Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По истории филологии (языкознания)

Вопросы к кандидатскому экзамену

По курсу

«История и философия науки».

1. Предмет философии науки и понятие историко-философского процесса.

2. Понятие, исторические типы и специфика научной рациональности.

3. Специфика социально-гуманитарных наук и их отличие от естественных наук.

4. Периодизация истории науки. Всемирно-историческое, региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.

5. Философская проблема истины в истории науки.

6. Специфика и виды научной познавательной деятельности.

7. История философии как философская и историческая наука.

8. Типологические черты средневековой философии. Проблемы взаимосвязи науки и религии в средние века.

9. Роль философии в изменении созерцательной по­зиции ученого эпохи средневековья.

10. Философия эпохи Возрождения и становление современной науки.

11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. (Г. Галилей, Н Коперник, И. Кеплер)

12. Эмпирический метод в философии. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

13. Ф. Бэкон о систематизации наук и новом методе научного исследования.

14. Философские концепции Нового времени и формирование научных картин мира (Р. Декарт, И. Ньютон).

15. Лейбниц Г. как первый организатор научных обществ и инициатор развития науки.

16. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

17. Позитивистская традиция в философии науки.

18. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.

19. Основные этапы и особенности развития доклассической науки.

20. Первая научная революция и начало «классической» науки. Идеалы и нормы «классической» науки.

21. Общая характеристика «неклассической» науки, ее отличия в сравнении с «классическим» этапом ее формирования.

22. «Постнеклассическая» наука и необходимость нового типа рациональности.

23. Нормативная модель науки Р. Мертона.

24. Социокогнитивная концепция науки Т. Куна. Обоснование науки как процесса сочетания «нормального» развития и научных революций. Понятие парадигмы.

25. Концепция «критического рационализма» К. Поппера. Основные положения и понятия.

26. Г. Риккерт о различиях наук о природе и наук о культуре в объектах и методах исследования.

27. Оценки, ценности и интересы познающего субъекта, пределы их допустимости в социогуманитарном и естественнонаучном познании.

28. Герменевтика как метод социогуманитарного познания. Разработка метода герменевтического понимания в работах М. Хайдеггера и Г. Гадамера.

29. Основные направления современной философии науки.

30. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.

31. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки.

32. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

33. Мировоззренческая функция философии и процессы становления социально-гуманитарных наук.

34. Онтологическая функция философии и проблемы формирования научной картины мира.

35. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

36. Философские идеи как эвристика научного поиска.

37. Прогностическая роль философского знания.

38. Философское осмысление современных процессов дифференциации и интеграции наук в XX веке.

39. Проблема влияния социальных факторов на процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности.

40. Философское осмысление развития техники и появление новых технологий в XX и XXI веках.

41. Философские проблемы виртуализации современного мира.

42. Д. Белл, Э. Тоффлер о роли науки в информационном обществе.

43. Новые тенденции в развитии науки в XXI веке.

44. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки.

45. Новые этические проблемы науки в XXI веке.

46. Экологическая этика и ее философские основания.

47. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

48. Роль России в мировой науке и философии. Особенности интеллектуального развития России

49. М.В. Ломоносов – основатель российской науки. Принцип объединения науки и религии в философском творчестве М.В. Ломоносова.

50. Проблема национального самосознания и путей развития России в философских дискуссиях славянофилов и западников.

51. Единство науки и нравственности в философском наследии П.А. Кропоткина.

52. Философские идеи в русском естествознании XIX – начале XX вв. (Лобачевский, Сеченов, Менделеев, Тимирязев и др.).

53. Проблемы этики научного и художественного творчества в русской философии.

54. Философское, научное и художественное направления в эволюции русского космизма.

55. Проблемы места и роли научного знания в трудах представителей философии всеединства (Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, А.Ф. Лосев).

56. Творчество, культура и судьба России в философском наследии Н.А. Бердяева.

 

 

Вопросы по разделу история науки:

Для аспирантов - культурологов:

1. Обоснование П.А. Флоренским необходимости введения терминов "культуроведение" и "культурознание".

2. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

3. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры.

4. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

5. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

6. Специфика культурно-исторических фактов и методы их исследования.

7. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития.

8. Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре

9. Наука о культуре как наука о ценностях.

10. Культура как дух и наука о культуре как "наука о духе".

11. Философия культуры как специфический вид знания о культуре.

12. Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья

13. Возвращение идеи культуры в гуманистическую эпоху. Гуманизм Возрождения и интерпретация содержания и целей образования

14. Этико-эстетическая, гуманитарная направленность мысли и системы образования эпохи Возрождения.

15. Особенности и основные оппозиции классической модели культуры.

16. Культура как связующее начало цивилизации. Просвещение и образование как способы достижения цивилизованного бытия.

