследования.
27. Оценки, ценности и интересы познающего субъекта, пределы их допустимости в социогуманитарном и естественнонаучном познании.
28. Герменевтика как метод социогуманитарного познания. Разработка метода герменевтического понимания в работах М. Хайдеггера и Г. Гадамера.
29. Основные направления современной философии науки.
30. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
31. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки.
32. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
33. Мировоззренческая функция философии и процессы становления социально-гуманитарных наук.
34. Онтологическая функция философии и проблемы формирования научной картины мира.
35. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
36. Философские идеи как эвристика научного поиска.
37. Прогностическая роль философского знания.
38. Философское осмысление современных процессов дифференциации и интеграции наук в XX веке.
39. Проблема влияния социальных факторов на процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.
40. Философское осмысление развития техники и появление новых технологий в XX и XXI веках.
41. Философские проблемы виртуализации современного мира.
42. Д. Белл, Э. Тоффлер о роли науки в информационном обществе.
43. Новые тенденции в развитии науки в XXI веке.
44. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки.
45. Новые этические проблемы науки в XXI веке.
46. Экологическая этика и ее философские основания.
47. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
48. Роль России в мировой науке и философии. Особенности интеллектуального развития России
49. М.В. Ломоносов – основатель российской науки. Принцип объединения науки и религии в философском творчестве М.В. Ломоносова.
50. Проблема национального самосознания и путей развития России в философских дискуссиях славянофилов и западников.
51. Единство науки и нравственности в философском наследии П.А. Кропоткина.
52. Философские идеи в русском естествознании XIX – начале XX вв. (Лобачевский, Сеченов, Менделеев, Тимирязев и др.).
53. Проблемы этики научного и художественного творчества в русской философии.
54. Философское, научное и художественное направления в эволюции русского космизма.
55. Проблемы места и роли научного знания в трудах представителей философии всеединства (Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, А.Ф. Лосев).
56. Творчество, культура и судьба России в философском наследии Н.А. Бердяева.
Вопросы по разделу история науки:
Для аспирантов - культурологов:
1. Обоснование П.А. Флоренским необходимости введения терминов "культуроведение" и "культурознание".
2. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
3. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры.
4. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
5. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
6. Специфика культурно-исторических фактов и методы их исследования.
7. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.
8. Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре
9. Наука о культуре как наука о ценностях.
10. Культура как дух и наука о культуре как "наука о духе".
11. Философия культуры как специфический вид знания о культуре.
12. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья
13. Возвращение идеи культуры в гуманистическую эпоху. Гуманизм Возрождения и интерпретация содержания и целей образования
14. Этико-эстетическая, гуманитарная направленность мысли и системы образования эпохи Возрождения.
15. Особенности и основные оппозиции классической модели культуры.
16. Культура как связующее начало цивилизации. Просвещение и образование как способы достижения цивилизованного бытия.
17. Понятие универсальной культуры.
18. Культура в системе социально-политических координат – разделения труда, гражданского общества, государства.
19. Неокантианство как наука о необходимых и общезначимых определениях ценностей.
20. Культурная революция в ее соотношении с политической революцией.
21. П.А.Флоренский: культ как исток культуры.
22. Идея культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского как морфологическая типология.
23. Дифференциация научных дисциплин, изучающих культуру в ХХ1 веке.
Примерные темы рефератов:
· Особенности интерпретации культуры эпохи Возрождения
· Проблема различения «наук о природе» и «наук о духе».
· Вильгельм Виндель-банд и Генрих Риккерт о социально-гуманитарных науках.
· «Науки о духе» и философские взгляды Вильгельма Дильтея.
· Основные этапы формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла
· Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей)
· Возникновение языка и развитие культуры.
· Проблемы формирование объективного единства мира культуры.
· Идеи культуры в эпоху Просвещения.
· Методы исследования культурно-исторических фактов.
