Существуют многочисленные, хорошо документально подтвержденные последствия инцестового и неинцестовогозлоупотребления ребенком /4/. Эти последствия могут быть иодномоментными и продолжительными.
Единичные эффектыпроявляются после первых двух лет после происшедшего. В разных исследованиях приводятся такие цифры: их имеют от 1/4 до почти 2/3 детей, испытавших сексуальные оскорбления. Тем не менее, в литературе есть ссылки на то, что эти данные не упорядочены.
• социальные нарушения, заключающиеся в трудностях в
школе, в прогулах занятий, побегах из дома в ранних браках,
подростковых злоупотреблениях.
Наряду с кратковременными, корректируемыми последствиями, сексуальные злоупотребления могут оставлять выжившему взрослому глубокие рубцы. У этих взрослых чаще, чем у представителей большей выборки, фиксируются психологические, соматические и сексуальные проблемы /4/.
По D.Finkelhor и A.Browne, последствия злоупотребления в детстве (и прочие) у взрослого имеют следующие проявления /4/:
§ депрессия как самый распространенный эффект перенесенного в детстве сексуального злоупотребления;
§ саморазрушительные тенденции, включая суицидальные мысли и попытки;
§ соматические нарушения и психические дисфункции(тревога, нервозность, расстройства в приеме пищи - анорексия и булимия);
§ чувствонарушения схемы тела;
§ ощущение, что вещи вокруг«нереальны»;
§ негативнаясамоконцепция (отчуждение, изоляция, низкие самооценка и самоуважение);
§ сложности в межличностныхотношениях (трудности в общении с обоими полами, конфликты с родителями и собственными детьми, большие сложности в доверии к людям вообще);
§ повторные сексуальные преследования (женщины, которыми сексуально злоупотребили в детстве, более уязвимы к сексуальному супружескому и внебрачному сексуальному насилию);
§ сексуальные проблемы (взрослый, переживший сексуальное злоупотребление, не может позволить себе расслабиться и насладиться сексуальной активностью). Они избегают сексуальных отношений, подавляют сексуальные желания либо у них отсутствует оргазм /4/.
В совокупности последствия сексуального злоупотреблениясоздают травматическую динамику, которая сказывается на способности ребенка общаться с миром /4/. D.Finkelhor и A.Browne предлагают модель травмы сексуального злоупотребления, которая содержит 4 компонента: травматическая сексуализация, предательство, бессилие и клеймо
Бесчестия /4/.
Когда эти факторы сходятся вместе как результат сексуального злоупотребления, они изменяют когнитивную и эмоциональную ориентацию ребенка на мир. Травма искажает собственную концепцию ребенка, его представления о мире и эффективность его способностей. Эти последствия воздействуют на выживших - на взрослых и на детей /4/.
Травматическая сексуализация - это процесс, который характеризуется неправильным сексуальным развитием ребенка, пережившего сексуальное злоупотребление, и его межличностной дисфункцией /4/.
По мнению D.Finkelhor и A.Browne, это проявляется в изменении его привязанности и внимания, он научается использовать поведенческие стратегии для манипулирования другими, получения привилегий и даров /4/. Это происходит за счет фетишизации и искажения значимости определенных частей тела ребенка. Появляются неадекватные представления о сексуальном поведении и морали, которые передаются правонарушителем ребенку. Также пугающие ребенка воспоминания связываются в его сознании с сексуальной деятельностью.Сексуально травмированный ребенок научается неадекватному сексуальному поведению и, прежде всего, манипулированию гениталиями взрослого ради привязанности. Положительные эмоции, чувство любви и заботы связывается в сознании ребенка с сексуальностью /4/.
Особенно тяжелыми сексуальные проблемы бывают у взрослых. Их могут беспокоить тяжелые воспоминания, сексуальные дисфункции и негативные чувства к собственному телу. Они могут путаться в сексуальных нормах и стандартах: могут верить, что сексом можно торговать во имя привязанности /4/.
Некоторые женщины вешают на себя ярлык «непорядочная», ноэточаще бывает следствием ее самовосприятия, чем реального ее поведения. Названные проявления широко распространены среди проституток /4/.
Предательство. Дети, обнаружившие, что те, к кому они были привязаны или от которых зависели, нанесли им вред, чувствуют себя преданными. Это чувство может возникнуть по отношению к людям (к матери, сестре), которые не смогли защитить их от сексуального злоупотребления, чувством потери лица, которому человек доверял, что значительно изменяет его способность к доверию вообще. Но кто-то может, напротив, ощущать острую потребность в доверительных отношениях. Напротив, недоверие может проявляться во враждебности и гневе /4/.
В подростковом возрасте девиантное и делинквентное поведение могут быть «средством защиты» от будущего предательства. А гнев может отражать потребность в возмездии. В некоторых случаях недоверие может проявляться в самоизоляции подростка и избежании им близких взаимоотношений /4/.
Бессилие. Дети испытывают чувство бессилия, когда в их тело или личное пространство вторгаются без их воли. У взрослых бессилие переживается как страх или тревога, когда человек чувствует, что он не способен контролировать события, что он гораздо менее успешен. Он оказывается более уязвимым для супружеского и внебрачного сексуального преследования. У части взрослых, напротив, появляется чрезмерная потребность в контроле над другими и в доминировании над ними /4/.
Ощущение клейма передается ребенку правонарушителем, внутренне перерабатывается потерпевшим и переживается как чувства самоуничижения, вины и стыда. Этим переживаниям способствует атмосфера секретности, на которой настаивает злоупотребитель, а также изначальное знание о табуировании подобной деятельности в общественном сознании. Подобные чувства переживают и взрослые. Низкое самоуважение провоцируется и чувством, что пережитое сделало их «испорченным товаром» и ощущают собственное «отличие» от других, потому что ошибочно полагают, что подобное – уникальное событие /4/.