17. Понятие универсальной культуры.

18. Культура в системе социально-политических координат – разделения труда, гражданского общества, государства.

19. Неокантианство как наука о необходимых и общезначимых определениях ценностей.

20. Культурная революция в ее соотношении с политической революцией.

21. П.А.Флоренский: культ как исток культуры.

22. Идея культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского как морфологическая типология.

23. Дифференциация научных дисциплин, изучающих культуру в ХХ1 веке.

 

Примерные темы рефератов:

 

· Особенности интерпретации культуры эпохи Возрождения

· Проблема различения «наук о природе» и «наук о духе».

· Вильгельм Виндель-банд и Генрих Риккерт о социально-гуманитарных науках.

· «Науки о духе» и философские взгляды Вильгельма Дильтея.

· Основные этапы формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла

· Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей)

· Возникновение языка и развитие культуры.

· Проблемы формирование объективного единства мира культуры.

· Идеи культуры в эпоху Просвещения.

· Методы исследования культурно-исторических фактов.

· Наука о культуре как "наука о духе".

· Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

· Культура как связующее начало цивилизации.

· Культура как развитие гуманности, человеческого духа и религии.

 

 

Для аспирантов искусствоведов

По истории искусствознания:

 

 

  1. Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук.
  2. Современная структура искусствоведческого знания
  3. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности.
  4. Предмет и задачи искусствоведения

 

  1. Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи
  2. Искусствоведческое исследование как текст
  3. Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания.
  4. Особенности античной мысли об искусстве
  5. Особенности средневековых представлений об искусстве.
  6. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время
  7. Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания.
  8. Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.
  9. Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.
  10. Проблема отношения искусства к действительности в античной культуре . Понимание искусства в Древнем Риме.
  11. Понятие гармонии в древнегреческой теории музыки.
  12. Особенности средневековой литературы об искусстве.

 

17. Своеобразие ренессансного этапа развития искусства.

18. Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века

  1. Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения
  2. Социально-политические последствия Великой французской революции и их значение для развития искусства и искусствоведения.
  3. Истоки и основные этапы развития отечественной мысли об искусстве.
  4. Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.

 

Темы рефератов:

 

· Институциональные основы современного искусствознания

· Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве.

· Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов.

· Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания.

· Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.

· Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.

· Древнерусское искусство как «мифологическая» система.

· Главные центры развития искусства и мысли об искусстве в Европе XVIII века.

· Романтическое движение и его влияние на искусствознание.

· Философские основы немецкого искусствоведения.

Для аспирантов - педагогов:

 

  1. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества.
  2. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.).
  3. Возникновение письменности и школы.
  4. Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания
  5. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.
  6. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.
  7. Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.)
  8. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).
  9. Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.)
  10. Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.- XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ в России.
  11. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка.
  12. Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания».
  13. Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.).
  14. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования.
  15. Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания.
  16. Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).
  17. Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).
  18. Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне.
  19. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт).
  20. Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи).
  21. Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования.

 

Примерные темы рефератов:

· История педагогики как науки.

· Становлении и развитии теории и практики воспитания.

· Домашнее воспитание и его традиции.

· Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах

· Христианство и его концепция идеала человека.

· Цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора.

· Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования.

· Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци

· Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования.

· Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.).

· Теория и практика проблемного обучения.

· Проблемы образования в социогуманитарной сфере.

По истории филологии (языкознания)

для аспирантов - филологов:

 

1. Необходимость фиксации культурно значимых текстов

2. Вопрос о зависимости типа письменности от системы языка.

3. Лингвистические проблемы разработки фонографических и идеографических систем письменности.

4. Зарождение филологии.

5. Язык в мифологической картине мира (происхождение языка, многоязычие, органическая взаимосвязь слов и вещей).

6. Зарождение философии языка.

7. Концепция языка и категории у Аристотеля («Категории», «Об истолковании»).

8. Язык в риторической традиции античности.

9. Распространение письменности в средневековой Европе. Латинский язык как культурный язык католической Европы.

10. Знаковая теория блаженного Августина.

11. Гуманистическая филология как основа научного подхода к языку.

12. Синтез эмпиризма и рационализма в философской концепции Г.В. Лейбница и его лингвистическая деятельность (программа собирания материала и сравнительного изучения языков мира, диалектологические опыты, универсальный язык).

13. Влияние лингвистической философии и неопозитивизма на различные школы структурализма.

14. Язык как форма воплощения народного духа.

15. Теория знака и значения как предмет семиотики.

16. Соотношение языка и мышления как философская проблема в теории Н.Хомского.

17. Философский структурализм и структурализм лингвистический.

18. «Философские исследования» Витгенштейна и философия обыденного языка.