· Наука о культуре как "наука о духе".
· Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
· Культура как связующее начало цивилизации.
· Культура как развитие гуманности, человеческого духа и религии.
Для аспирантов искусствоведов
По истории искусствознания:
Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук.
Современная структура искусствоведческого знания
Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности.
Предмет и задачи искусствоведения
Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи
Искусствоведческое исследование как текст
Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания.
Особенности античной мысли об искусстве
Особенности средневековых представлений об искусстве.
Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время
Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания.
Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.
Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.
Проблема отношения искусства к действительности в античной культуре . Понимание искусства в Древнем Риме.
Понятие гармонии в древнегреческой теории музыки.
Особенности средневековой литературы об искусстве.
17. Своеобразие ренессансного этапа развития искусства.
18. Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века
Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения
Социально-политические последствия Великой французской революции и их значение для развития искусства и искусствоведения.
Истоки и основные этапы развития отечественной мысли об искусстве.
Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.
Темы рефератов:
· Институциональные основы современного искусствознания
· Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве.
· Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов.
· Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания.
· Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.
· Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.
· Древнерусское искусство как «мифологическая» система.
· Главные центры развития искусства и мысли об искусстве в Европе XVIII века.
· Романтическое движение и его влияние на искусствознание.
· Философские основы немецкого искусствоведения.
Для аспирантов - педагогов:
Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества.
Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.).
Возникновение письменности и школы.
Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания
Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.
Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.
Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.)
Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).
Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.)
Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.- XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ в России.
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка.
Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания».
Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.).
Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования.
Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания.
Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).
Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).
Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне.
Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт).
Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи).
Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования.
Примерные темы рефератов:
· История педагогики как науки.
· Становлении и развитии теории и практики воспитания.
· Домашнее воспитание и его традиции.
· Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах
· Христианство и его концепция идеала человека.
· Цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора.
· Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования.
· Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци
· Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования.
· Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.).
· Теория и практика проблемного обучения.
· Проблемы образования в социогуманитарной сфере.
По истории филологии (языкознания)
для аспирантов - филологов:
1. Необходимость фиксации культурно значимых текстов
2. Вопрос о зависимости типа письменности от системы языка.
3. Лингвистические проблемы разработки фонографических и идеографических систем письменности.
4. Зарождение филологии.
5. Язык в мифологической картине мира (происхождение языка, многоязычие, органическая взаимосвязь слов и вещей).
6. Зарождение философии языка.
7. Концепция языка и категории у Аристотеля («Категории», «Об истолковании»).
8. Язык в риторической традиции античности.
9. Распространение письменности в средневековой Европе. Латинский язык как культурный язык католической Европы.
10. Знаковая теория блаженного Августина.
11. Гуманистическая филология как основа научного подхода к языку.
12. Синтез эмпиризма и рационализма в философской концепции Г.В. Лейбница и его лингвистическая деятельность (программа собирания материала и сравнительного изучения языков мира, диалектологические опыты, универсальный язык).
13. Влияние лингвистической философии и неопозитивизма на различные школы структурализма.
14. Язык как форма воплощения народного духа.
15. Теория знака и значения как предмет семиотики.
16. Соотношение языка и мышления как философская проблема в теории Н.Хомского.
17. Философский структурализм и структурализм лингвистический.
18. «Философские исследования» Витгенштейна и философия обыденного языка.
19. «Лингвистический поворот» в философии 20 в. Выдвижение языка в центр философской проблематики.
20. Антропоцентрические направления в современной лингвистике.
Примерные темы рефератов:
· Язык в мифологической картине мира
· Осмысление грамматической системы в Александрийской школе
· Синтаксическая теория Аполлония Дискола
· Разработка латинской грамматики и формирование латинской грамматической терминологии (Реммий Палемон, Донат, Присциан).
· Ранние древнеиндийские лингвистические труды.
· Арабская научная лексикография.
· Китайская языковедческая традиция.
