К основным организационным формам проведения научного семинара относятся:
4.1. Для научно-методологического семинара:
дискуссии по современным проблемам соответствующей области науки и философским проблемам ее развития;
тренинги, коллоквиумы по обсуждению материалов периодических отечественных и зарубежных научных изданий.
4.2. Для научно-исследовательского/научно-практического семинара:
презентации научных руководителей студентов магистратуры по направлениям собственных исследований/ практических разработок и формулировке возможных тем магистерских диссертаций;
мастер-классы и презентации приглашенных к участию в семинаре сторонних исследователей и практиков бизнеса по постановке актуальных аналитических и исследовательских задач;
кейсы, деловые игры и дискуссии по актуальным проблемам соответствующей области науки и подготовки магистерской диссертации, проводимые преподавателями вуза и приглашенными сторонними исследователями и практиками;
презентации результатов исследований/практических разработок студентов магистратуры;
предварительная защита магистерских диссертаций с оценкой работы научным руководителем студента.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА НАУЧНЫЙ СЕМИНАР
5.1. В соответствии с пунктами 7.6. ФГОС ВПО (уровень магистратуры) и пунктом 40 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.
5.2. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 16 или 18 академических часов (пункт 7.7. ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика» и «Финансы и кредит» соответственно) (уровень магистратуры).
5.3. Рекомендуемый объем времени, отводимый на научный семинар, должен планироваться в пределах времени, отведенного на раздел «Практики и научно-исследовательская работа», который в соответствии с ФГОС ВПО (уровень магистратуры) составляет 45-50 зачетных единиц ООП магистратуры, включая все виды текущей и промежуточной аттестаций.
5.4. Согласно примерному учебному плану подготовки магистров по направлению 080100 Экономика, разработанному УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, на практику и научно-исследовательскую работу отводится 45 зачетных единиц (1620 часов), из них на преддипломную практику - 12 зачетных единиц (432 часа), на научно-исследовательскую работу - 33 зачетные единицы (1188 часов), включая 6 зачетных единиц (216 часов) на научный семинар.
6. РУКОВОДСТВО НАУЧНЫМ СЕМИНАРОМ
6.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе, путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; обеспечения компетентности преподавательского состава (пункт 8.1. ФГОС ВПО).
6.2. Не менее 80 % преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей (пункт 7.17. ФГОС ВПО).
6.3. Ответственным за содержание и организацию научного семинара является руководитель магистерской программы.
6.4. Для подготовки и проведения конкретного научного семинара распоряжением заведующего кафедрой назначается руководитель.
6.6. К работе в научном семинаре привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, представители российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, приглашенные преподаватели (пункт 7.3. ФГОС ВПО).
6.7. Основные функции руководителя семинара:
разработка содержательной и организационной части программы семинара;
организация и проведение научных и научно-практических круглых столов и мини-конференций, мастер-классов в рамках конкретного научного семинара;
организация работы по подготовке сборников научных трудов магистрантов;
участие в организации и проведении конкурсов научных работ;
проведение консультаций по проводимому научному исследованию;
консультирование студента в процессе работы над магистерской диссертацией (в обосновании темы магистерской диссертации, при проведении самостоятельных исследований, в ходе выполнения отдельных глав диссертации, включая при необходимости внесение корректив).
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УЧАСТИЯ МАГИСТРАНТА В НАУЧНОМ СЕМИНАРЕ
7.1. Участие студента в научно-методологическом семинареможет не подлежать контролю в виде зачета.
7.2. Формой контроля студента в научно-исследовательском/научно-практическом семинареявляется зачет.
При выставлении зачета руководитель научного семинара учитывает:
официальное закрепление за магистрантом темы и руководителя;
степень готовности 1 главы;
степень готовности 2 главы;
степень готовности введения и заключения;
количество научных публикаций для защиты магистерской диссертации;
участие в круглых столах и конференциях;
участие в написании коллективной монографии.
кейсы, деловые игры и дискуссии по актуальным проблемам соответствующей области науки и подготовки магистерской диссертации, проводимые преподавателями вуза и приглашенными сторонними исследователями и практиками;
презентации результатов исследований/практических разработок студентов магистратуры;
предварительная защита магистерских диссертаций с оценкой работы научным руководителем студента.
Разработчики:
________________ д.э.н., профессор, зав. кафедрой Е.Д. Халевинская(подпись)
________________ д.э.н., доцент, ……………………. И.А. Кудряшова