19. «Лингвистический поворот» в философии 20 в. Выдвижение языка в центр философской проблематики.

20. Антропоцентрические направления в современной лингвистике.

Примерные темы рефератов:

· Язык в мифологической картине мира

· Осмысление грамматической системы в Александрийской школе

· Синтаксическая теория Аполлония Дискола

· Разработка латинской грамматики и формирование латинской грамматической терминологии (Реммий Палемон, Донат, Присциан).

· Ранние древнеиндийские лингвистические труды.

· Арабская научная лексикография.

· Китайская языковедческая традиция.

· Языковое конструирование в XVII – XVIII вв. (Декарт, Лейбниц, Ньютон, Уилкинз,

· Миссионерская деятельность и расширение эмпирической базы языкознания.

· Теория актуального членения предложения (В.Матезиус).

· «Философские исследования» Витгенштейна и философия обыденного языка.

· Современная философская герменевтика.

· Неокантианство и философия символических форм Э. Кассирера.

 

По истории социологии

для аспирантов - социологов:

 

  1. Элементы социально-научного знания у досократиков.
  2. Общая проблематика античного социально-научного знания
  3. Единство этического и политического аспектов платоновской критики.
  4. Проблематичность «утопизма» социально-философской конструкции Платона.
  5. Социальная философия Аристотеля Аристотелевский анализ политических форм социального общения.
  6. Социальные идеи стоиков и Цицерона: формирование понятий естественного права и проблематика гражданского общества.
  7. Социально-философские воззрения Августина.
  8. Социально-научное знание как инструмент политической власти. От Макиавелли к Ф.Бэкону.
  9. Социально-философские и социологические воззрения Т.Гоббса
  10. Ш.Л.Монтескье как предшественник классической социологии.
  11. Социальные воззрения французских просветителей-энциклопедистов. Вольтер и Дидро.
  12. Учение о социальном порядке: социальная статика как позитивистская онтология социального порядка О.Конта.
  13. Г.Спенсер: эволюционная социология и системный подход.
  14. Основные проблемы социологии Эмиля Дюркгейма.
  15. Ф.Тённис: дихотомия «общины» и «общества» в немецкой социологии.
  16. «Система социологии» П.Сорокина и дальнейшее развитие ее основных идей.
  17. Российский постмарксизм и постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве
  18. Релятивистская социология Георга Зиммеля
  19. Веберовская социология в системе наук о культуре. Идея универсально-исторической социологии.
  20. Р.Мертон о социологическом методе и типах теоретизирования в социологии.
  21. Глобальное общество и социальные системы. Уоллерстайн и критика концепций глобализации.

Примерные темы рефератов:

· Аристотелевский анализ политических форм социального общения.

  • От прогрессистской социальной утопии к социологической науке.
  • Теория социальных систем и понятие общественной формации.
  • Место социологии в системе «нравственных наук».
  • Питирим Сорокин и социологическая проблематика «серебряного века».
  • Постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве.
  • Веберовская культурсоциология истории как инструмент социальной диагностики.
  • Социологические воззрения К.Поппера и его критика «историцизма».
  • Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.
  • Понятие общества и социального действия в концепции А.Турена.
  • Э.Гидденс о проблеме построения современной социальной теории.
  • Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

 

 

По истории философии

для аспирантов по истории философии:

 

 

1. Периодизация античной философии и источники ее изучения.

2. Философия и философы в системе древнегреческой культуры.

3. Учение Платона об обществе, государстве, законах.

4. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.

5. Социально-исторический контекст формирования средневековой философии.

6. Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой этой эпохи.

7. Философия природы и науки Нового времени

8. Учение о человеке в философии Нового времени.

9. Учение Спинозы о природе и субстанции.

10. Социально-философские и политические взгляды Локка.

11. Учение Бэкона о познании и методе.

12. Р. Декарт и рационалистический метод философии. Картезианская концепция мышления.

13. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма

14. Система и основные принципы философии Ф. Гегеля

15. Гуманизм и антропологический принцип Л. Фейербаха.

16. Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева.

17. Основные принципы и идеи философии С. Франка.

18. Философия интуитивизма Н. Лосского.

19. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля.

20. В.Дильтей как основатель философской герменевтики.

21. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера.

 

Примерные темы рефератов:

· Философия и мифология.

· Учение о познании и логика Аристотеля.

· Философские идеи Николая Кузанского.

· Обоснование либерализма в социальном учении Локка.

· Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).

· Философия как интегральная форма научных знаний

· И.Кант: диалектика теоретического и практического разума.

· Психоанализ и его философское содержание.

· Новый тип философствования о человеке Л. Шестова.

· Этика творчества и экзистенциальная диалектика Н. Бердяева.

· Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.

· Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.