· Языковое конструирование в XVII – XVIII вв. (Декарт, Лейбниц, Ньютон, Уилкинз,
· Миссионерская деятельность и расширение эмпирической базы языкознания.
· Теория актуального членения предложения (В.Матезиус).
· «Философские исследования» Витгенштейна и философия обыденного языка.
· Современная философская герменевтика.
· Неокантианство и философия символических форм Э. Кассирера.
По истории социологии
для аспирантов - социологов:
Элементы социально-научного знания у досократиков.
Общая проблематика античного социально-научного знания
Единство этического и политического аспектов платоновской критики.
Проблематичность «утопизма» социально-философской конструкции Платона.
Социальная философия Аристотеля Аристотелевский анализ политических форм социального общения.
Социальные идеи стоиков и Цицерона: формирование понятий естественного права и проблематика гражданского общества.
Социально-философские воззрения Августина.
Социально-научное знание как инструмент политической власти. От Макиавелли к Ф.Бэкону.
Социально-философские и социологические воззрения Т.Гоббса
Ш.Л.Монтескье как предшественник классической социологии.
Социальные воззрения французских просветителей-энциклопедистов. Вольтер и Дидро.
Учение о социальном порядке: социальная статика как позитивистская онтология социального порядка О.Конта.
Г.Спенсер: эволюционная социология и системный подход.
Основные проблемы социологии Эмиля Дюркгейма.
Ф.Тённис: дихотомия «общины» и «общества» в немецкой социологии.
«Система социологии» П.Сорокина и дальнейшее развитие ее основных идей.
Российский постмарксизм и постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве
Релятивистская социология Георга Зиммеля
Веберовская социология в системе наук о культуре. Идея универсально-исторической социологии.
Р.Мертон о социологическом методе и типах теоретизирования в социологии.
Глобальное общество и социальные системы. Уоллерстайн и критика концепций глобализации.
Примерные темы рефератов:
· Аристотелевский анализ политических форм социального общения.
От прогрессистской социальной утопии к социологической науке.
Теория социальных систем и понятие общественной формации.
Место социологии в системе «нравственных наук».
Питирим Сорокин и социологическая проблематика «серебряного века».
Постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве.
Веберовская культурсоциология истории как инструмент социальной диагностики.
Социологические воззрения К.Поппера и его критика «историцизма».
Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.
Понятие общества и социального действия в концепции А.Турена.
Э.Гидденс о проблеме построения современной социальной теории.
Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.
По истории философии
для аспирантов по истории философии:
1. Периодизация античной философии и источники ее изучения.
2. Философия и философы в системе древнегреческой культуры.
3. Учение Платона об обществе, государстве, законах.
4. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.
5. Социально-исторический контекст формирования средневековой философии.
6. Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой этой эпохи.
7. Философия природы и науки Нового времени
8. Учение о человеке в философии Нового времени.
9. Учение Спинозы о природе и субстанции.
10. Социально-философские и политические взгляды Локка.
11. Учение Бэкона о познании и методе.
12. Р. Декарт и рационалистический метод философии. Картезианская концепция мышления.
13. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма
14. Система и основные принципы философии Ф. Гегеля
15. Гуманизм и антропологический принцип Л. Фейербаха.
16. Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева.
17. Основные принципы и идеи философии С. Франка.
18. Философия интуитивизма Н. Лосского.
19. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля.
20. В.Дильтей как основатель философской герменевтики.
21. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера.
Примерные темы рефератов:
· Философия и мифология.
· Учение о познании и логика Аристотеля.
· Философские идеи Николая Кузанского.
· Обоснование либерализма в социальном учении Локка.
· Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).
· Философия как интегральная форма научных знаний
· И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.
· Психоанализ и его философское содержание.
· Новый тип философствования о человеке Л. Шестова.
· Этика творчества и экзистенциальная диалектика Н. Бердяева.
· Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.
· Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма.